Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психодрама.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.04.2019
Размер:
329.73 Кб
Скачать

Фаза игры (фаза психодраматического действия)

i Это главная и центральная фаза нсиходрамы. Она отличается наибольшей дли­тельностью и динамичностью. В ней психодрама достигает наибольшего накала и разрешается в катартическом переживании. Именно на этой фазе достигается ин-сайт по проблеме.

Когда протагонист выявлен, психотерапевт готовит его к работе: помогает ос­воить сам способ драматизации, проявить спонтанность, войти в роль, преодоле­вая беспокойство и сопротивление. Вначале проблема предъявляется феноменоло­гически через конкретное описание ситуации без интерпретаций и рассуждений. Вместо пространного описания проблемы протагонисту предлагается разыграть сцену, в которой она проявляется. В ситуации обнаруживается и форма проявле­ния проблемы, и ее содержание.

Вовлечение в действие запускается при помощи физических и душевных «стартеров». Ведущий отмечает специфические способы разогрева данного прота­гониста для игры. Например, используя физический «стартер», ведущий выска­зывает предложение походить по сцене, описывая проблему. Если протагонист уже имеет в виду определенную сцену, разогрев в большей степени связан с обес­печением вхождения в роль. Если же участник психодрамы затрудняется в фоку­сировке на сцене, то разогрев длится несколько дольше и в его ходе отыскиваются ключи для начала действия. Ключи — это индикаторы проблемы в вербальном и невербалыюм поведении протагониста. На основе найденных ключей может быть разыграна сцепа, метафорически изображающая ситуацию, например: «Между нами выросла стена непонимания» или «Меня раздирают противоречия» и т. п.

Один из распространенных приемов приближения к прояснению проблем в семье — построение пространственной социограммы, изображающей ближайшее окружение протагониста через расстояние, расположение по отношению к нему, характерные позы и жесты» При этом необходимо следить, чтобы в ходе разогрева не пройти «точку кипения», стараться вовремя заметить ключи и правильно вы­строить следующую сцену для углубления понимания проблемы.

Для разыгрывания сцены определяются пространственные и временные ха­рактеристики ситуации, создается мизансцена, определяются действующие лица. Пространство действия физически ограничено, чтобы была создана реальность со своим временем, своими условиями и нормами жизни. Важна максимальная ося­заемость этой реальности. Из подручных средств создается обстановка, позво­ляющая представить конкретное место действия. Определение физических аспек­тов ситуации помогает протагонисту в нее вжиться. Описание сцены и действие происходят в настоящем времени. Определяются люди, значимые для действия, и на эти роли подбираются Вспомогательные Я.

В психодраматическом действии важна не точность воспроизведения обстоя­тельств, фактов, а достижение точности и глубины в передаче субъективной ре­альности — переживаний и отношений клиента. В психодраме разыгрываются не только ситуации межличностных отношений протагониста, но и фантазии, сны. / Действующими лицами могут выступить, например, противоборствующие чувства. В ходе разыгрывания психотерапевт обращает внимание на вербальное и не­вербальное поведение. Например, клиент говорит: «Я хотел бы сказать тебе что-то важное», а сам в это время отодвигается и принимает закрытую позу. Психотера­певт учитывает его нежелание затрагивать определенные вопросы. Одним из ва­риантов реакции ведущего может быть показ протагонисту при помощи Вспомо­гательного Я его неосознанного невербалыюго поведения.

Нередко случается, что первая сцена не отражает сердцевины проблемы, а лишь дает материал для поиска ключей. Например, женщина-протагонист гово­рит о своих сложностях во взаимоотношениях со старшим сыном: «Он упрямый и своенравный, старается все делать по-своему. Характером он в мужа». Со Вспомо­гательным Я, представляющим сына, она разыграла следующий диалог:

— Я так устаю от этих поездок па огород.

— Не хочешь — не езди. Мне этот огород совсем не нужен. Это твои проблемы — ты их и решай.

— Брось это папино словечко.

Проблема взаимоотношений с сыном служила лишь отправной точкой для ре­шения более актуальных проблем взаимоотношений с мужем.

Ведущий стремится достичь полной свободы в самовыражении клиента, но не вправе требовать ее. Он учитывает индивидуальную динамику роста креативно­сти, помогая клиенту преодолеть несформированность навыков общения, снять защитные механизмы и проявить спонтанность.

В ходе разыгрывания психотерапевт отыскивает факторы, определяющие про­блему. Это могут быть детские травматические переживания. В этом случае пере­ходят к разыгрывайте другой ситуации из прошлого, которая определила эту проблему. Более ранняя сцена позволяет глубже исследовать проблему, проник­нуть в ее суть. Например, женщина-протагонист в ходе разыгрывания сцены с лю­бимым мужчиной поняла, что готова на все, чтобы удержать его. Это позволило ей вспомнить, как она удерживала отца от развода с матерью. Сцена из детства по­могла достичь инсайта в понимании своих отношений с мужчинами.

Приведем другой пример последовательного разворачивания психодрамати­ческого действия, где каждая сцена позволяет достичь большей глубины в пони­мании проблемы. Клиентка Н. говорила о том, что ей трудно выражать свои чувст­ва и для разыгрывания предложила сцену разговора с молодым человеком, кото­рого она любила и который от нее ушел: «Это все еще держит меня». В ходе сцены Н. начала говорить, но скоро замолчала, заплакала, ушла в себя и одной рукой сжала другую. Ответы на вопросы ведущего позволили выделить два «голоса», ко­торые звучали внутри нее, и ей было предложено озвучить внутренний диалог, пригласив на роли «голосов» два Вспомогательных Я. Один из «голосов» говорил о чувствах, а другой запрещал говорить. Среди прочего вторым «голосом» было .сказано: «На что ты претендуешь? Опомнись!» На вопрос ведущего, от кого она могла слышать подобные слова, Н. ответила, что так говорила ее мать. В следу­ющей сцене Н. воспроизвела разговор с матерью в юности, который закончился катарсисом. Когда Н. смогла выразить обиду и гнев на мать, ей захотелось погово­рить с «хорошей мамой». Следующей сценой и был такой разговор, в ходе которого Н. получила поддержку от «хорошей матери». Затем была воссоздана первая сцена разговора с молодым человеком, и на этот раз Н. смогла рассказать ему о пе­режитых ею обиде и горечи.

Психодраматическое действие безопасно при условии психологической под­держки со стороны группы. Тяжесть нахлынувших переживаний уравновешивает­ся максимальным комфортом в роли: протагонист контролирует ситуацию, может ее изменить. Само по себе воспроизведение травматического опыта болезненно и не ведет к новой интеграции. Психотерапевт предлагает протагонисту не только заново пережить, но и «переиграть» ситуацию, изменив свой жизненный сцена­рий. Так, «хорошая мать» сказала Н. о ее уникальности, способности любить, и она почувствовала свою ценность и ценность своих переживаний. В ходе игры протагонист испытывает сильные эмоции: опустошенность, смущение, удивле­ние, беспокойство. Вернувшись в травматичную ситуацию, он может не чувство­вать общности с группой. В этот момент важна эмоциональная поддержка членов группы, закрепление того, что достигнуто в результате инсайта. Эти цели достига­ются на третьей фазе, основное содержание которой — обсуждение игры.