Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзаменационные+ОТВЕТЫ+по+и.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
950.78 Кб
Скачать

31. Монашество в позднее средневековье. Орден иезуитов.

За всю свою историю католицизм не знал столь глубокого по­трясения, каким стала для него Реформация. Католическая церковь начала активную борьбу с Реформацией, одновременно осуществляя церковную реформу. Обновление католиче­ской церкви началось несколько раньше принятия контрреформационных мер. Истоки церковной реформы следует искать в Соборном движении XIV—XV вв., в многочисленных призывах к очищению и возвращению к идеалам раннехристианской общины. Гуманистиче­ское просветительство XV—XVI вв., расширение сети учебных заве­дений и книгопечатание способствовали активизации движения за реформу, по-новому обосновав ее необходимость. Католическая реформа началась с обновления монашеской ор­ганизации и появления новых орденов. Одним из первых стал орден театинцев, основанный в 1527 г. П. Караффой, архиепископом Театы, будущим папой Павлом IV. Театинцы - цель в ре­ставрации раннехристианской общины, в возврате к нормам апо­стольской жизни. В 1526 г. из францисканского ордена выделился орден капуцинов. Капуцины требовали возвращения к первоначаль­ной строгости правил св. Франциска. Подражая ему, они носили большой капюшон, который и дал название ордену. Капуцины ста­ли одной из важнейших опор Контрреформации. В старом нищенствующем ордене кармелитов выделяется крыло - требующих возвращения к изначальным идеалам бед­ности и аскезы. Обновление возглавила Тереза Авильская (1515—1582), основательница ордена "босых" кармелиток, к кото­рому затем добавилась и мужская ветвь. В 1530 г. в Милане сфор­мировался орден барбанитов, ставивший своей целью попечительст­во над бедными и больными. В это же время возник орден святой Урсулы, занимавшийся религиозным воспитанием и образованием девушек. Появление новых орденов в условиях больших реформационных потрясений свидетельствовало о потенциале монашества. Общим для новых орденов было возвращение к строгой аскезе, активная пастырская и благотворительная деятель­ность в миру, создание школ для подготовки грамотного клира и "добрых" католиков-мирян.

Особое место среди новых орденов занимал орден иезуитов. Возникновение его связано с именем испанского идальго Игнатия Лойолы (1491—1556), тяжелое ранение при осаде французами г. Памплоны в годы Итальянских войн, испортило ему блестящую военную карьеру. Бывший офицер посвятил свою жизнь "служению Иисусу". После изучения наук и теологии сначала в Испании, затем в Парижском университете Лойола получил степень доктора теологии и право на преподавание. В 1534 г. в Париже сложилось ядро будущего ордена иезуитов: шестеро единомышленников Лойолы дали клятву служить католи­ческой церкви. Официальное учреждение "Общества Иисуса" про­изошло в 1540 г., когда папа Павел III своей буллой санкциониро­вал его деятельность. Основная цель: укрепление католической церкви и борьба с ересью. Иезуиты (по уставу): могли жить в миру, отсутствовали монастыри, имели право снимать со своих членов обет нестяжания, и в отличие от нищенствующего монашества они могли владеть недви­жимостью, обязывались исполнять любые распоряжения папы, не задумываясь. Это был четвертый обет, помимо смирения, целомудрия и нестяжатель­ства, обязательных для остального монашества. Для осуществления главной задачи своей: иезуиты разработали сложную организационную структуру ордена, построив его на началах мак­симальной централизации. Каждый член ордена должен был полно­стью повиноваться своему духовному господину. Должность генерала являлась пожизненной. Для контроля за его деятельностью создавалась сове­щательная коллегия. Помимо этого существовал верховный орган — конгрегация, которая выбирала генерала. Первым генералом ордена стал Лойола, его преемником — Диего Лайнес.

Чтобы стать полноправным членом ордена, следовало преодо­леть 4 ступени. Низшая ступень - послушники (новиции). Не давал монашеских обетов, проходили на­чальное обучение в иезуитских коллегиях. Способные послушники переходила в разряд схоластиков. Схоластики обучались риторике, философии, литературе, физике и математике. После этих курсов их направляли преподавать в коллегии. По 28-летнему возраста часть из них возобновляла занятия, постигая богословие, чтобы в 33 года стать духов­ными коадъютерами, приняв присягу на верность папе, обрести статус полноправных членов ордена. Обучение в иезуитских коллегиях было бесплатным для выходцев из всех слоев общества. Их учебные программы были расширены за счет изучения древних языков (в том числе арабского и древнееврейского), а также трудов антич­ных и средневековых философов. От теологов требова­лось глубокое знание Библии, но обращение к греческому тексту Священного Писания. Иезуиты придавали большое значение риторике. Педагогическая сто­рона деятельности ордена оставила заметный след в культурной истории Европы (гувернеры при дворах всей Европы).

"Духовные упражненияя" Лойолы, труды Л. де Молины, ф. Суареса и Р. Беллармина – религиозно-философские взгляды ордена. Их стараниями рожда­лась новая схоластика: укреплялся авторитет учения Фомы Аквинского. Иезуиты оказались самыми искусными защитниками Святого Престола; их теологи теоретически обосновали притязания папы на абсолютную власть вплоть до низвержения тех монархов, которые нарушали свой долг смирения перед церковью и папой. Как и про­тестанты, они создали свою доктрину тираноубийства. Убийцы французских монархов Генриха III и Генриха IV — Клеман и Равальяк — стремились получить от папы оправдание этих действий. Оплотами иезуитов в европейских государствах стали коллегии во Франции, Испании, Португалии, Баварии, Авст­рии, Чехии и Венгрии. Иезуиты активно занимались миссионерской деятельностью. В начале XVII в. орден, нена­долго, обосновался в Османской империи. Иезуиты проникли в Ост-Индию и Японию, Китай, Абиссинию и Латинскую Америку (в Парагвае они создали самостоятельное государство). Легализация ордена вызывала сопротивление со стороны старых орденов, усматривавших в иезуитах опасных конкурентов. Непри­миримыми противниками иезуитов были доминиканцы, в руках ко­торых находилась инквизиция. Непомерные притязания ордена на власть, иногда большую, чем у папы, вызывали опасения у самого главы Святого Престола. Между тем при королевских дворах и в аристократических кругах иезуиты, выделявшиеся своей образован­ностью, изящными манерами, способностью выполнять самые деликатные дипломатические поручения, пользовались доверием и ува­жением.