Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая ВВС..doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
230.4 Кб
Скачать

Русские сми в экс-ссср: надежды и реалии.

В Госдуме прошли слушания о положении русскоязычных СМИ в СНГ и Прибалтике. Какой помощи ожидают иностранные русскоязычные СМИ? Насколько защищен "великий и могучий" на постсоветском пространстве? Что делает Россия для поддержки этих СМИ?

Гости программы "Экспертиза":

В студии - Виктор Малашенко, член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, депутат от фракции "Единая Россия",

Александр Рогоза, главный редактор газеты "Комсомольская правда. Кыргызстан",

Олег Куприянов, заместитель председателя по развитию Российской государственной радиокомпании "Голос России".

Ведущий - Максим Шалыгин.

Шалыгин: Будем говорить о русскоязычных СМИ, прежде всего на постсоветском пространстве. Это СНГ, а также - Латвия, Литва, Эстония. Главные эксперты в студии - депутат Госдумы, нижней палаты российского парламента, член Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, депутат от фракции "Единая Россия" (для зарубежной аудитории, напомню, это правящая партия в РФ) - Виктор Малашенко. Наш коллега из Кыргызстана Александр Рогоза, главный редактор "Комсомольской правды" (Кыргызстан) и заместитель председателя по развитию радиокомпании "Голос России" Олег Куприянов. Я хотел бы еще вас представить в качестве исполнительного директора Международного объединения русскоязычных вещателей, которое было создано в конце прошлого года по инициативе радиокомпании "Голос России". Многие из радиостанций, работающих на русском языке, преимущественно на территории постсоветского пространства, являются постоянными партнерами "Голоса России".

Господин Малашенко, почему парламент обсуждает русскоязычные СМИ на постсоветском пространстве?

Малашенко: Прежде всего, я хотел бы отметить, что вполне осознанно вошел в Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. В Госдуме я представляю Брянскую область, юго-западный форпост России, которая расположена по соседству с Украиной и Белоруссией. Работаю в этом Комитете уже третий год. Без всякой ложной скромности могу сказать, что в этом созыве работа нашего Комитета значительно активизировалась. Вопросы положения наших соотечественников за рубежом, вопрос русского языка постоянно находятся в центре внимания нашего Комитета. Когда мы формировали план работы на весеннюю сессию, то было запланировано проведение парламентских слушаний по теме о положении и поддержке русскоязычных СМИ в государствах СНГ, Латвии, Литве и Эстонии. Хочу пояснить для радиослушателей, что в соответствие с Конституцией, в соответствии с регламентом, Госдума может проводить парламентские слушания...

Шалыгин: Господин Малашенко, простите, что перебиваю. Я понимаю, что вы - депутат, политик. Нельзя ли ближе к жизни? Сколько денег российское государство тратит на помощь русскоязычным СМИ на постсоветском пространстве? Либо оказывает какое-то правовое обеспечение? Иное содействие? Проводит семинары, курсы повышения квалификации? Что делается?

Малашенко: Работа проводится большая. Прежде всего, МИДом. Потом у нас воссоздан исполнительный орган.

Шалыгин: А что делает МИД в этом направлении? Какие успехи?

Малашенко: МИД реализует задачи поддержки наших соотечественников через подведомственное ему агентство "Россотрудничества".

Шалыгин: Понятно. Какие еще проекты есть в России?

Малашенко: Проектов много. Сейчас очень активно работает общественная организация "Русский мир", которую возглавляет Никонов. Она в тесном сотрудничестве и с нашим комитетом работает, с "Россотрудничеством". Воссоздаются там, где еще не созданы, соответствующие представительства, культурно-национальные центры. Проводится целый комплекс мероприятий.

Шалыгин: Напрямую российское государство поддерживает СМИ?

Малашенко: Многие вопросы решаются не напрямую, а через соответствующие общественные организации. Но, напрямую у нас ведомство работает и Министерство образования, которое издает книги, выделяются средства для обучения наших соотечественников.

Шалыгин: Мы говорим о СМИ - это телевидение, радио, газеты и журналы.

Малашенко: Насколько я информирован по СМИ, здесь больше опосредованная помощь. Я, конечно, согласен с той критикой, которая звучала, что этой помощи еще крайне недостаточно.

Шалыгин: Есть ли в планах российского государства, депутатского корпуса финансировать русскоязычные СМИ напрямую из бюджета РФ?

Малашенко: Те пожелания и предложения, которые поступили, будут внимательно обобщены, изучены. Конечно же, мы, члены Комитета, будем ставить вопрос - о необходимости повышения финансирования. По каким каналам? Это может быть соответствующая роспись или внебюджетные источники. Я уверен, что сегодняшние парламентские слушания еще раз подтолкнули нас к тому, что такая помощь будет усилена.

