Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11-3.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
297.47 Кб
Скачать

Государственное устройство и политическая система

Король Марокко Хасан (23 марта 1961 — 23 июля 1999 )

в 1962 обнародовал первую конституцию Марокко.

Преемник: Мохаммед VI, правящий и сегодня.

Чтобы дать представление о современной политической системе, привожу отрывки из статьи сотрудника Института Ближнего востока В.В.Куделева

Ситуация в Марокко: июнь 2011г

Основные события июня в Марокко так или иначе были связаны с назначенным на 1 июля референдумом по проекту новой конституции страны. Основные положения этого документа, подготовленного специальной комиссией и вынесенного королем Мохаммедом VI на обсуждение, были изложены монархом в обращении к нации 17 июня.

Относительно прерогатив монарха новая конституция /марокканцы в ходе референдума проголосовали за новый основной закон страны/ сохраняет за ним статус верховного предводителя верующих. Король назначает премьер-министра, и по предложениям последнего – других членов кабинета. Он имеет право отправить членов кабинета в отставку. Монарх руководит работой Совета министров, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, определяет внешнюю политику страны. Он имеет право распустить обе палаты парламента, руководит Высшим советом судей и производит назначения в судейском корпусе.

Простое перечисление основных прерогатив короля, которыми он будет обладать по новой конституции, показывает, что т.н. конституционная реформа никоим образом не изменила абсолютный характер монархии, чего добивалась часть оппозиции, участвующая в «Движении 20 февраля». Да, новая конституция расширяет полномочия премьер-министра /он будет представлять партию, победившую на парламентских выборах/ и парламента, но ровно настолько, чтобы никоим образом не нарушить прерогативы монарха – его религиозный статус и роль главы государства. Даже изменение редакции статьи 46 не повлияло на статус монарха – если раньше в ней определялся как «священный» характер личности короля, то теперь в конституции записано, что «целостность личности короля не может быть нарушена». Таким образом, не оправдались ожидания тех, кто полагали, что в ответ на массовое протестное движение, возникшее в Марокко на фоне «революций» в других арабских странах, Мохаммед VI сделает хотя бы шаг в сторону реальной конституционной монархии. Да и как могло быть иначе? Ведь комиссию, которая занималась подготовкой предложений по конституционной реформе, назначал опять таки монарх.

Действительно новым в конституции стало то, что отныне берберский язык амазиг считается вместе с арабским официальными языками. Подобного статуса у берберского языка нет в других странах Магриба, где имеется берберское население.

Новая конституция предусматривает создание Высшего совета безопасности /ВСБ/, председателем которого будет монарх. Новая структура займется ведением дел, связанных с «вопросами внутренней и внешней безопасности».

Главными критиками проекта новой конституции были три левых партии – Объединенная социалистическая партия /ОСП/, Партия демократического и социалистического авангарда /ПДСА/, партия «Демократический путь» /ПДП/ - и «Движение 20 февраля». 28 июня они объявили о создании коалиции, главным требованием которой стало «Парламентская монархия – сейчас!». К ней присоединились две распущенных ранее исламистских партии. <…>

В новой конституции записано, «ислам остается государственной религией, но свобода вероисповедания гарантирована в рамках закона при условии, что не наносится ущерба общественному порядку». В итоге ПСР (Партии справедливости и развития –исламистская партия),которая как и другие продворцовые партии, рекомендовала своим сторонникам сказать «да» на референдуме.

<далее в статье описываются манифистации против («Движение 20 февраля» «Аль-Адль»( самая влиятельная исламистская организация)) и за новую конституцию>

Новая новая конституция в целом сохраняет старые правила игры, в которой все решает только один человек. Это означает, что «Движение 20 февраля» попытается продолжить свои массовые акции. В этой связи у властей будет два выбора – либо попытаться расколоть это движение, либо подавить его силой. Первый вариант по понятным причинам является для властей более предпочтительным, тем более что «Движение 20 февраля» далеко от однородного.

