
- •1Периодизация рл 18в. Отличие новой л от книжности допетровской.
- •2Рус литра и реформы Петра. Лит процесс первой трети 18в. Повесть о Василии Кориотском
- •4 Сатиры Кантемира: идеология образности
- •5 Теоретико-лит-ые и языковые новации Тредиаковского. Новые краткие способы создания лит-ых стихов. Поэзия Тредиаковского (х-ка его лирики и переводов)
- •6 Классицизм: осмысление человека и общества, конфликт, жанровые системы, нормативность. Национальные особенности рус. Классицизма.
- •7 Теоретико-литературные и языковые новвации Ломоносова («Письмо о правилах росийского стихотворства», «Трактат-предисловие о пользе дней церковных»1758)
- •8 Жанр оды в рл 18в. Поэтика ломоносовской торжественной оды.
- •10. Сумароков – теоретик классицизма. 2 эпистолы.
- •11. «Димитрий самозванец». Особенности классицистской трагедии.
- •15. Кризис кл-ма. Новые жанры в р.Л. Проза. Журналистика. Поэты-разночинцы.
- •17. Героико-комическая поэма Майкова «Елисей или разраженный Вакх».
- •13. Фонвизин – «Бригадир» - поэтика комедии.
- •Вопрос 19
- •Вопрос 20
- •Вопрос 21
- •Вопрос 22
- •Вопрос 23
- •Вопрос 24
- •Вопрос 25
- •Вопрос 26
- •Вопрос 27
- •32. «Бедная Лиза» как вершинное произведение русского сентиментализма.
- •34. Новгородская тема. «Марфа-посадница» Карамзина
- •33. «Остров Борнгольм» Карамзина - предромантические мотивы в русской литературе конца 18 века.
Вопрос 26
Жанровый синтетизм «Путешествия» Радищева.
Как записки о путешествии, радищевская книга соотносится с двумя жанровыми традициями лит-ры путешествий: сентименталистской и просветительской. Жанровая разновидность «чувствительного путешествия» предполагала стихию неограниченного авторского и личного (субъективного), сосредоточенность на тайных закоулках чувствительной души. Такое путешествие можно было написать, не выходя из своего кабинета. Напротив, просветительское путешествие целиком погружено в стихию объективного: географические, этнографические, культурные и соц. реалии, описанные в нем, составляют его главную познавательную и просветительскую ценность. Радищевское путешествие в какой-то мере соотнесено с обеими этими традициями: внешний композиционный стержень книги – дорога от Петербурга до Москвы, восходит к традиции путешествия географического; огромная роль объективного впечатления как источника размышлений и переживаний путешественника связывает его с просветительской разновидностью жанра. Но сосредоточенность повествователя на своей внутренней жизни, деятельности сердца и разума, соотносима с чувствительным путешествием.
Третий, основополагающий жанровый оттенок Радищев обозначил эпиграфом из «Тилемахиды», вынесенным на титульный лист книги: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Литературоведческая традиция ограничивается смысловым истолкованием этого эпиграфа как символического образа двуединства самодержавия и крепостничества. Лебедева же определяет «Путешествие» как жанр государственно-политического просветительского воспитательного романа, который сопрягает внешний сюжетный рисунок путешествия с его метафорическим ходом духовного пути, процесса самосовершенствования и самопознания.
Тенденция воспитательного романа в «Путешествии» дает совершенно оригинальный, единственный, но закономерный и необходимый пример слияния высокого и низкого мирообразов рус. лит. 18 в.
В радищевском «Путешествии» объединены ведущие направления рус. лит. 18 в.: высокая профессиональная литература Кантемира, Ломоносова, Сумарокова, Новикова, Фонвизина, адресованная идеальному просвещенному читателю, и массовая демократическая романистика, обращенная к читателю реальному, которому еще только предстоит стать просвещенным в процессе ее усвоения. Этот синтетический характер «Путешествия» особенно важен: если публицистико-идеологический аспект значимости книги Радищева в рус. лит. сомнению не подвержен, то ее эстетическая значимость всё еще остается на втором плане. Неразрывная связь идеологии и эстетики в 18 в. была залогом восприятия текста именно как эстетически совершенного. И книга Радищева реализует эту связь в той мере последовательности и полноты, какая может быть доступна произведению, не выходящему из рамок изящной словесности.
Вопрос 27
Образ главного героя.
Центральное положение субъекта повествования: единство его личности – необходимое связующее звено структуры произведения.
