Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[N.P._Eroshkin]_Istoriya_gosudarstvennueh_uchre...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
3.68 Mб
Скачать

§ 6. Государственный строи россии накануне великой октябрьской социалистической революции

Накануне Великой Октябрьской социалистической революции го­сударственный строй России представлял собой фактически буржу­азную республику с очень неустойчивой властью Временного прави­тельства. Эта неустойчивость вызывалась тем, что пришедшая к вла­сти буржуазия и обуржуазившиеся помещики вместе с поддерживав­шими их соглашателями зашли в тупик; они не хотели и не могли разрешить важнейшие внутриполитические и внешнеполитические задачи, стоявшие перед страной: дать народным массам желанные мир, землю, продовольствие, вывести народное хозяйство из состоя­ния хаоса разрухи.

Временное правительство сохраняло основные звенья государст­венного аппарата самодержавия, стремилось подчеркнуть от него «преемственность», «непрерывность в праве», оттягивало разрешение многих вопросов до созыва Учредительного собрания.

[344]

Оставленные за штатом чиновники упраздненных учреждений (за исключением чинов полиции и жандармерии) при Временном прави­тельстве получали значительные пенсии, выходные пособия и даже так называемые «заштатные пособия» — фактически жалование, выплачиваемое сокращенным чиновникам в течение шести месяцев. Со­хранялись «Табель о рангах», чины, звания и чиновничьи привиле­гии, закрепленные в третьем томе «Свода законов».

Важнейшим высшим законодательным и распорядительным уч­реждением России считалось Временное правительство, возглавляе­мое министром — председателем; власть последнего с каждым новым составом правительства возрастала. С конца августа министр-председатель А. Ф. Керенский стал одновременно и верховным главноко­мандующим. Внешним выражением власти Керенского было созда­ние особой канцелярии министра-председателя в июле, его «военно­го кабинета» (фактически военно-походной канцелярии) — в начале октября.

Из других высших учреждений России официально действовали лишь Сенат, Синод и Особые совещания. Государственная дума со­биралась на закулисные «частные совещания» до начала октября.

Приступивший к деятельности с 7 октября многолюдный Совет республики (Предпарламент) был простой говорильней, поскольку его даже законосовещательные функции были неполными, урезан­ными, правительство не было обязано передавать на его обсуждение законопроекты.

Местный государственный аппарат к осени 1917 г. представлял собой пеструю мозаику. Наряду с новыми должностными лицами и учреждениями (комиссары, управления и комитеты) продолжали действовать многие старые органы суда, финансового, администра­тивно-хозяйственного и военного аппарата и пр. Значительно возрос­ло значение земских и городских органов, ставших действительно ор­ганами самоуправления, военно-промышленных комитетов; большую роль в местном управлении играли комитеты общественных органи­заций.

Наряду с этим в России в центре и на местах существовали орга­ны диктатуры пролетариата и крестьянства — Советы рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов; их деятельность после подавления корниловского мятежа заметно оживилась.

К октябрю 1917 г. большинство в Советах крупнейших центров страны принадлежало большевикам. Соглашательские ВЦИК перво­го созыва и ЦИК Советов крестьянских депутатов оказались изоли­рованными от большинства местных Советов. Эти оторванные от масс высшие органы советской организации в первую половину ок­тября тянули страну к парламентаризму. В редакционной статье га­зеты «Известия» ВЦИК от 12 октября под характерным названием «Кризис советской организации» Советы квалифицировались как «временные бараки», «приютившие» после падения самодержавия «всю демократию». Считая это положение временным, официальный

[345]

орган печати ВЦИК предлагал снести эти временные постройки и «на месте бараков строить постоянное каменное здание нового строя»; первым этажом этого здания признавался Предпарламент.

Опираясь на преобладание в Советах, на возросшее влияние на фронте (особенно в солдатских комитетах на Северном фронте) и Балтийском флоте, используя разложение в рядах соглашателей и растерянность, неустойчивость правительства, большевистская партия во главе с руководимым В. И. Лениным Центральным Комитетом по­вела массы на штурм буржуазного государства. «Кризис назрел», — писал В. И. Ленин в конце сентября 1917 г.

В первой половине октября по стране прошли съезды местных Советов; большинство их прошло под большевистскими лозунгами и высказалось за немедленное вооруженное восстание. Особенно боль­шую роль сыграл съезд Советов Северной области, который открылся 11 октября.

На заседании Петроградского Совета 12 октября по предложению большевиков было принято решение о создании при Совете Военно-революционного Комитета по обороне Петрограда и для противодей­ствия контрреволюционной попытке штаба Петроградского военного округа вывести революционные полки из столицы.

Окончательно этот Комитет оформился к 20 октября, когда про­исходило первое заседание ВРК; 21 октября оформилось бюро ВРК; наиболее энергичными деятелями его были большевики Н. И. Под­войский (председатель) и В. А. Антонов-Овсеенко.

