Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Філософія.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
574.98 Кб
Скачать

2. Технологические основы производственной деятельности и научно-технический потенциал общества.

В общественном производстве люди обнаруживают свою про­изводительную силу, т.е. способность превращать природный ма­териал в материальные блага. Это достигается за счет затраты работником физической и духовной энергии, путем применения орудий труда.

Но производительная сила человека, хотя и является чем-то особым, не единственная в материальном мире. В принципе вся природа обладает производительной силой. О производительной силе земли убедительно писал В.С.Соловьев, протестуя против ее разграбления (61. Т. 1. С. 246).

Взаимодействуя, материальные тела производят согласно сво­им физическим свойствам определенный эффект. Он – следствие игры стихийных сил природы, непреднамерен и естественен.

Только потому, что природа обладает естественной производи­тельной силой, человек получает возможность создать обществен­ное производство. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Еще Бэкон писал: «В действии человек не может ничего другого, как только соединять и разъединять тела природы. Остальное природа совершает внут­ри себя» (10. Т. 2, С. 12).

Так, смесь угля, серы и калиевой селитры дает черный порох, а обработка нитроцеллюлозы нитроглицерином бездымный порох. При высокой температуре содержащийся в воздухе азот соединяется с кислородом, а растворение окиси азота в воде про­изводит азотную кислоту.

В историческом развитии человек сначала ощупью, а потом и преднамеренно осваивает естественные производительные силы и организует их как технологический процесс. Технология стано­вится основой общественного производства.

Технологическая организация общественного производства пред­полагает осознание хозяйственной задачи и выбор для ее решения тех естественных сил, которые могут помочь человеку. Для этого естественные силы должны быть соответствующим образом офор­млены и организованы. А это достигаетсяс помощью техники.

Вся эта трудная, мучительная и сложная работа с природным материалом обозначается Гегелем как «хитрость разума». «Разум столь же хитер, сколь могущественен. Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действо­вать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этой воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель» (21. Т. 1. С. 397).

Ничего сверхъестественного в «хитрости разума» нет. Это все­го лишь индикатор зрелости производительной силы общества. Применительно к общественному производству «хитрость разу­ма» – это символ технологической мощи общества.

Благодаря технологии производственная деятельность челове­ка универсальна. Человек способен действовать согласно природе самых разнообразных вещей и реализовывать в них свои собст­венные цели. Он может летать как птица, строить на реках плоти­ны как бобры, прокладывать тоннели как крот, плавать под во­дой как рыба и т.д. Ко всему природному человек способен подо­брать ключ, действуя в соответствии с особенностями данной при­родной стихии.

И на всем человек оставляет печать своей воли и творчества. К физическим и химическим свойствам природных тел он добавляет социальные, превращая их в своих слуг и помощников.

Общественную производственную деятельность необходимо отличать от физического труда. Последний биологичен в своей основе. В физических операциях человек главным образом высту­пает как агент технологического процесса, а не как его организа­тор и целенаправляющее начало. Умственный труд вносит орга­низующее начало в производственный процесс. Его продукты – это идеальные образы тех изделий, которые нужно получить, а также технологические схемы производственного процесса и кон­трольные рекомендации для поддержания качества обработки природного вещества.

Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Но в ней все большее значение приобретает умственная деятельность. Чисто физическое начало все больше передается технике. Уже в настоящее вре­мя в развитых индустриальных странах эта доля редко превыша­ет пять процентов. Главное содержание трудовой деятельности образуют умственные, психические процессы.

Техника – это искусственно созданные материальные средст­ва целесообразной деятельности. Техника подчинена целесообраз­ной деятельности человека, и в контексте этой целесообразной деятельности она обретает назначение и смысл. Изначальное на­значение техники – производственная деятельность, технологи­ческие операции. В силу этого в ней главное место занимают ору­дия труда. Орудия труда – это мера развития рабочей силы, средство разделения труда и способ соединения природных сил с человеком, форма овладения природными силами и канал ввода их в общественную жизнь.

В своем историческом развитии техника проходит ряд этапов. Первый этап – ручные орудия труда, инструменты воздействия человека на природный материал. Такие инструменты постепенно усложнялись. Они приспосабливались к руке, а также к тягловой силе животных и силам природы (потоки воды и воздуха). Ремес­ленное производство преимущественно базировалось на энергии работника. В земледелии использовалась и энергетическая мощь животных.

Ручные орудия труда, ремесленные инструменты образовали технический базис традиционного общества. Их вполне хватало для того, чтобы решать хозяйственные задачи того времени и слу­жить людям, ориентированным на общинный образ жизни и его ценности.

Водяная мельница – прообраз машины, имеющей двигатель, пере­даточный механизм, рабочее орудие. И как только была изобретена паровая машина, началась механизация производства. Приводимые в движение силами пара технологические машины быстро вытесни­ли ремесленный труд текстильщиков, кузнецов и т.д.

Механизированное производство – более эффективный метод решения хозяйственных задач, чем ремесленный труд. Его эф­фективность – прежде всего экономическая. Развитая хозяйст­венная жизнь, ориентированная на рынок и прибыль, создает ус­ловия для машинного производства. Машины стали производить машины. В своей совокупности машинная техника образовала тех­нический базис индустриального общества.

