Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kurs_lektsy_po_istorii_SGU.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
955.9 Кб
Скачать

Лекция 6. Университет в годы первой мировой войны.

  1. Мобилизация на фронт преподавателей и студентов.

  2. Появление в ИНСУ студенток.

  3. Изменения в преподавательском и студенческом составе.

  4. Работа коллектива университета на военные нужды.

  1. Только университет осуществил свой первый выпуск врачей, развернул работу всех положенных ему кафедр, как события мирового масштаба вторгнулись в его жизнь, как и в жизнь большей части населения земного шара, – 1 августа 1914 г. началась 1-я мировая война, в которой Российская империя приняла самое активное участие.

Объявление войны вызвало патриотический подъем в стране, привело к резкому снижению уровня забастовочного движения, к повышению авторитета императорской власти, но все это, как оказалось в дальнейшем, на непродолжительный срок.

В ИНСУ в первые дни войны многие преподаватели и студенты изъявили желание пойти на фронт, работать в госпиталях, санитарных поездах. 4 августа состоялось экстренное заседание Ученого совета университета, на котором обсуждались задачи ИНСУ в связи с начавшейся войной. Было решено отозвать профессоров из отпуска, отчислять ежемесячно 3 % профессорского содержания в фонд военной помощи. Необходимо было заменить профессоров и преподавателей, уходивших на фронт. Остававшиеся в университете брали на себя чтение их курсов лекций и проведение занятий. Таким образом, учебный процесс не пострадал, но у ряда профессоров значительно возросла учебная нагрузка. Так, профессор С. И. Спасокукоцкий до отъезда на фронт выполнял нагрузку по трем хирургическим клиникам, читал три лекционных курса, оперировал в трех университетских клиниках и нескольких госпиталях.

Уже в начале войны стало ясно, что количество раненых и больных будет невиданно велико и надо развертывать новые госпитали. Ученый совет Саратовского университета принял решение развернуть в 1-3 корпусах палаты для раненых на 500 мест, в 3-м корпусе, кроме того, переоборудовать для медицинских целей рентгеновский кабинет, а подвал этого корпуса превратить в кухню для приготовления пищи находившимся в палатах. Все это переоборудование было проведено в короткий срок, и уже осенью 1914 г. в университетский госпиталь начали поступать раненые. Все лечение и обслуживание их выпало на долю университетского коллектива, к этому делу широко привлекались студенты фактически с первого курса. Для многих из них это оказалось хорошей практикой. Лазареты в корпусах университета просуществовали около года, а осенью 1915 г. они были переведены в другие помещения в связи с необходимостью размещения трех факультетов Киевского университета, которых эвакуировали в Саратов.

В ходе войны русская армия несла большие потери, в том числе и медицинских работников. Поэтому потребность во врачах и других медицинских работников непрерывно возрастала. Министерство народного просвещения поставило перед университетами задачу ускорить выпуск врачей, сократить количество лет обучения, интенсифицировать учебный процесс, ввести в него изучение новых дисциплин, которые нужны в условиях войны. В результате из ИНСУ стали выпускать специалистов после 4-го, а то и 3-го курсов, присваивая им звание зауряд-лекарь. Занятия в университете начинались теперь с 8 утра и продолжались до позднего вечера с двухчасовым обеденным перерывом. Некоторые лекции читались даже в воскресные дни.

В связи с потребностями, вызванными военными действиями, студентам медицинского факультета начали читать лекции по военно-полевой хирургии и борьбе с эпидемическими заболеваниями.

Университетские мастерские лишились ряда опытных работников, ушедших на фронт. Вместо них появились малоквалифицированные работники, их численность постоянно менялась, что мешало налаживанию работы.

  1. В российских университетах не принимали на учебу лиц женского пола, хотя тяга у них к получению университетского образования была очень велика. Не случайно значительное количество женщин молодого возраста уезжало из России, чтобы получить университетское образование в Швейцарии, Франции, Германии и других европейских странах. В Петербурге и Москве были открыты высшие женские курсы, они давали неплохое образование, но их дипломы не приравнивались к университетским, женщин с высшим образованием не принимали на преподавательскую работу в университеты.

Неоднократно российская прогрессивная общественность ставила вопрос об отмене ограничений для женщин, и в периоды подъема революционного движения правительство допускало определенные уступки в этом вопросе, разрешало принимать женщин в университеты в качестве вольнослушательниц, но затем, обычно, отменяло свое разрешение.

Однако в ходе первой мировой войны стало ясно, что потребность в медицинских кадрах растет и надо увеличивать число студентов, обучавшихся медицине. Прием же 1914 г. показал, что медицинские факультеты испытывали недобор, так как молодые мужчины оказались в рядах армии. Совет ИНСУ обратился в сентябре 1914 г. в МНП с просьбой разрешить принимать ежегодно в число студентов 50 женщин. Только в августе 1915 г. такое разрешение было получено, прием на первый курс был увеличен до 275 человек, женщин можно было принимать на вакантные места. Такое же разрешение получили Казанский и Томский университеты. В 1915 г. на первый курс ИНСУ было зачислено в качестве студенток 36 женщин и 2 вольнослушательницами. Так в российских университетах, в том числе и в ИНСУ, появились студенты женского пола, а затем из года в год их удельный вес в студенческой среде увеличивался.

