Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Філософія.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
574.98 Кб
Скачать

5. Общественная власть и государство.

В социально-практический способ бытия органически входит государство. Насколько противоречива его роль и насколько раз­лично к нему отношение, можно видеть из его определений. Вы­дающийся отец церкви V в. Августин Блаженный называл государство «большой шайкой разбойников». Гоббс сравнивал госу­дарство с Левиафаном, библейским чудовищем неземной силы. Гегель писал: «Государство — это шествие Бога в мире». В.И. Ле­нин: «государство — это машина для подавления одного класса другим». И наконец, Н.Бердяев: начало государства — иррацио­нально. Выступая против зла, государство «сеет зло и бывает мощным источником зла и тогда нужна новая власть, чтобы положить этому предел».

Как видно из приведенных определений, государству припи­сываются разнообразные свойства: грабительский характер, мис­тическая сила, бездушность машины, репрессивность, иррацио­нальность и парадоксальность: одной рукой оно карает зло, а дру­гой — его порождает. Естественно, что все эти определения не являются плодом фантазии и каждое из них фиксирует некоторые черты реального учреждения, называемого государством.

Истоки государства находятся в общественной власти, т.е. власти общества. Сама по себе власть это способность влиять на лю­дей и контролировать их действия. Гольбах отмечал: «Власть пред­ставляет собой весьма действенное средство решающим образом влиять на судьбу большого числа индивидов и вместе с тем поль­зоваться ими как орудиями для осуществления своей личной воли, для умножения своих богатств и своего счастья». Немецкий соци­олог М. Вебер считал, что власть — это возможность «осущест­влять свою волю вопреки сопротивлению тех, кого это затрагива­ет, либо при согласии их».

Общественная власть — это особое воплощение воли, извест­ное отчуждение от сообщества людей их самостоятельности в вы­боре целей и средств их достижения и присвоение ее обществен­ным учреждением. Такое отчуждение — естественное развитие родового коллектива. Немощность детей оборачивается властью родителей. На одном полюсе формируется ответственность свое­образного опекуна, на другом — умение прислушаться к голосу старшего и опытного.

Усложнение хозяйственной, культовой, бытовой жизни родо­вого коллектива делает исполнение властных функций постоян­ной обязанностью. Власть как бы отделяется от самого коллекти­ва и возвышается над ним. А это переворачивает отношения в родовом сообществе. Теперь не сородичи со своими индивидуаль­ным особенностями накладывают отпечаток на власть, а власть как особая общественная функция подбирает соответствующих людей: опытных, авторитетных, волевых, обладающих организа­торскими способностями и умением подчинять людей, завоевы­вать их расположение и си Родовая власть, хотя и отделяется от родового сообщества, все же опирается на авторитет, на мнение народного собрания. Но она в силу своей самостоятельности нуждается в гарантиях для своей весомости и эффективности. Такой гарантией может быть только учреждение. Первые опыты по созданию общественных учреждений выливаются в советы старейшин. Деятельность таких советов регулируется обычаями и традициями, и ее эффективность находится в прямой зависимости от авторитета родовых и племен­ных вождей.

Следующий шаг в развитии общественной власти заключается в ее самоопределении. Таким самоопределением может быть толь­ко ее собственная воля, право, закон. Общественная власть предъ­являет свои права на руководство общественными делами и дек­ларирует эти права с согласия или без согласия народа. Государ­ство — это правовая общественная власть, власть, опирающаяся на материальную силу своего административного, судебного и военного аппарата. С государства начинается профессиональная деятельность по управлению общественными делами.

И здесь наблюдается привычная для развития общества карти­на. Объективные условия жизни людей пробивают себе дорогу через борьбу страстей, амбиций, интересов, личных убеждений и т.д. и в конце концов материализуются в общественном устройст­ве, в данном случае — государстве. Отныне отношения между людьми формализуются, их личные качества и достоинства не имеют непосредственного значения, важнее формальная роль, ста­тус. Система управления мало считается с личным обаянием того или иного гражданина. Насилие над этим гражданином, над его телом, угроза тюрьмы, долговой ямы и лишения жизни — вот что становится ведущим в государственной системе управления. Тело человека превращается в символ его бессилия перед отчужденной от него государственной властью. С телом человека можно делать все — морить голодом и газами, избивать и пытать, вешать и расчленять. В насилии — сила государства.

Утвердившись с помощью правовых норм, законов и воору­женных отрядов, государство превращает жителей определенной территории в своих подданных и облагает их налогом.

Основная функция государства — поддержание нормальных условий для хозяйственной жизни. Для этого общество в лице государство борется с незаконными вооруженными отрядами. Го­сударство от имени народа издает правовые акты. В них содер­жатся положения, направленные на регулирование администра­тивных, имущественных, финансовых и прочих отношений меж­ду гражданами и различными учреждениями. В уголовном кодек се предусматриваются меры наказания за преступление против государства, собственности граждан, а также против их прав и достоинства.

Государство выполняет и ряд хозяйственных функций. Распо­лагая крупными финансовыми и другими возможностями, госу­дарство берет на себя инициативу по созданию новейших отрас­лей производства, требующих больших капиталовложений, по решению крупных комплексных народнохозяйственных задач.

В условиях растущих интеграционных связей между различ­ными странами государство выполняет и внешнеэкономические, и внешнеполитические функции. Международное сотрудничество становится настоятельной потребностью для экономической и куль­турной жизни различных континентов.

Человечество знает различные формы государственного прав­ления: тоталитарные и демократические. Тоталитаризм означает жесткое подчинение центральной власти различных сфер жизне­деятельности общества. Он может выступать как тирания, оли­гархия, деспотия, абсолютная монархия, политический режим авторитарной личности, диктатура. Для демократии, наоборот, характерно народовластие. Демократия сочетает централизованность управления и автономию граждан в решении местных, го­родских и сельских проблем. Опорой демократии являются пред­ставительные органы власти.

Представительные органы власти формируются легитимно, на правовой основе, и они стоят на страже закона. Они — гарант правопорядка, соблюдения правовых норм в отношениях между гражданами. Правовое государство, если и не обеспечивает инте­ресы всех слоев общества, то во всяком случае дает максимум возможного в этом отношении при наличии классов. Сохранение в правовом государстве баланса властей — законодательной, ис­полнительной и судебной — и четкое разделение их полномочий обеспечивает стабильность общества, создает предпосылки для его нормального функционирования.

Магистральной линией правового государства является разви­тие общественного самоуправления. Союз самоуправляющихся общин, видимо, лучшая форма организации общества, исключаю­щая политическое насилие и вмешательство в личную жизнь граж­дан. Самоуправление несовместимо с бюрократическим аппара­том, представители которого только тем и занимаются, что всю жизнь управляют другими, не забывая в первую очередь собст­венных интересов. Хотя управление общественными делами тре­бует профессиональной подготовки, а крупное промышленное производство неотделимо от авторитета руководителей, существование значительной профессиональной группы чиновников в ус­ловиях свободной ассоциации граждан не обязательно. Государ­ство как политическая организация общества в самоуправлении регионов получает противовес центристским тенденциям.

Соседние файлы в предмете Философия