6 июня близ Нью-Йорка стартовал 6-й раунд неформальных переговоров между делегациями Марокко и сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО. В этой связи изначально можно было смело предположить, что из-за диаметрально разных позиций сторон по проблеме сахарского урегулирования, этот раунд, как и все предшествовавшие, превратится в переговоры ради переговоров без достижения какого-либо минимального результата. Это подтвердил по завершении переговоров эмиссар ООН в Западной Сахаре Кристофер Росс. По его словам, «к концу встречи каждая из сторон продолжала отвергать предложения другой стороны». Стороны договорились продолжить контакты во второй половине июля.

Перед началом 6-го раунда США выразили надежду на достижение «мирного решения» западносахарской проблемы, подчеркнув, что нестабильность в этом районе увеличивает опасность терроризма.

<Далее пойдут отрывки из статей за 2011 г того же автора>

Июль

1. Конституция принята на референдуме (98 проц. – «за» при показателе участия от 57 до 64 проц. в зависимости от регионов) «Движение 20 февраля», утверждающее, что насчитывает свыше 60 тысяч сторонников, тут же опротестовало объявленные результаты референдума, назвав их подтасованными.

2. Проблма Зап. Сахары

21 июля близ Нью-Йорка безрезультатно завершилась 8-я сессия неформальных переговоров между Марокко и сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО ( организация за освоб зап Сахары), проходивших под эгидой ООН. Как констатировал спецпредставитель ООН по западносахарскому урегулированию Кристофер Росс, стороны остались на прежних, несовпадающих позициях. Тем не менее они подтвердили их намерение участвовать в семинаре, который будет организован Бюро Верховного комиссара ООН по делам беженцев в сентябре 2011г. в Мадриде.

2. отношения Марокко- Алжир

Что касается предложения монарха открыть мароккано-алжирскую границу и нормализовать отношения с Алжиром, то оно представляется вряд ли реалистичным до тех пор, пока существует сахарская проблема, по которой ни одна из сторон не готова идти на какие-либо уступки. И, похоже, в какой-то степени права алжирская газета «Либерте», утверждавшая, что «вопрос открытия границ рассматривается /Рабатом/ как один из рецептов преодоления социально-экономических трудностей Марокко».

В любом случае за последние месяцы наметились признаки определенного потепления в отношениях между двумя странами. Стороны обменялись визитами на министерском уровне, подписано несколько соглашений в сфере экономики. По мнению ряда экспертов, некоторая разрядка в отношениях между Рабатом и Алжиром стала одним из следствий «арабской весны», заставившей руководство двух стран больше внимания обратить на решение социально-экономических проблем.

Август

14 августа в Марокко было объявлено, что досрочные парламентские выборы пройдут в королевстве 11 ноября, или в один из дней, близких к этой дате. Она была названа после продолжительной по времени встречи с участием главы МИД Марокко Тайеба Шеркауи и представителей примерно 20 политических партий, как входящих в правительственную коалицию, так и оппозиционных. Возможный перенос выборов на несколько дней в ту или другую сторону связан с близостью 11 ноября к мусульманскому празднику, который будет отмечаться в Марокко в середине ноября.

Точная дата проведения парламентских выборов была объявлена 16 августа. В тот день было объявлено, что голосование пройдет 25 ноября. Теперь эта дата должан быть подтверждена правительственным декретом.

Предыдущие парламентские выборы в Марокко прошли в сентябре 2007г. Очередные выборы ожидались осенью 2012г., однако они были заменены досрочными после того, как на референдуме 1-го июля марокканцы проголосовали за принятие новой конституции.

