Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
архитектура эпохи расцвета.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
103.94 Кб
Скачать

5.Архитектура эпохи расцвета.

(480-400гг. до н.э.)

5.1. Исторические условия и особенности развития архитектуры.

С первых десятилетий 5в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и архитектуры. Этот период ознаменовался вначале борьбой объединившихся греческих полисов с внешними врагами, угрожающими их независимости (могучая персидская держава - на Востоке, Карфаген - на западном Средиземноморье), а затем соперничество двух наиболее противоположных по развитию и общественному строю городов - государств - передовых Афин и отсталой земледельческой Спарты.

До конца 6в. до н.э. Спарта была главной политической силой в Греции. С начала 5в. до н.э. рядом со Спартой вырастает новое мощное и передовое государство - Афины.

Длительные греко-персидские войны (в 480г. до н.э. персы разрушили Афины) завершились победой эллинов, в результате которой были освобождены от персидского владычества малоазийские эллины. Победа обеспечила дальнейшее развитие и подъем Афинского рабовладельческого государства.

Время правления Перикла (середина 40-х и 30-е годы 5в. до н.э.) знаменует собой высочайший внутренний расцвет Греции. Это время наивысшего расцвета греческой демократии и ведущей роли Афин в общественной и культурной жизни государства.

В 431г. до н.э. начались так называемые Пелопоннесские войны. Это столкновение Афинского морского союза с находившимся под гегемонией Спарты Пелопоннесским морским союзом. Эти войны, продолжавшиеся с перерывами до 404г. до н.э. закончились поражением Афин, которые признали гегемонию Спарты.

Последовавший за окончанием греко-персидских войн расцвет греческой архитектуры (как и всей эллинской культуры) характеризуется удивительной разносторонностью.

В середине 5в. до н.э. в Афинах впервые зародилась подлинная наука о градостроительстве. К этому периоду относится сложение регулярного "гипподамова" города, являющегося не просто геометрической схемой членения городской территории на равновеликие, прямоугольной формы кварталы, поделенные в свою очередь на равные участки застройщиков, но системой, имеющей глубокий социальный смысл и отражающий общественную структуру греческой рабовладельческой общины в наиболее передовых полисах.

Общегреческие типы жилых и общественных зданий, сложившиеся к концу предшествовавшего периода, достигают полной зрелости и все чаще получают индивидуальную трактовку. Это сочетание типических черт с индивидуальными легче всего прослеживается на жилище и на храмах.

В это время складывается жилой дом пастадного типа и появляются первые попытки окружения внутреннего двора колонными портиками, т.е. намечается создание дома перистильного типа, получившего полноценное развитие в последующую эпоху.

Виды общественных зданий, появившиеся еще в архаическую эпоху, получают зрелое монументальное воплощение. Таковы различного рода залы общественных собраний (телестерии, одейоны), помещения Государственного совета (булевтерии), торжественные входы - пропилеи. Впервые монументальную форму получают театры.

Среди общественных сооружений ведущим типом, как и ранее, остается храм, который, однако, трактуется не только как жилище божества - покровителя полиса, но и как сооружение общественное, большого государственного и идейно-художественного значения, олицетворяющее сам полис, его значительность, могущество, политическое и культурное превосходство.

В начале и середине рассматриваемого периода доминирует строительство храмов в дорическом ордере. Со 2-ой половины 5в. до н.э. в интерьерах построек все чаще применяются другие ордера.

Ведущим типом монументальной архитектуры в начале 5в. до н.э. по-прежнему оставался периптер.

В результате долгой преемственной разработки в течение периода архаики, а затем и классики, периптеральный храм, а вместе с ним и ордера приобрели ту устойчивую форму, которую обычно называют классической и которая была распространена по всему греческому миру.

Храм становится короче, его целла - шире. В больших храмах перекрытие целлы было нелегкой задачей, и при дальнейшем увеличении пролетов пришлось прибегать к установке промежуточных опор. Чтобы уменьшить массивность колонн и не слишком загромождать внутреннее пространство храма, их ставят в 2 яруса, что дает возможность значительно уменьшить диаметр колонн и придать интерьеру нужный масштабный характер, благодаря которому целла кажется зрителю более обширной.

Главное помещение классического храма - его целла и портики - обнесено колоннадой, которая является связующим звеном между замкнутой в ее кольцо целлой и окружающим пространством. Поставленная на ступенчатом стереобате, возвышающим храм над уровнем обычных домов, колоннада отличает жилище бога от домов простых смертных и является основным элементом храмовой архитектуры.

