Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзаменационные+ОТВЕТЫ+по+и.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
950.78 Кб
Скачать

15. Италия в 8-10 веках

Последняя крупная волна варварских нашествий в Европе пришлась на Италию. К концу VI в. значи­тельную часть ее территории (Северная и Средняя Италия, на юге — Сполето и Беневент) завоевали лангобарды. Возникшее в результате их завое­вания Лангобардское королевство просуществовало до 70-х годов VIII в., когда было захвачено франками Карла Великого.

При лангобардах вся территория королевства была разделена на герцогства, в которых сосредоточивалась административная, су­дебная и военная власть, что создавало условия для сепаратизма и усиления позиций отдельных герцогов. Лангобардские короли (их короновали «железной короной») сделали столицей г. Павию. Лангобард­ские короли не преуспели в объединении страны, что стало одной из при­чин победы Карла Великого. Привилегированный слой составляли лангобарды, ко­торые жили, как правило, компактными поселениями, где дейст­вовало лангобардское обычное право, зафиксированное в Эдикте Ротари (643 г.) и в законах последующих королей, в частности, в постановлениях Лиутпранда середины VIII в. Подвластное ланго­бардам коренное население Италии оставалось в сфере действия римского права. Отсутствовало религиозное един­ство: лангобарды – ариане не спеши­ли переходить в католичество. Франкское завоевание 774 г. включило Лангобардское королев­ство в состав обширного европейского государства, с 800 г. — империи, но не принесло Италии политического единства. В цент­ре Апеннинского полуострова в 756 г. возникло Папское государ­ство, или Папская область. Южная Италия (Апулия, Калабрия, Сицилия и ряд других территорий) оставалась под властью Ви­зантии. Карл Великий изменил территориально-административ­ное деление своих владений в Италии: вместо герцогств были об­разованы 20 графств, отданных в управление представителям франкской знати. В IX в. в городах, являвшихся центрами епи­скопских диоцезов (при франках католичество утвердилось повсеместно), судебно-административные и фискальные функции переходили постепенно в руки епископов и избиравшихся из го­рожан скабинов, выполнявших преимущественно судебные обя­занности. Контроль за деятельностью графов (в пограничных мар­ках — маркграфов) и епископов осуществляли «императорские посланцы». При Каролингах процесс децентрализации власти усиливался, практиковалась раздача иммунитетных прав епископам и светским лицам. Иммунитетные территории выходили из юрисдикции графов. Политическая раздробленность Италии не была преодолена и после распада империи Карла Великого, хотя по Верденскому договору 843 г. она обрела статус независимого королевства. С конца IX в. титул короля Италии постоянно оспаривали предста­вители франкской знати. в первой половине X в. ряд грабитель­ских набегов на страну совершили венгры. Юг Италии - нападения арабов (сарацин), к концу IX в. овладевших Сицилией. С середины X в. Северная и Средняя Италия становятся объек­том притязаний со стороны германских королей. Сопротивление местного населения. Более прочным оказывалось владычество графов, маркграфов и высшего духовен­ства — епископов, архиепископов, аббатов. Хотя формально мно­гие земли Северной и Средней Италии вошли в состав империи, реальную силу императоры обретали лишь в то время, когда на­ходились здесь со своим войском. Военные походы в Италию стали в XI—XII вв. важным направлением германской политики, а особенно богатые города.

