Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Балашова Терапевтическое отношение.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
354.82 Кб
Скачать

4.2. Контрперенос

Контрперенос является противоположным переносу процессом и представляет собой переживания терапевта по отношению к клиенту. Gelso и Fretz (1992) различают тотальное (слишком широкое) и классическое определение контрпереноса. Тотальное определение охватывает все эмоциональные реакции консультанта на клиента. К контрпереносу тогда относятся и совершенно естественные реакции консультанта, не связанные с его внутренними конфликтами. Классическое определение характеризует контрперенос как ответную реакцию на перенос клиента. Промежуточное определение обрисовывает контрперенос как проецирование консультантом своих проблем на предоставленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним.

З.Фрейд считал, что контртрансфер мешает процессу психотерапии. К. Юнг (1946) был первым аналитиком, который отмечал как терапевтический и антитерапевтический потенциал в контрпереносе. Его раннее признание необходимости учебного анализа происходило из его убеждения, что аналитики могут так далеко продвинуться в работе со своими пациентами, насколько они сами продвинулись в своих поисках самореализации. Его последователи пришли к выводу, что аналитик должен интерпретировать и использовать свои субъективные реакции и фантазии для осмысления материала и переживаний пациента. Навыки и компетентность аналитика в использовании контрпереноса в значительной мере будут определять успех или неудачу анализа. Самуэлс (Samuels, 1985) утверждает что "внутренний мир аналитика является via regia (царской дорогой) во внутренний мир пациента".

Фордхам (Fordham, 1957) различал два типа контрпереноса - иллюзорный и синтонный. Первый из них - это невротический контрперенос, являющийся следствием бессознательного конфликта. Этот конфликт связан с каким-то конкретным человеке из прошлого аналитика, и он "распространяется" на терапевтическое пространство. Но такая ситуация может быть исправлена с помощью супервизорства и дальнейшего самоанализа. Синтонный контрперенос - это состояние, в котором терапевт эмпатически настраивается на внутренней мир пациента и, таким образом, может потенциально испытать некоторые чувства пациента раньше, чем пациент сам осознает эти чувства. Рэкер (Racker, 1968) выделяет конкордантный и комплиментарный контрперенос. Конкордантный (согласованный) контрперенос, основанный на механизмах проекции и интроекции, напрямую связан с эмпатией. Это позволяет терапевту признавать чувства пациента. Комплиментарный (дополнительный) контрперенос является результатом проецирования пациентом внутренних хороших или плохих  объектов на терапевта, который идентифицируясь с ними действует как этот внутренний объект. Часто за выпадом пациента следует контрвыпад терапевта, что в значительной степени уменьшает доверие пациента и действует как повторное проигрывание более ранних травматических переживаний. В таких случаях аналитик теряет эмпатию к пациенту и находится под влиянием комплементарного контрпереноса, в котором аналитик идентифицируется с негативным внутренним объектом пациента и ведет себя, подобно ему.

Комплементарный конртперенос возникает посредством такого механизма психологической защиты как проективная идентификация. При проективной идентификации пациент не только воспринимает терапевта искаженным образом, но и бессознательно оказывает на него психологическое давление, чтобы терапевт тоже пережил себя в соответствии с иллюзорным представлением пациента. Он словно «вынуждает» человека, на которого спроецированы образы значимых людей, вести себя подобно этим людям.

Проективная идентификация действует как «самоактуализирующееся пророчество». Пациент, будучи убежденным, в том, что терапевт испытывает те или иные чувства по отношению к нему (будь то жалость, снисходительность или осуждение и равнодушие или другое), бессознательно настойчиво ищет в проявлениях терапевта именно эти чувства. Он часто заранее предпринимает контрмеры против этих представлений и чувств другого, пока, наконец, они не возникнут во внутреннем мире терапевта, поскольку ему как человеку не чужды любые эмоциональные проявления. Н. Мак-Вильямс описывает воздействие проективной идентификации как «мощное и бросающее вызов способности терапевта к оказанию помощи…Когда вы имеете дело с пациентом, абсолютно уверенным в «истинности» ваших чувств, с его неустанной борьбой за то, чтобы вы почувствовали именно это, - нужна ясная голова и железная самодисциплина для того, чтобы выдержать подобный эмоциональный напор» (Н. Мак-Вильямс, 2004, с.149). Автор подчеркивает важность понимания терапевтом контрпереноса, считает, что интуитивные и образные реакции терапевта, нередко дают больше информации относительно того, что происходит между ними, чем рефлексия общения с пациентом.

Таким образом, контрперенос может быть антитерапевтичным, если он не осознается, а потому тем или иным способом проявляется в поведении терапевта. И контрперенос может нести большой терапевтический потенциал, если терапевт способен отслеживать, понимать и различать собственные эмоциональные реакции, возникшие в процессе взаимодействия с пациентом. Для этого терапевту необходимо хорошо знать себя, свой привычный стиль эмоционального реагирования не только в ходе психотерапии, но и в обыденной жизни, свои конфликтные зоны и иметь возможность проработать их в личной терапии. Помочь в осознании «наведенного» переноса терапевту может обсуждение отношений с конкретным пациентом в супервизорском пространстве.

Как и перенос контрперенос бывает положительным и отрицательным. Н.Лебедева, Е.Иванова (2004) предлагают следующие признаки положительного и отрицательного контрпереноса.

Положительный контрперенос:

- терапевт настолько сопереживает клиенту и включен в отношения с ним, что много думает об этом клиенте между сессиями, часто упоминает о работе с ним кому-то (пытаясь сохранить конфиденциальность);

- сеансы с клиентом обычно затягиваются;

- клиенту предлагают чай или кофе;

- терапевт долго разговаривает по телефону, если клиент ему звонит;

- терапевт предпринимает усилия, чтобы помочь клиенту вне терапевтической ситуации (устройство на работу, госпитализация кого-то из родственников клиента и т.д.)

- терапевт избегает конфронтации с клиентом: с одной стороны, воспринимая его очень ранимым, с другой – стараясь не иметь дела с возражениями клиентами;

- фокус внимания терапевта на привлекательных сторонах клиента;

- терапевт идентифицируется с клиентом, у него впечатление, что данного клиента он особенно хорошо понимает;

- терапевт крайне оптимистичен в отношении прогноза терапии;

Отрицательный контрперенос;

- терапевт раздражается и злиться на клиента без видимых причин;

- терапевт испытывает радость (облегчение), если клиент предупреждает о пропуске или переносе сеанса;

- во время сеансов терапевт «отключается» от клиента ( перестает слушать, уходит в фантазии и мечты, думает о том, как он уже устал и скорее бы сеанс завершился, нетерпелив, чувствует скуку и отсутствие интереса;

-терапевт предлагает трудные и унизительные эксперименты;

- терапевт высокомерен, занимает позицию многоопытного учителя, прибегает к хвастливым примерам из своей жизни;

- используются в основном фрустрирующие интервенции.