Эти отличительные черты храма - ступенчатое основание и окружающая целлу колоннада - определяют его внешнюю архитектуру и вместе с тем являются основными элементами его конструкции. Подобное совмещение в одном и том же элементе и конструктивной, и художественно-выразительной стороны архитектуры придало греческому храму простоту и лаконичность, характерные для греческой классики.

Внешняя колоннада периптера имеет теперь обычно по 6 колонн на торцевых фасадах и по 13 - на боковых. Расстояние между передним рядом колонн и пронаосом уменьшилось.

Проблема углового триглифа решалась теперь с помощью неизменных, повсеместно применявшихся приемов: триглиф располагался на самом углу, сдвигаясь с оси крайней колонны, а получившаяся вследствие этого разница в размерах метоп незаметно разгонялась. Для этого интерколумнии сужались по мере их приближения к углам храма, а наклон колонн, наоборот, увеличивался.

Отклонения от правильной геометрической схемы, лежащей в основе композиции сооружений, вообще были очень характерны для аттической архитектуры в пору ее наивысшего расцвета. Они не только устраняли оптические искажения, но и в большей мере определили необычайную жизненность, которая является отличительной чертой ее памятников. Они освобождали сооружения от геометрической сухости и придавали ему индивидуальную неповторимость, органическую целостность и непринужденность живого организма.

Отдельные отклонения встречались еще в храмах предшествовавшей эпохи, но теперь они нередко применяются все вместе в одном сооружении и становятся элементами единой системы. Отклонения начинаются с горизонтальных искривлений, или курватур, стереобата и антаблемента. Далее в систему отклонений включаются: энтазис колонн, утолщение и наклон угловых (а часто всех) колонн наружной колоннады к центру сооружения, сужение крайних интерколумниев, а иногда и соседних с ними, по всем или некоторым сторонам храма; утонение кверху стен целлы, придающее им видимость легкого наклона внутрь, наклон фронтонов вперед.

Важнейшим явлением в монументальной архитектуре классического периода было сочетание сформировавшихся к этому времени общегреческих, повсеместно принятых типов основных архитектурных ордеров и каменных храмов с яркой индивидуализацией архитектурного образа, которой греческие зодчие наделяли каждое сооружение.

Трактовка ордеров становится свободнее. Ордер из основного элемента, образующего типический архитектурный образ, превращается, при всей своей лаконичности и строгой фиксации состава элементов, в исключительно гибкую систему архитектурно-художественных средств, при помощи которых создаются различные по характеру сооружения.

Это достигалось с помощью незначительного изменения пропорций (общий характер пропорций оставался сравнительно устойчивым), меняющих соотношения несущих и несомых частей ордерной системы

Строители хорошо чувствовали, в каких пределах можно было изменять пропорции для получения нужного художественного эффекта и непосредственную связь полученного эффекта с абсолютными размерами сооружения. Т.е. греческие зодчие научились изменять в нужном направлении масштабность сооружения, по желанию придавая ей выражение мощи, стройной силы или легкости и изящества.

При всем том сохраняется общая для всей греческой архитектуры масштабная характеристика, определившаяся уже в архаическую эпоху: в архитектуре всех храмов, независимо от их абсолютных размеров и специфики образной характеристики, ясно выражено, во-первых, что они возведены в качестве обиталища для сверхчеловеческих существ - богов и героев и, во - вторых, они никогда не подавляют зрителя, но порождают в нем общий душевный подъем.

Тонко учитывалась зодчими и постепенная (или контрастная) смена впечатлений при восприятии здания издалека, а затем в непосредственной близости, когда зритель мог оценить его действительные размеры, или при переключении внимания с наружного портика храма на колонны его пронаоса и целлы.

В эпоху расцвета исключительно важную роль в общей характеристике сооружений получили обломы и профили горизонтальных членений (баз, поясов, карнизов и пр.).

В аттической архитектуре намечается более тесное взаимодействие с ионической. Усиливается и сближение архитектурных школ материковой и Великой Греции. Влияние материковой Греции возрастает во всех областях культуры.

Во 2-ой половине 5в. до н.э. развития архитектуры в Афинах достигает своего апогея, явственно заметны становятся стремления к созданию единого всеэллинского стиля. Достижения аттической архитектуры становятся достоянием всего греческого мира.