«Путешествие» написано от первого лица. То есть кроме автора-писателя Радищева в книге есть еще и автор-повествователь, его субъект, личность которого принципиально важна в плане ее соотношения с личностью автора, поскольку форма повествования от 1го лица является одним из излюбленных лит. приемов видимого отождествления автора-писателя с автором-повествователем. И радищевское «Путешествие» не является исключением в этом смысле.
Необходимо четкое разграничение двух планов повествования радищевской книги: плана автора и плана героя.
Чтобы образ и облик личности путешественника обрел в сознании читателя ярко выраженную индивидуальность, недостаточно кратких сведений по ходу повествования. Всё, что читатель узнает о нем в процессе чтения, имеет смысл только в обобщенно-абстрактном плане.
«Всякому возможно» то, что произошло с писателем и происходит на страницах «Путешествия» с его героем. И Радищев, обращаясь к своему читателю, делает это через посредника, максимально облегчающего контакт индивидуальности читателя с автором своей общечеловеческой усредненностью. Путешественник и его личность – это точка, в которой легче всего могут пересечься индивидуальность читателя и индивидуальность автора. Подобный тип контакта между автором, героем и читателем Радищев выстраивает с определенной целью. Возможность подстановки читателя на позицию автора важна ему именно для оптимального восприятия смыслов книги.
Проблематика и конфликт.
Радищев нарушает традиционный подход писателей к народу, которые видели в нем прежде всего забитость и терпение, и признает его главной движущей силой истории. Тема народа впервые в литературе стала основной темой произведения Радищева. Радищев раскрывает в русском народе новые черты, вызывающие у путешественника чувство восхищения. Он показывает нравственной здоровье и физическую красоту, присущую русскому крестьянину, чувство собственного достоинства, трудолюбие.
Жестокая эксплуатация крестьян, произвол в самодержавно-бюрократическом государстве обусловили резкость сатирического обличения правящих классов в «Путешествии».
Тема революции звучит во многих главах. Картины бесчеловечного отношения к народу, сознание социальной несправедливости вызывают у Радищева страстные призывы крепостников к свержению власти. Жестокость и алчность помещика-«кровопийцы», о деяниях которого рассказано в главе «Вышний Волочок», вызывает гнев путешественника, призывающего народ ответить на насилие насилием.
Все, что видит путешественник на своем пути: дорожные встречи, наблюдения над жизнью разных сословий, заставляет его глубоко сочувствовать угнетенному народу и наполняет чувством вражды к угнетателям, сознанием необходимости революционной борьбы за освобождение народа, борьбы самого народа => революция возникает как неизбежный результат угнетения. Радищев верит, что настанет время, когда выйдут из народа новые люди и свобода придет не сверху, а снизу. Историзм мышления, присущий Р и вызванный осмыслением истории как закономерного процесса развития общества, подсказывал ему (и это отразилось в его книге), что революция в России свершится, но для этого нужно время. Русская действительность, объективный исторический процесс и особенности русского национального характера – залог неизбежности революции. В способности народа к возмущению убеждает Радищева и опыт пугачевского восстания. Однако писатель-революционер понимает, что стихийный характер восстания, как и его царистский уклон, не может привести к коренным изменениям русской действительности, к победе народа.
Основа «Путешествия» –призыв к революции, но Радищев знал, что победа возможна лишь через десятилетия. И поэтому вполне возможны поиски Радищевым решения самого больного вопроса – освобождения другими путями, один из которых – проект освобождения крестьян как попытка облегчить участь народа хотя бы на ближайшее время.
Народ – герой «Путешествия», общение с ним убеждает автора в его светлом будущем. Много запоминающихся крестьянских персонажей, олицетворяющих те достоинства, которые раскрыл путешественник в народе (напр. пашущий крестьянин в главе «Любань»). Воплощением нравственного идеала Радищева стал образ крестьянской девушки Анюты из главы «Едрово». Естественную красоту и здоровье, благородство, чистоту чувств видит в своей героине путешественник. Сильное впечатление производит контрастное изображение и связанные с ним рассуждения Радищева о девушках из крестьянских и дворянских семей, об их нравах и морали, порожденных окружающей средой. Нравственной и физической красоте крестьянок, далеких от развращенной цивилизации города, противопоставлены барышни, на которых наложила отпечаток ложь и безнравственность, свойственный дворянским кругам.