В преддверии выборов в августе начались заметные подвижки на марокканской политической арене. Так, было объявлено о рождении новой, нетипичной для Марокко политической партии, получившей название Коалиция за родину /КЗР/. Она призвана представлять в королевстве «интересы 5 млн марокканцев, живущих и работающих за границей и имеющих двойное гражданство». Основателями КЗР выступили 150 марокканцев, проживающих «в 23-х странах пяти континентов». Уже объявлено, что КЗР не примет участия в предстоящих парламентских выборах, так как ее программа, которая сейчас находится в стадии разработки, будет объявлена через 4 месяца. «В программе КЗР особое внимание будет уделено развитию сельского хозяйства, системы образования, борьбе с неграмотностью, совершенствованию системы здравоохранения», - заявил для газеты «Экономист» один из основателей партии Халед Яхьяуи. Он утверждал, что по своему характеру КЗР будет центристской партией.

В августе начал складываться альянс из партий, которых условно можно назвать центристскими, и главной характеристикой которых является близость ко дворцу. Это – Национальное объединение независимых /НОН/, Конституционный союз /КС/, Народное движение /НД/, Партия истинность и модернизм /ПИМ/. Первой их совместной акцией стало решение координировать их позиции относительно проектов законов, находящихся на рассмотрении Палаты представителей /нижняя палата марокканского парламента/. Нет никаких сомнений, что этот альянс складывается перед предстоящими парламентскими выборами.

Похоже, альянсу центристов на выборах будут противостоять два других блока. Первый из них все больше вырисовывается как альянс левых партий, не входящих в традиционный блок Кутла, второй – блок в составе национал-консервативной Партии Истикляль /ПИ/, близкой к ней по многим позициям исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/, а также двух «традиционных» левых участников Кутлы – Социалистического союза народных сил /ССНС/ и Партии прогресса и социализма /ППС/. Что касается двух последних партий, то с их участием в таком альянсе все не так просто, поскольку в них есть силы /и прежде всего – молодежь/, выступающие против альянса с исламистами.

!!!!

Из экономических новостей следует отметить объявленные 11 августа официальные данные о том, что в 1-м полугодии 2011г. экономический рост страны /без учета сектора сельского хозяйства/ составил 5,1 %. Это примерно соответствует данным нескольких последних лет, по итогам которых этот показатель варьировался от 4 до 5 %. Показатель экспорта за 1-е полугодие вырос на 19,8 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Что касается 2012 финансового года, то по его итогам ожидается достижение экономического роста в 5 – 5,5 % /без сельского хозяйства/ при уровне инфляции в 2 % и стоимости барреля нефти в 100 долларов на мировом рынке.

В период за январь – июль с.г. заметно увеличился дефицит торгового баланса, увеличившийся на 21 % и составивший 106,4 млрд дирхамов /9,67 млрд евро/, что объясняется, в частности, большими расходами на энергоносители, составляющими четверть от общего объема импорта. За эти 7 месяцев доходы от туризма выросли на 8,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 3 млрд евро. Примерно столько же валюты принесли переводы от марокканцев, работающих вне страны.

Как считают эксперты, показатели 2-го полугодия могут быть несколько ниже, поскольку на них повлияет наблюдавшееся в августе замерное снижение потока иностранных туристов в страну, связанное с месяцем мусульманского поста рамадан.

Туризм, переводы от марокканцев, работающих за границей, и продажа фосфатов являются для Марокко основными источниками поступления валюты.

Ноябрь

Основные события ноября в Марокко пришлись на завершающие 6 дней месяца. 25 ноября в королевстве прошли досрочные парламентские выборы. Победу на них одержала исламистская Партия справедливости и развития /ПСР/, ранее имевшая 47 мест в Палате представителей /нижняя палата марокканского парламента/. По итогам выборов ПСР получила 107 мандатов из 395, намного опередив занявшую второе место национал-консервативную Партию Истикляль /ПИ - 60 мандатов/. Уже 29 ноября король Марокко Мохаммед VI назначил нового премьер-министра страны. Им стал лидер ПСР Абдельилла Бенкиран. В целом, после победы ПСР на выборах можно смело констатировать, что в Марокко ничего по большому счету не изменилось. ПСР всегда достаточно условно относилась к оппозиции, поскольку она никогда не оспаривала прерогатив монарха, и в частности, его статуса «повелителя верующих». По большому счету, она всегда была продворцовой, и осталась таковой.