Но не только на студенческих скамьях в Саратовском университете оказались женщины. В связи с уходом на фронт многих клинических ассистентов и ординаторов оказалось невозможным найти им замену, кроме как из числа женщин, имевших дипломы высших медицинских учебных заведений. На заседаниях Совета ИНСУ с 1914 г. стали избирать путем тайного голосования женщин-врачей на должности ассистентов и ординаторов. В числе первых женщин, начавших работать в Саратовском университете с 1914 г., можно назвать ассистента-хирурга Н. В. Алмазову, ординатора глазной клиники М. Н. Полозову и др. В результате к 1917 г. на некоторых кафедрах (например, глазных болезней) женщины составляли уже значительную часть преподавательского и ординаторского состава.

  1. В годы первой мировой войны произошли большие изменения в составе преподавателей ИНСУ. Они были связаны со многими причинами, в том числе и с тем, что попечитель Казанского учебного округа не всегда утверждал кандидатуры, избранные Советом Саратовского университета. Часть профессоров оказалась назначенной МНП без согласия профессорской коллегии университета, что являлось нарушением Устава и университетской автономии. Такое нарушение было узаконено в бытность министром Л. Кассо и продолжало действовать до начала 1917 г. Это вызывало недовольство, как преподавателей, так и студентов университетов, в том числе ив ИНСУ. Были случаи, когда студенты отказывались посещать лекции назначенных, а не избранных профессоров.

Так как профессора-хирурги В. И. Разумовский, А. Б. Арапов надолго выбыли из состава преподавателей, их заменили остававшиеся в университете, а также вновь назначенные, но некоторые кафедры оказались незамещенными: по-прежнему не могли найти профессора для кафедры минералогии с геологией (эти дисциплины продолжали преподавать химики); в связи со смертью в 1915 г. профессора Н. Н. Кирикова оставалась свободной возглавлявшаяся им кафедра. Но в целом обстановка с кадрами была в ИНСУ лучше, чем на медицинских факультетах других университетов, в которых до 30 % кафедр оставалось незамещенными.

Следует отметить, что вновь назначенные в ИНСУ профессора сумели войти в коллектив, проявили себя положительно, поэтому в 1917 г. они все были избраны Советом Саратовского университета на профессорские должности.

Большие перемены в студенческом коллективе университета были связаны не только с появлением женщин. Потребности военного времени привели к расширению приема на 1-й курс: если в довоенные годы принималось в среднем немного более ста человек, то затем прием вырос до 200 с лишним человек. Кроме того, переводились в Саратовский университет студенты из эвакуированных университетов: Варшавского, Юрьевского, Киевского. Изменился социально-конфессиональный состав студенчества, больше стало студентов из мало имущих слоев населения, не так строго, как до войны, министерство и попечитель следили за процентными нормами (например, на 1 января 1917 г. в ИНСУ среди студентов лица иудейской конфессии составляли около 15 % при норме в 5 %).

К началу первой мировой войны в ИНСУ насчитывалось свыше 500 студентов, а на 1 января 1917 г. их было более 1 тысячи. Кроме того, при университете были открыты высшие медицинские женские курсы Саратовского санитарного общества и химико-фармацевтические курсы.

Все годы первой мировой войны ректором университета оставался профессор П. П. Заболотнов, на долю которого выпало руководство перестройкой работы ИНСУ в условиях военного времени. Ректору, декану медицинского факультета и всему коллективу удалось справиться с новыми задачами. Выпущенные в годы войны из стен ИНСУ врачи проявили себя положительно, многие из них стали видными учеными, крупными специалистами в различных областях медицины. Одним из тех, кто был досрочно выпущен из ИНСУ и отправился врачом на театр военных действий, был ученик профессора С. И. Спасокукоцкого А. Н. Бакулев, в будущем выдающийся отечественный хирург, президент АМН СССР. Бакулев писал в своих воспоминаниях, что, провожая его на фронт, С. И. Спасокукоцкий предостерегал его от занятий хирургией в госпиталях – можно испортить руки. Учитель видел в лице А. Н. Бакулева продолжателя своего дела и хотел, чтобы он не погубил свой хирургический талант. И Бакулев работал во время войны и терапевтом, и эпидемиологом, но не хирургом.

4.Преподаватели и студенты ИНСУ продолжали заниматься научной работой, о чем свидетельствуют вышедшие в годы войны выпуски «Известий Саратовского университета». Работали научные общества, созданные при университете во время войны, и образовались новые, сразу приступившие к работе. В марте 1915 г. Совет университета утвердил создание общества невропатологов и психиатров, затем появилось общество саратовских врачей по носовым, горловым и ушным болезням. Студенты, как и в прежние годы, писали медальные сочинения, некоторые из них представляли собой настоящие монографии и по решению профессорской коллегии они публиковались в «Известиях».

Ученые ИНСУ выполняли оборонные заказы даже в отпускное время. Так, летом 1915 г. университет получил задание разработать защиту против удушливых газов. Профессор В. А. Скворцов в фармацевтической лаборатории сконструировал защитную маску и провел опыты по ее применению, оказавшиеся успешными.

Профессора В. И. Скворцов и Р. Ф. Холлман были избраны представителями университета в Саратовский военно-промышленный комитет и Саратовский комитет Всероссийского Союза городов. Через них ИНСУ получал заказы от предприятий на выполнение военных заказов.

Университетские мастерские при физическом институте перешли на изготовление изделий для военных нужд: калибров для разных снарядов, метчиков и сверл, штампов для гранат. Были возвращены из армии несколько высококвалифицированных работников мастерских, чтобы обеспечить качественное выполнение военных заказов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]