В контексте индустриального общества техника получает но­вый социальный смысл. Она становится не просто проводником воздействия человека на природный материал, а средством подчи­нения природных сил. Цели человека получают адекватные им средства достижения, что объективно, независимо от человека уси­ливает социально-эгоистические мотивы до угрожающих природе размеров.

Параллельно с развитием техники совершались научные от­крытия. Многие из них прямо или косвенно влияли на техничес­кий прогресс. Достаточно вспомнить Архимеда, его исследование рычага и винта, открытие статической подъемной силы, центра тяжести и т.п. Однако ни молот, ни плуг, ни мельничные жернова и сверлильный станок не требовали специальных научных иссле­дований. Даже изобретение паровой машины обошлось без фун­даментальных и прикладных разработок.

Но уже появление технологических машин потребовало науч­ных работ в области кинематики и динамики составляющих их механизмов. Совершенствовать технику стало невозможно без тео­рии машин и механизмов, сопротивления материалов и т.д.

Теоретическая механика, физика электричества и оптических явлений, химия неорганических и органических соединений под­готовили целый ряд совершенно новых направлений в техничес­ком прогрессе. Новейшие технические устройства явились непо­средственным воплощением научных данных. Наука стала пре­вращаться в непосредственную производительную силу общества.

Использование в качестве рабочего орудия электрического раз­ряда, химических реакций, высоких температур и потребова­ло автоматизации управления технологическим процессом и осво­бождения работника производства от функций его агента. Техно­логический процесс переподчиняется и передается в руки ЭВМ. Автоматизированные комплексы, функционирующие по заданным программам, становятся ведущей силой в производстве.

Автоматизация производства расширяет выбор фундаменталь­ных сил природы. Кроме того, она предполагает совмещение, со­четание различных по своим параметрам и физическим качествам технических систем. Системотехника становится одним из лиде­ров техникознания. А второй лидер – автоматизация управления техническими системами.

Эти две научные дисциплины открывают широкий простор для применения в производстве новейших открытий в физике, химии и других науках.

Автоматизация производства меняет и положение человека в технологическом процессе. К нему во все большем объеме перехо­дит работа по составлению производственных программ, органи­зации технологического процесса и контролю за ним.

Органическое соединение науки и техники, превращение нау­ки в непосредственную производительную силу и перераспределение функций между машиной и работником производства в сторо­ну возрастания творческой роли человека, освобождение его от роли агента технологического процесса образует содержание на­учно-технической революции.

Научно-технический потенциал общества возрастает за счет проникновения в тайны атомно-молекулярного строения вещества и полевой природы материи. Так, владея принципами атомного и молекулярного строения вещества, ученые и инженеры синтези­ровали за несколько десятилетий такое многообразие химических соединений (около 8 млн.), которое во много раз превосходит их множество, порожденное природой на Земле за миллиарды лет. Кроме того, синтезированы химические элементы, неспособные существовать в естественных условиях на нашей планете, и тем самым значительно пополнена периодическая система Д.И. Мен­делеева. В природе существует лишь статическое электричество, а люди создали электротехнику, базирующуюся главным образом на электродинамике. Тем самым человек актуализирует дремлю­щие в природе силы, придавая им адекватное их сущности техни­ческое выражение и вводит в производство.

Отбирая естественные производительные силы и превращая их в технологию общественного производства, человек наделяет их смыслом, социальным значением. И их главное предназначение – служить обществу.

Однако социально-практическое бытие не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. «Уже Гегель видел, – пишет Ясперс, какие последствия влечет за собой скачок от обычных орудий труда к машине. Прежде всего это — значительный про­гресс; орудие труда — еще нечто косное, вещь, которую я исполь­зую в своей деятельности как бы формально, и при этом сам пре­вращаюсь в вещь, ибо в этом случае источником силы является человек. Машина же, напротив, — самостоятельное орудие, с ее помощью человек обманывает природу, заставляя ее работать на себя. Однако обман мстит обманщику» (87. С. 126).

В современную эпоху наращивание научно-технического по­тенциала грозит превратиться в самоцель. И тогда исчезает благо человека как критерий отбора естественных производительных сил и превращения их в технологию. В силу своей ограниченности люди далеко не всегда принимают в этом отношении правильные решения, да и невозможно рассчитать все последствия техничес­кого прогресса. В условиях превращения научно-технического потенциала в самоцель у техники обнаруживается демонический характер. Она утрачивает свое историческое предназначение слу­жить человеку. Социально-практическое бытие делает технику не только по­мощником человека, но и грозным противником. Упустит ли об­щество из своих рук право давать смысл технике, держать ее на положении служанки или же она станет господином мира — тако­ва историческая дилемма современного бытия. Перед лицом воз­растающей опасности важно осознать относительную ценность науки и техники. Их мировоззренческая оценка должна быть при­оритетной в выборе направлений научно-технического прогресса, в определении его размеров и границ.

Соседние файлы в предмете Философия