Шалыгин: Ваша позиция: надо финансировать русскоязычные СМИ? Либо это незаконно, нарушает национальные законодательства, в этом нет необходимости? Как вы сами считаете?

Малашенко: Я как гражданин, как депутат, считаю, что помощь, в том числе и финансовая (всесторонняя, разносторонняя) должна оказываться. Другое дело, что мы не должны подставить, если так попросту говорить, русскоязычные СМИ, которое, конечно же, должны подчиняться национальному законодательству. Но, у нас и в Комитете и работники аппарата, достаточно подготовленные люди, и можно найти варианты, как эту помощь оказывать, обойдя какие-то юридические зацепки. Все это сделать в строгом соответствии, с российским законодательством, и с законодательством той страны, где СМИ работает.

Шалыгин: Господин Рогоза, раньше во время президентства Аскара Акаева мы знали, что русских любят, русский язык официальный и все хорошо. Вы, я напомню, главный редактор "Комсомольской правды" (Кыргызстан). Насколько сложно вам сейчас работать? В чем эти сложности заключаются?

Рогоза: Я бы не сказал, что есть проблема того, что русскоязычные СМИ зажимаются. Скорее, тут спектр проблем, связанный с резким оттоком русскоязычного населения, которое является основным потребителем информации на русском языке. На слушаниях я приводил цифру. Согласно мониторингу 2005 года, из пяти миллионов населения Кыргызстана около половины готовы были потреблять информацию на русском языке. После первого государственного переворота в марте 2005 и за истекший период (по настоящий момент) очень много русских выехало. Я приводил статистику: 1989 год - около четверти населения Кыргызстана - этнические русские, 10 лет назад эта цифра уже 13 процентов, по переписи населения прошлого года - это менее восьми процентов.

Шалыгин: Я просто добавлю к вашим словам. В связи с референдумом появилась цифра. ЦИК Кыргызстана объявила, что всего в списке для голосования внесено два миллиона 600 тысяч избирателей. Если мы добавим еще людей, детей, не достигших права голосования, то это порядка четырех миллионов, менее четырех миллионов. Вы говорите, пять миллионов проживало в 2005 году в Кыргызстане?

Рогоза: Официально сейчас около пяти миллионов 300 тысяч. Эти два миллиона, конечно, фигурируют. Я не понимаю, куда делись остальные. Либо они неофициально работают в других государствах. Либо, я не знаю.

Шалыгин: Странная история. Но мы сегодня о другом. Тот же вопрос к Олегу Куприянову. "Голос России", Российская государственная радиовещательная компания, создает ассоциацию. Я понимаю, это форма поддержки. Почему "Голос России" это делает? Это государственный заказ, личная инициатива руководства "Голоса России"? Насколько защищен русский язык в радио на постсоветском пространстве?

Куприянов: Спасибо за вопрос. У вас много вопросов внутри зашито. Давайте выбирать из всего количества вопросов. Ответ на поверхности, он очень простой. У нас в радиокомпании есть уставные задачи, и мы вещаем. Каким образом вещаем? Вещаем в СНГ на средних волнах. Но нужно же и в других форматах вещать, в частности, на FM-радиостанциях в различных городах СНГ. И в результате у нас образуются партнеры, которые там вещают, которые берут у нас час или какие-то отдельные материалы, или четыре часа, шесть часов и так далее. Образуются связи. Дальше понятно, как все происходит. Ведь когда есть общий интерес, дальше - один шаг до того, чтобы его как-то формализовать и объединиться.

На слушаниях очень много внимания уделялось прессе. Во многом это связано с тем, что есть успешный опыт Конгресса русской прессы. Двенадцать лет назад все это придумали, объединили русскоязычную прессу. Ровно то же самое мы делаем, только по линии вещания радио. Мы постараемся дальше и телевидение охватить. Здесь история простая. Конечно, нужно проводить фестивали, выступления, взаимные поездки. Но ничего особенного происходить не будет, пока нет никаких механизмов. Как реализуются деловые связи? Организации, люди должны быть заинтересованы друг в друге. Например, наш гость Александр Рогоза, главный редактор газеты "Комсомольская правда. Кыргызстан", понимает, что он может получить интересный материал, поскольку он находится в этой ассоциации. Он может быстро, бесплатно или почти бесплатно получать информацию, он может также поставлять информацию в другие издания или что-то другое, возможно. Все это реализуется. Когда есть деловой взаимный интерес, все остальное работает...