Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
509.2 Кб
Скачать

§2. Политические взгляды карамзинистов - членов общества «Арзамас»: д.Н. Блудов, д.В. Дашков и с.С. Уваров

Н. М. Карамзин являлся почетным членом литературного кружка под названием «Арзамас», истоки которого берут свое начало еще в последние десятилетия XVIII столетия. «Давая направление литературным занятиям Общества, скромный и благодушный характер Карамзина не позволял ему выказывать … авторитета в личных отношениях с молодыми писателями: он был … старшим братом в литературной их семье, в которой занимали место В. А. Жуковский, Батюшков, Д. В. Дашков, кн. П. А. Вяземский и А. С. Пушкин. Каждый член Общества назывался именем из баллад Жуковского. Граф Блудов именовался Кассандрою, граф Уваров - Старушкою» «Арзамас»: Сб. в 2 кн. Кн. I. М., 1994. С. 6., а Жуковский - Светланой, в честь его одноименной поэмы.

Либерально настроенное «Арзамасское общество безвестных людей» полемизировало со страниц журналов «Вестник Европы», «Друг просвещения», «Северный вестник» с «шишковцами»-«архаиками» (позднее с «беседистами»-«романтиками»). В общем виде это была борьба «архаистов» и «новаторов». Однако истинной подоплекой споров была не литература: речь шла о путях национального культурного развития. И здесь программа Шишкова, и «беседчиков», была ярко консервативной, в отличие от «карамзинистов» Там же. С. 14.. Последние, будучи порождением либеральных веяний начала XIX века, утверждали европейский путь, открывали дорогу либерально-просветительским европейским идеям. В том числе и тем, что несли на себе отблеск идеологии Французской революции. Но больше в духовном, а не в политическом плане.

После смерти в 1816 г. Державина оппозиционная организация «Беседа» распалась, и ориентированный на полемику «Арзамас» расширил свою деятельности в пользу политики, социологии и экономики. Основной целью их стало «распространение идей свободы, приличных России в ее теперешнем положении, согласных со степенью ее образования, не разрушающих настоящего, но могущих приготовить лучшее будущее» Там же. С. 461..

Но случилось так, что далеко идущим планам карамзинистов не дано было исполниться: в 1817 г. «Арзамас» распался. Этому было две причины: внешняя - отъезд многих членов общества из столицы (Блудов уезжал в Лондон, Дашков - в Константинополь); и внутренняя, на которую указывает Жуковский: «”Арзамас” … умер сам собой, когда захотел быть серьезным» Там же. С. 25..

События 14 декабря 1825 года раскрыли пропасть между прежними арзамасцами: «Варвик» - Н. Тургенев был приговорен к смертной казни и окончил свои дни политическим изгнанником, а, к примеру, Блудов стал автором «Донесения Следственной комиссии по делу декабристов»… Более предприимчивые быстро адаптировались к сменившемуся правительственному курсу, «приняли» консерватизм. Сделали блестящую карьеру при дворе Николая I.

Так, Дмитрий Николаевич Блудов по окончании дела о декабристах был назначен статс-секретарем и товарищем министра народного просвещения. С 1832 года управлял министерством внутренних дел, в 1837 году стал министром юстиции, в 1839 - главноуправляющим II отделения Собственной Его Величества канцелярии, членом государственного совета и председателем департамента законов. А в 1842 году ему было пожаловано графское достоинство.

Дмитрий Васильевич Дашков: с 1826 года - статс-секретарь, с 1829 г. уже управлял министерством юстиции, а в 1832 году стал министром. В 1839 году - член государственного совета и председатель департамента законов.

Сергей Семенович Уваров стал главным идеологом теории официальной народности. К его мнению особо чутко прислушивался император Николай I. В 1832 году Уваров был назначен товарищем министра просвещения; выступая против любого проявления свободомыслия, подал Николаю I записку с обоснованием образования юношества «с теплою верою в истинно русские хранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие финальный якорь нашего спасения» Десятилетие Министерства народного просвещения. С. 3.. Уже в 1833 году стал министром народного просвещения, председателем Главного управления цензуры. Отстаивал принцип сословности образования, ужесточил цензуру. Был одним из гонителей А.С. Пушкина, выступая с нападками на поэта. В 1846 году удостоен графского титула.

Занятая Уваровым во второй половине жизни точка зрения исключительного патриотизма и служения Отечеству дала предлог для злословий разного рода деятелям либеральных воззрений, как современникам, так и проявившим себя позже смерти Уварова. Например, историк С.М. Соловьев давал Уварову только критические оценки: «В этом человеке способности сердечные вовсе не соответствовали умственным... При разговоре с этим человеком, разговоре крайне нередко блестяще-умном, поражали, при всем при том, крайнее самолюбие и тщеславие» Соловьев С. М. Мои записки для детей моих, а если можно, и для других // Избранные труды. Записки. М., 1983. С. 268.. А Зорин полностью отождествлял личные качества Уварова со всей официальной идеологией См.: Зорин А. Идеология «православия - самодержавия - народности» и ее немецкие источники // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996..

Служебное положение Уварова пошатнулось вследствие революционного движения в Европе в 1848 - 1849, когда его признали неспособным искоренить якобинство в учебных заведениях. От таких огорчений граф подвергся «нервическому удару», что послужило предлогом к увольнению его от должности министра в 1849.

Однако, как отмечает Т. А. Володина, С. С. Уваров был первым министром народного просвещения в России, который сознавал значение своего ведомства и имел глубоко продуманную программу его деятельности. Триединая формула, в его глазах, должна была стать не только залогом стабильности, но и ответом России на вызов национализирующейся Европы Володина Т. А. Уваровская триада и учебники по русской истории // Вопросы истории. 2004. № 2..

Русским обществом того времени владело стремление к некой культурной и творческой самостоятельности перед лицом Запада. Поэтому современники не могли воспринимать и не воспринимали формулу Уварова так, как трактовал ее Пыпин. Казаков приходит к выводу, что триада, скорее всего, была «гражданской модификацией» известного военного девиза «За Веру, Царя и Отечество!» Казаков Н. И. Указ. соч. С. 7., первое появление которого он относит к 1812 г.