Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Perechen_kontrolnyh_voprosov_dlya_provedenia_ek....docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
227.49 Кб
Скачать

34Начало и завершение индустриализации в удм.

Хронологические рамки исследования определены 1926-1937 гг., асходя из того, что социалистическая индустриализация Удмуртии началась в 1926 году с реализацией решений Х1У съезда ВКП(б) и была в основном осуществлена в 1937 году, когда завершилась реконструк

1. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Б 3-х томах. - М., т.1, с.89.

2. См.: Реальный социализм в СССР и его буржуазные фальсификаторы. - М., 1977, с.277-307; Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций по проблемам строительства социализма и коммунизма. -М., 1980, с. 128-129. ия и строительство наиболее крупных предприятий тяжелой промышлен-ости, начатых в начале первой пятилетки.

Советские историки проделали большую работу по изучению и обоб-ению проблем строительства социализма. Интерес представляют изда-ия Академии наук СССР.* В этих работах, написанных в историко-эко-омическом плане, анализируется процесс промышленного развития СССР период социалистической индустриализации в общесоюзном масштабе, рассматриваются важнейшие стороны экономического развития отдельных аиболее крупных республик.

В 60- годы опубликованы крупные монографические исследования оветскихисториков как в общесоюзном плане с охватом основных проб-ям социалистической индустриализации страны, так и по отдельным траслям промышленности, экономическим районам. В историко-партий-:ом плане важные проблемы истории социалистической индустриализации ¡ССР исследованы в обобщающих трудах Ваганова Ф.М., Воскресенско-•о Ю.В., Горбунова Э.П.,Гладкова И.А., Жибарева П.Б., Корнилова АЗ., [откина А.И. и других авторов. В них на основе анализа общесоюзного [атериала освещается реализация ленинскогоплана социалистической вдустриализации, раскрывается опыт Коммунистической партии по его юуществлению и его международное значение.

35Коллективизация

Коллективизация сельского хозяйства является одной из важнейших страниц российской истории XX века. В ходе нынешней переоценки нашего исторического прошлого высказываются разные, нередко диаметрально противоположные точки зрения об этом процессе, но одно представляется несомненным: разрушение многовекового крестьянского уклада и создание новых производственных отношений в деревне самым радикальным образом изменило облик России и Удмуртии.

В фонде обкома ВКП(б) Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики сохранилось большое количество материалов, позволяющих подробно рассмотреть процесс коллективизации в Удмуртии. Наибольший интерес представляют протоколы заседаний руководящих партийных органов, отчёты и докладные записки руководителей бригад и уполномоченных обкома в адрес Вотского обкома ВКП(б), а также письма коммунистов и крестьян о “перегибах” в коллективизации.

В своей истории Удмуртия, как часть Вятского края, никогда не знала помещичьего землевладения и крепостничества в его классической форме. Вятские крестьяне в Российской Империи относились к категориям государственных и дворцовых крестьян и получили свободу ещё в начале XIX века, на пол-века раньше большинства российских крестьян. Особенности национальной окраины империи обеспечивали сохранение в удмуртской деревне форм общинного устройства, а сложные условия земледелия не давали возможности серьёзного обогащения отдельных представителей крестьянства. Поэтому, к моменту коллективизации в крестьянской среде Удмуртии не произошло сколь-либо заметного расслоения. Никаких кулаков в удмуртской деревне не было – в октябре 1928 г., отвечая в ЦК ВКП(б) на прямой вопрос о кулаках, ответственный секретарь обкома ВКП(б) Егоров сказал: "Точных разграничений кулацкой группы от зажиточной нет. Всё это условно".[1]

Началу широкомасштабной коллективизации в Удмуртии предшествовали события осени 1928 – весны 1929 гг., вызванные как общероссийскими явлениями (хлебозаготовительный кризис 1928 г.), так и событиями местного характера ("Лудорвайское дело"). Проведённой ЦК ВКП(б) осенью 1928 г.,после “Лудорвайского дела”, проверка деятельности Вотской областной парторганизации констатировала "рост влияния верхушечных слоёв деревни, особенно кулачества", отсутствие у партии "бедняцкой опоры в деревне" малочисленность и слабость деревенских организаций ВКП(б) и ВЛКСМ(одна партячейка приходилась на 7-8 сельсоветов), засорённость деревенского аппарата “классово чуждыми элементами”, связь его с "кулаками, торговцами, попами"[2]. По указанию ЦК, в январе-мае 1929 г. в удмуртских сёлах было проведено ряд широкомасштабных кампаний: переделы земли в пользу беднейших слоёв деревни, ликвидация хуторов, чистка советского и кооперативного аппарата от "чуждых элементов".

В этих кампаниях впервые были использованы так называемые рабочие бригады. Решение ЦК ВКП(б) в октябре 1928г. обком ВКП(б) направить в деревни “на временную работу ... ряд ответственных работников и передовых рабочих с завода” с целью “оживления работы” деревенских парторганизаций.[3] В соответствии с этим решением, в декабре 1928 г. было сформировано 25 бригад в составе 184 человек,147 из которых составляли рабочие Ижевских заводов.[4] Перед отправкой в деревни они прошли в обкоме ВКП(б) 30-дневные курсы бригадиров, преподавателями на которых выступали сотрудники обкома ВКП(б). Основное внимание на данных курсах уделялось изучению трудов классиков марксизма и последних решений партии по вопросам сельского хозяйства. Лишь 6 часов из 172 отводилось на ознакомление с основными чёртами сельскохозяйственного производства.[5]

Целью бригад в деревне было заявлено "помочь партийным ячейкам деревни правильно практически разрешить основные задачи, стоящие перед ними"[6], но, как констатировал инструктор Нижегородского крайкома ВКП(б),из-за того, что "парторганизации в деревне по существу нет", вся тяжесть кампании первой половины 1929 г.легла "на плечи посланных рабочих бригад"[7]. И бригады с этой задачей справились. Но ответственный секретарь обкома ВКП(б) Егоров отмечал и отдельные недостатки - на пленуме Вотского обкома ВКП(б) в марте 1929 г. он указывал на то, что бригадиры либо совершенно не находят в сёлах кулаков, либо скопом записывают в кулаки чуть ли не всю деревню, за исключением последних лодырей, а также "наплевательски относятся к революционной законности" и "забывают, что теперь не 18-й год" [8].

В отчёте обкома ВКП(б) о работе бригад (август 1929 г.) отмечалось, что "крупнейшей политической ошибкой, общей всем бригадам, является недооценка середняка", что бригадиры "причисляли к кулакам всех, кто выступал против проводимых мероприятий", что "в ряде мест бригады подменяли собой все местные организации".[9]Причиной таких ошибок являлось незнание большинством бригадиров фактической, а не преподанной на курсах в обкоме ВКП(б) социальной обстановки в деревне, стремление их к скорейшим, революционным преобразованиям.

Широкомасштабная коллективизация в Удмуртии, как и во всём Советском Союзе, началась летом 1929 г. Под большим напором бюро обкома ВКП(б) XII областная партийная конференция в июле 1929г. приняла цифру в 30% коллективизированных крестьянских хозяйств Удмуртии к концу 1933г.(часть делегатов партконференции называла эту цифру “абсурдной”)[10], дав старт массовому процессу. Областные газеты заполнили восторженные рапорты о появлении новых колхозов и заметки о злобных происках “кулаков”.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]