Кроме представителей Совета, в состав Военно-революционного комитета вошли представители от гарнизона Петрограда, Центробалта, Финляндского областного комитета большевиков, фабзавкомов,. профсоюзов, Советов крестьянских депутатов и других демократических организаций, находящихся под влиянием большевиков. Чле­нами Военно-революционного комитета были В. И. Ленин, Ф. Э. Дзер­жинский, Я. М. Свердлов.

На заседании ЦК большевистской партии 10 октября была принята резолюция В. И. Ленина о необходимости подготовки воору­женного восстания. Расширенное заседание Центрального Комитета 16 октября подтвердило резолюцию В. И. Ленина, принятую 10 ок­тября; ЦК избрал партийный центр по организационному руковод­ству восстанием в составе Я. М. Свердлова, И. В. Сталина, А. С. Буб­нова, М. С. Урицкого и Ф. Э- Дзержинского. Партийный центр во­шел в состав Военно-революционного комитета.

С 20 по 24 октября Военно-революционный комитет провел боль­шую работу по мобилизации отрядов Красной гвардии, революцион­ных солдат и моряков.

Важнейшим мероприятием Петроградского военно-революцион­ного комитета было введение института комиссаров, направленных в воинские части, учреждения, склады; комиссары Военно-революцион­ного комитета парализовали деятельность органов Временного пра­вительства и штаба Петроградского военного округа.

[346]

Штабом вооруженного восстания, начавшегося вечером 24 октяб­ря, был Смольный институт, где находились Центральный Комитет партии, Партийный центр и Военно-революционный комитет. С вече­ра 24-го в Смольный пробрался и находившийся на частной кварти­ре В. И. Ленин, возглавлявший общее руководство восстанием с са­мого его начала.

К утру 25 октября в руках восставших находился весь Петрог­рад. Военно-революционный комитет опубликовал воззвание «К гра­жданам России!», написанное В. И. Лениным; в нем говорилось: «Вре­менное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депута­тов — Военно-революционного комитета, стоящего во главе петро­градского пролетариата и гарнизона.

Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демо­кратического мира, отмена помещичьей собственности на землю, ра­бочий контроль над производством, создание Советского правитель­ства, это дело обеспечено.

Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!»281.

У Временного правительства оставались лишь Зимний дворец, Главный штаб и Мариинский дворец, где заседал Предпарламент. В 12 ч. дня войсками Военно-революционного комитета был занят Мариинский дворец, и Предпарламент прекратил свое существование; вскоре пал и Главный штаб.

Министр-председатель А. Ф. Керенский утром 25 октября под предлогом встречи подходящих к столице верных правительству ча­стей войск покинул столицу на автомобиле американского посольст­ва. Оставшиеся в Зимнем дворце министры (кроме арестованного ра­нее С. Н. Прокоповича) выбрали из своей среды «главноначальству-ющим» Н. М. Кишкина и под охраной юнкеров, отдельных групп офицеров и женского «батальона смерти» отсиживались в блокиро­ванном Зимнем дворце. Для руководства штурмом Зимнего дворца Военно-революционный комитет выделил боевую тройку: Н. И. Под­войский, В. А. Антонов-Овсеенко и Г. И. Чудновский.

В 9 ч. вечера 25 октября по выстрелам Петропавловской крепо­сти и крейсера «Аврора» начался штурм Зимнего дворца.

В 10 ч. 45 м. вечера в актовом зале Смольного открылся Второй Всероссийский съезд Советов. Из 650 делегатов его, прибывших к открытию съезда, к большевистской фракции принадлежало 390 де­путатов; враждебно настроенные меньшевики и правые эсеры (около 70 депутатов) вскоре покинули съезд.

Штурм Зимнего дворца увенчался успехом. В 2 ч. 10 м. ночи в Малахитовом зале Зимнего дворца членом Военно-революционного комитета большевиком В. А. Антоновым-Овсеенко были арестованы 15 министров Временного правительства во главе с Кишкиным и Ко-

[347]

новаловым, оба помощника главноначальствующего: начальник обо­роны Зимнего дворца, губернатор Пальчинский и эсер Рутенберг. Арестованные были препровождены в крепость.

26 октября II съезд Советов принял первые декреты Советской власти (о мире, земле, о создании Советского правительства).

Военно-революционные комитеты на местах строились по образ­цу Петроградского. Наличие или иногда преобладание в некоторых военно-революционных комитетах представителей эсеров или мень­шевиков придавало действиям таких комитетов нерешительный ха­рактер (как это было, например, в Москве).

Выступая на заседании Петроградского Совета рабочих й сол­датских депутатов днем 25 октября, В. И. Ленин сказал: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась.

Какое значение имеет эта рабочая и крестьянская революция? Прежде всего, значение этого переворота состоит в том, что у нас будет Советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии. Угнетенные массы сами создадут власть. В корне будет разбит старый государственный ап­парат и будет создан новый аппарат управления в лице советских ор­ганизаций.

Отныне наступает новая полоса в истории России, и данная, тре­тья русская революция должна в своем конечном итоге привести к победе социализма»282.

***

Великая Октябрьская социалистическая революция сломала ста­рый правительственный аппарат буржуазно-помещичьей России. Пов­семестно создается новый советский государственный аппарат.