В основе творческого метода Р лежит показ русской действительности в ее социально-общественном осмыслении. Знание жизни, стремление проникнуть в глубину социальных противоречий, широта охвата событий, освещенных передовым мировоззрением, делали «Путешествие» реалистической книгой. Авторскому замыслу подчинена и композиция книги: всё происходит как в жизни, встречи с отдельными людьми, жанровые сцены и картины, наблюдаемые путешественником. Повествование прерывается своеобразными вставными новеллами, в которых встречающиеся с путешественником лица рассказывают о себе, о своей судьбе.
Реализм содержания книги, социальная детерменированность характеров (человек – «существо общественное»), передовое мировоззрение автора дают возможность определить творческий метод Радищева как метод «просветительского реализма». Вместе с тем Радищев писал в эпоху господства сентиментализма, и это не могло не отразиться в его книге. Радищев всё увиденное пропускал через призму своего авторского «я», что способствовало выражению непосредственных чувств автора. Его сентиментализм имел действенный, протестующий характер. Произведению свойственны «чувствительность стиля», эмоциональное насыщенность, которая стилистически выражалась в авторских вопросах, восклицаниях, лирико-публицистических отступлениях.
Стиль «Путешествия» сложен и неоднороден. В нем нет стилистического единства, его стиль зависит прежде всего от того, что становится предметом его изображения.
Основная стихия речи писателя-публициста – патетический высокий слог ораторской прозы, который достигается благодаря употреблению архаизированной, церковно-окрашенной лексики.
№30.Сентиментализм в русской литературе 18 века
Русский сентиментализм возник на национальной почве, но в большом европейском контексте. Хронологические границы рождения, формирования и развития этого явления в России определяют 1760-1810 гг. Уже начиная с 1760-х гг. в россию проникают произведения европейских сентименталистов. Популярность этих книг вызывает множество их переводов на русский язык. Уже роман Ф. Эмина «Письма Ернеста и Доравры» - очевидное подражание «Новой Элоизе» Руссо. В пьесах Лукина, в «Бригадире» Фонвизина – влияние сентиментальной драматургии. Отзвуки стиля «Сентиментального путешествия» Стерна можно обнаружить в творчестве Карамзина.
Р.с. вырастал и развивался на русской почве, в другой общественно-исторической атмосфере. Крестьянский бунт, переросший в гражданскую войну, внес свои коррективы как в понятие «чувствительности», так и в образ «сочувственника», которые не могли не обрести социальную окраску. Это свидетельствует о том, что идея нравственной свободы личности лежала в основе р. с., но этико-философское ее наполнение не противостояло комплексу либеральных социальных понятий.
Р.с. не был однородным. Радищевский политический радикализм и подспудная острота противостояния личности и общества, которая лежит в корне карамзинского психологизма, вносили в него свой оригинальный оттенок. Но концепция «двух сентиментализмов» сегодня уже вполне исчерпала себя. Просветительская позиция, связанная с новым пониманием человека, его нравственной свободы при социальной несвободе и несправедливости, способствовало созданию нового языка литературы, языка чувства, ставшего обьектом писательской рефлексии. Комплекс либерально-просветительских социальных идей перелагался на личностный язык чувства, из плана общественной гражданской позиции переходя в план идивидуального человеческого самосознания. И в этом направлении усилия и поиски Радищева и Карамзина были одинаково значимы.
Проблема героя и автора в русских «сентиментальных путешествиях» – прежде всего история сотворения новой личности, русского сочувственника. Герой-автор обоих путешествий не столько реальная личность, сколько личностная модель сентиментального миросозерцания.
Р.с. не оставил законченной эстетической теории. Автор оформляет свое мировосприятие через спонтанную эмоциональную реакцию на проявления окружающей действительности. Эстетика его не вычленяется из произведения искусственно и не составляется в определенную систему – она формулирует свои принципы непосредственно в тексте произведения.
В отличие от европейского р.с. имел прочную просветительскую основу. Просветительская идеология усвоила прежде всего принципы «воспитательного романа» и методологические основы европейской педагогики. Чувствительный герой был устремлен не только к раскрытию «внутреннего человека», но и к воспитанию, просвещению общества на новых философских основах, но с учетом реального исторического и социального контекста. Дидактика и учительство в связи с этим были неизбежны. Показательным является и интерес р.с. к проблемам историзма: сам факт появления «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина выявляет результат процесса осмысления категории исторического процесса. В недрах сентиментализма р. с. обретал новый стиль, связанный с представлениями о чувстве любви к родине и нерасторжимости понятий любви к истории и человека.