Зато у дворца в связи с победой ПСР появилась свобода маневра. Теперь, в случае обострения каких-либо проблем социально-экономического плана он может легко отправить правительство в отставку, обвинив его в неспособности решить эти проблемы. Это право – отправить правительство в отставку - сохранилось за монархом. А поводов для такого шага у него – без сомнения – будет предостаточно. Ведь взмахом волшебной палочки нельзя уменьшить, скажем, безработицу, которая среди молодежи достигает 30 процентов, число неграмотных, составляющих 30 процентов населения Марокко, и не сократить дефицит торгового баланса, достигший 9 млрд евро. А лидеры ПСР еще до выборов наобещали марокканцам показатель экономического роста страны в 6 – 8% и ежегодное создание нескольких сотен тысяч рабочих мест.

Декабрь

Несмотря на то, что к исходу декабря прошло больше месяца с того момента, когда король Мохаммед VI назначил на пост премьер-министра Марокко Абдельиллу Бенкирана – лидера победившей на состоявшихся 25 ноября досрочных парламентских выборах исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/ - последнему не удалось сформировать новое правительство страны. Оно однозначно должно было быть коалиционным, и именно из-за проблем с потенциальными союзниками Бенкиран все эти дни был премьером без кабинета. Не исключено, что задержка с формированием кабинета была связана также с тем, что лидер ПСР мог попытаться избавиться от т.н. министров суверенитета, т.е. министров, ранее назначавшихся монархом. Речь идет о главах МИД, МВД, министерств юстиции, хабусов и по делам ислама.

Как признал 29 декабря один из руководителей ПСР Саадэддин Османи, формирование правительства Марокко столкнулось с «определенными трудностями», но при этом не было никакого «блокирования» этого процесса. «Было несколько проблем, и в частности, противоречия с Партией Истикляль /ПИ – национал-консервативная партия, по своей идеологии близкая к исламистам/ относительно кандидатуры министра оснащения /занимается развитием инфраструктуры страны – авт./, но эта проблема была решена, - сообщил он. – Формирование правительства – длительный процесс, в ходе которого необходимы переговоры с нашими партнерами. Поэтому это нормально, что на него потребовалось время».

25 декабря фактически оформился раскол в протестном «Движении 20 февраля», в котором до этой даты основными действующими силами были исламисты из запрещенного, но терпимого властями движения «Аль-Адль валь-Ихсан» /«Справедливость и благочестие»/ и молодежь левацких убеждений. В тот день в Касабланке и Рабате на улицы вышли несколько тысяч человек. В частности, в экономической столице королевства в манифестации приняли участие до 5 тысяч человек. Главным лозунгом принявших участие в шествиях было «Демократия без исламистов». Они также требовали продолжения демократических реформ, и в частности, трансформации монархии из абсолютной в конституционную. Эти манифестации состоялись несмотря на то, что ранее новый премьер Марокко Бенкиран призвал активистов «Движения 20 февраля» к диалогу.

11 декабря столица Мавритании Нуакшот приняла встречу глав военных ведомств стран-участниц группы «пять плюс пять» /пять стран Северной Африки – Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис и пять стран Южной Европы – Испания, Италия, Мальта, Португалия, Франция/. Официальная цель встречи – расширение взаимодействия участников группы в борьбе с действующей в регионе «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКМ/ и расползанием по нему оружия из Ливии. В таком формате группа собралась впервые после изменений режимов в Ливии и Тунисе и победы исламистов на выборах в Марокко. Ливию на встрече представлял недавно назначенный на пост министра обороны Усама Джуили.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]