Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Perechen_kontrolnyh_voprosov_dlya_provedenia_ek....docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
227.49 Кб
Скачать

Просвещение

В первой половине XIX века школьное дело в Удмуртии по-прежнему находилось в зачаточном состоянии. В удмуртских селениях действовали школы церковно-домашнего обучения. В них обучалось свыше 4 тысяч человек из 200-тысячного удмуртского населения.

Капиталистический способ производства требовал для работы на предприятиях грамотных людей, умеющих читать, писать и считать. Царское правительство вынуждено было открывать школы не только в центральных губерниях, но и в национальных районах. В 1864 году было принято Положение о начальных народных училищах. В нерусских школах введено первоначальное обучение на родном языке. В этих училищах главное внимание уделялось «закону божьему». В них не было никаких условий для нормальных занятий. Училища влачили жалкое существование. Учителей не хватало. Во всех начальных школах Вятской губернии обучалось немногим более тысячи удмуртских детей. Острая нужда в технически подготовленных кадрах привела к организации заводских школ на Камских заводах. Малые горные школы открылись на Воткинском и Ижевском заводах, а также оружейная школа в Ижевске. На Воткинском заводе начало действовать окружное Горнозаводское училище. Здесь готовили мастеров, чертежников и писарей. Занимались в нем преимущественно дети заводской администрации.

Для детей непременных работников Воткинский завод содержал начальную школу в деревне Перевозное, Ижевский завод — три школы в селах Завьялове, Юськи и Гольяны. В этих школах учились также дети удмуртских крестьян. Средние учебные заведения — гимназии — имелись лишь в Сарапуле, Елабуге. Глазове, а реальные училища — в Сарапуле и Елабуге. Для детей трудящихся они являлись практически недоступными.

В конце XIX столетия были основаны Парзинское и Асановское сельскохозяйственные училища. Среди учителей встречались энтузиасты своего дела, выделялся в Удмуртии в начале XIX века А. И. Вештомов. Он окончил Главное училище в Вятке и был направлен в Сарапул, чтобы организовать малое народное училище. За парты сели русские и удмуртские мальчики. Учитель не жалел сил и времени на обучение ребят. За десять лет учительской работы он дал начальное образование более ста мальчикам.

Уважением пользовались учителя В. Кудрявцев в Бемы-же, П. Журавлев в Камбарке, Г. Верещагин в Лялыпурской школе, П. Рябов, В. Толстая.

Несмотря на открытие новых школ, и училищ, удмурты оставались неграмотными. Родители не имели средств для обучения детей. И не случайно, по данным переписи 1897 года, среди удмуртов только 8 процентов были грамотными. По уровню культуры недалеко ушло также население городов и рабочих поселков Удмуртии.

15Аграрная реформа 1861

Накануне реформы 1861 года в Удмуртии имелось несколько категорий феодально-зависимого населения. Основную массу составляли государственные крестьяне. Они находились в феодальной зависимости от крепостнического государства. Значительную часть феодально-зависимого населения составляли рабочие (мастеровые) Ижевского и Воткинского заводов. Они находились на положении крепостных.

Помещичьи крестьяне Удмуртии в результате реформы были, как и повсюду в царской России, ограблены государством. Лучшие земли, отвоеванные у леса упорным многолетним трудом, были у них отобраны. Крестьянам доставались мизерные наделы самой плохой земли. Их лишили права пользоваться лесом, заниматься рыбной ловлей в водоемах, прилегающих не только к казенным, но и к крестьянским землям. Крестьян заставляли платить за полученную землю во много раз дороже ее действительной стоимости.

Ограбив помещичьих крестьян под видом их «освобождения», правительство решило провести такую же реформу и для крестьян государственных. В 1866 году специальным законом на них были распространены основные положения реформы 1861 года. Государственным крестьянам Вятской губернии сохранили их прежние наделы, в большинстве случаев превышавшие наделы бывших крепостных. Сельские общины могли выкупать наделы у казны. Но цену на землю значительно повысили.

Земля за крестьянами закреплялась только во владение. Она не являлась их собственностью. За нее крестьяне должны были вносить в казну ежегодно, в течение двадцати лет, платеж — государственную оброчную подать. Сохранялись также различные дополнительные денежные платежи и натуральные повинности.

Эксплуатация государственных крестьян усилилась.

Реформа 1861 года была распространена на мастеровых заводов и приписных крестьян (непременных работников). После освобождения мастеровые имели право поступить на завод в качестве вольнонаемных рабочих. Однако вопрос о том, кого из них принять на работу, решался администрацией.

Наделение землей «освобожденных» непременных работников проходило на основе уставных грамот, составленных чиновниками. Составление их закончилось лишь в начале 70-х годов. Обрабатываемой земли имелось немного, и освобожденные работники страдали от малоземелья. Остро чувствовали непременные работники недостаток и в покосных землях. Заводская администрация всячески препятствовала крестьянам использовать леса на дрова и строительство. Заводские власти взимали с них непомерную плату за каждый кубометр древесины.

Также медленно шло наделение землей мастеровых и оружейников. Подавляющая часть их вообще не получала ее.

Лишь страх перед возможными беспорядками заставлял администрацию завода и губернские власти заниматься поземельным устройством мастеровых.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]