Формирование феодальных отношений. В Италии складывание феодальных отношений происходило в VIIIIX в. в процессе син­теза романских и германских элементов, путем взаимовлияния порядков, характерных для местного римского населения и при­внесенных варварами. В Лангобардском королевстве этот процесс протекал достаточно Медленно и был ускорен франкским завое­ванием. В лангобардскую эпоху на землях, занятых варварами, существовали порядки, характерные для разлагавше­гося родоплеменного строя. Большая семья (у лангобардов — фара), обладавшая правами на пахотный надел, который обрабатывался сообща ее членами, постепенно дробилась на малые индивиду­альные семьи, получавшие права на землю. Дифференциация в их среде вела к возникновению свободных арендаторов — либелляриев, полу­чавших землю по договору (либелла) в наследственное пользова­ние с широкими правами распоряжения наделом и фиксирован­ной рентой (денежный чинш или часть урожая). Число либелля­риев росло и за счет сервов и колонов, обретавших, как правило, за выкуп личную свободу. В IX—X вв. либеллярии и другие наследственные держатели (эмфитевты, прекаристы) составляли в Северной и Средней Ита­лии широкую прослойку мелких держателей, постепенно оказы­вавшихся в разных формах личной зависимости от земельных собственников. Эта тенденция наметилась еще в пору франкско­го господства, когда раздавались иммунитеты и бенефиции, бы­стро превращавшиеся в наследственные феоды. Складывавшаяся в VIII—IX вв. феодальная вотчина. Слой крупных земельных собственников составляли потомки рим­ской знати, лангобардская верхушка (герцоги и королевские чи­новники), представители франкской знати. Обширные вотчины возникали и на церковных и монастырских землях — при фран­ках позиции католической церкви заметно усилились. Монастыри — Боббио, Фарфа, Монтекассино и др. — уже в IX в. стали крупнейшими земельными собственниками.

В Южной Италии, лишь частично затронутой лангобардским завоеванием, процесс феодализации шел медленнее, чем в цент­ральных и северных областях полуострова. Феодальный уклад сформировался в Южной Италии на столетие позже, чем в Средней и Северной Италии, к концу X в., и стал итогом трансформации преимущественно позднеримской хозяйственной системы.

Рост городов. Важной особенностью истории Италии в отличие от других стран Европы был рано обозначившийся процесс ожив­ления городской жизни. Уже в VIII в. постепенно восстанавлива­лись города, разрушенные в эпоху варварских завоеваний или при­шедшие в запустение в первые столетия средневековья в связи с общей натурализацией экономики страны. Но даже в этих усло­виях многие античные города Италии продолжали существовать в своем прежнем качестве торгово-ремесленных центров, хотя масштабы товарного производства и их торговые связи резко со­кратились. Именно в таких центрах, как Милан, Верона, Боло­нья, Рим и другие.

В VIII—IX вв. возникали и новые городские поселения, часто на перекрестках торговых дорог или путей пилигримов, по берегам рек и в морских бухтах. Складывались постоянные рынки внутри страны, расширялись торговые связи со странами Европы, Афри­ки, Ближнего Востока, чему весьма способствовало выгодное географическое положение Италии. В IX в. интенсивностью экономической жизни отличались многие горда Северной и Средней Италии — Асти, Милан, Веро­на, Пьяченца, Равенна, Лукка. Крупным центром была Павия, остававшаяся столицей до начала XI в. На побережье Тирренско­го моря в X в. формировались крупные порты — Генуя, Пиза, Амальфи, имевшие широкие торговые связи с Испанией, Туни­сом, Египтом, Византией. Пиза и Генуя обретали силу и в борьбе с морскими набегами арабов, обосновавшихся на о.Сицилия: со­здавался флот, способный отразить угрозу пиратского разбоя и даже перейти в контрнаступление. Важным торговым посредни­ком между Востоком и Западом был г.Бари, главный центр ви­зантийских владений в Южной Италии.

В Восточном Средиземноморье сильным конкурентом Пизы и Генуи стала Венеция, основанная в V в. на островах в устье р.По и богатевшая на посреднической торговле и экспорте добывав­шейся в лагуне соли. главной основой богатства итальян­ских городов было интенсивное развитие в них товарного ремес­ленного производства и специализация. Милан в X в. - центр оружейного дела, Павия сла­вилась выделкой кож, Лукка — изготовлением тонких сукон, Ве­неция — изделиями из стекла. В ряде городов Южной Италии впервые в Европе началось изготовление шелковых тканей на местном сырье — в деревнях стали выращивать тутового шелко­пряда. Позже шелкоткацкое производство было организовано в Лукке и Венеции. В раннее средневековье город имел и сельскохозяйствен­ный облик — его ближайшая округа (контадо), а порой и терри­тория внутри городских стен включали принадлежащие горожа­нам сады, виноградники, пахотные участки, обеспечивающие их продовольствием, а иногда и сырьем. Высокая степень урбанизации стала характерной чертой Италии уже к концу раннего средневековья. Обилие развитых городов — важный фак­тор, воздействовавший на политическую судьбу и культурную жизнь Италии в средние века.