Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лабор-ые для рассылки.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
144.9 Кб
Скачать

Тема 3. Бессоюзное сложное предложение

Цель: обеспечить усвоение типов бессоюзных сложных предложений; формировать умение реализовывать поставленные цели; развивать умение применять знания на практике.

Практические рекомендации. Перед выполнением заданий внимательно ознакомьтесь с учебной литературой и текстами, прилагаемыми к заданиям. Не забывайте о многообразии терминов в синтаксисе и последовательно применяйте их при выполнении заданий.

*Каждому номеру задания соответствует такой же номер предложений для анализа в текстах.

ЗАДАНИЕ 1. Спишите бессоюзные сложные предложения. Подчеркните грамматические основы, обозначьте границы между предикативными частями. Укажите БСП однородного и неоднородного состава. Докажите это. Отметьте значения одновременности / разновременности описываемых событий и назовите средства выражения этих значений.

ЗАДАНИЕ 2. Спишите бессоюзные сложные предложения однородного состава. Подчеркните грамматические основы, обозначьте границы между предикативными частями. Определите виды синтаксических отношений между предикативными частями: отношения аналогичности / неаналогичности. Укажите средства выражения этих отношений. Отметьте предложения открытой и закрытой структуры.

ЗАДАНИЕ 3. Спишите бессоюзные сложные предложения неоднородного состава. Подчеркните грамматические основы, обозначьте границы между предикативными частями. Определите виды синтаксических отношений. Укажите средства выражения этих отношений.

ЗАДАНИЕ 4. Выпишите из текста одно бессоюзное сложное предложение. Выполните его полный синтаксический разбор.

ТЕКСТЫ

Вариант 1.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она (П.). Как мало пройдено дорог – как много сделано ошибок (Ес.). Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал (Н.). Небо за высотой все время меняло окраску, наливалось плотной багровостью, - что-то горело в городе (Бонд.). Камни вдруг посыпались за нами: это Ася нас догоняла (Т.).

2. Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице (Б.). Лицо его горело под тенью соломенной шляпы, в голове мутилось от жары (Б.). От других мне хвала – что зола, от тебя и хула – похвала (Ахм.). Снежно, холодно, мгла и туман (Н.). На балах он вечно умел найти место возле меня, на гулянье он вечно с нами встречался, в театре лорнет его был устремлен на нашу ложу (П.).

3. Вы улыбнетесь – мне отрада; вы отвернетесь – мне тоска; за день мучения – награда мне ваша бледная рука (П.). Он прав – опять фонарь, аптека, Нева, безмолвие, гранит (Ахм.). Странная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (П.). Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей (Алекс.). С людьми жить – человеком надо быть (Расп.).

4. Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу, песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку. Отлогий подъем в гору, среди редких кривых фонарей, по мягкой от пыли дороге, показался бесконечным. Но вот поднялись, выехали и затрещали по мостовой. Вот какая-то площадь, присутственные места, каланча, тепло и запахи ночного летнего уездного города… Извозчик остановился возле освещенного подъезда, за раскрытыми дверями которого круто поднималась старая деревянная лестница, старый небритый лакей в розовой косоворотке и в сюртуке недовольно взял вещи и пошел на своих растоптанных ногах вперед. (По И. Бунину)

Вариант 2.

1. Тут я глубоко постиг изречение: острить и занимать деньги надо внезапно (Купр.). Все мысли Рудина казались обращенными в будущее; это придавало им что-то стремительное и молодое (Т.). Я оборачиваюсь: мутно-лиловые облака плывут по бледно-алому закату (Б.). Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы, - есть сок в березе (Биан.). Лицо его горело под тенью соломенной шляпы, в голове мутилось от жары (Б.).

2. Море спокойно блестело на солнце, волны толковали о чем-то непонятном и грустном (М.Г.). Мне пятьдесят пять лет, уже поздно менять свою жизнь (Ч.). Молвит слово – соловей поет (Н.). Еще ночью натянуло черных туч, они слились в завесу и осели, стало накрапывать (Фед.). Гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон (П.).

3. Трижды громкий клич прокликали – ни один боец не тронулся (Л.). Перед весной бывают дни такие: под плотным снегом отдыхает луг, шумят деревья весело-сухие, и теплый ветер нежен и упруг (Ахм.). Поверьте, весна возвратит вам здоровье и радость (Бл.). Все в доме Дарьи Михайловны покорялись прихоти Рудина: малейшие желания его исполнялись (Т.). Я оглянулся: ныряя тупым рылом в колдобины, к нам приближался вездеход охотничьей базы (Наг.).

4. И меня охватывало умиление. Какая пастушеская наивность выражений! Но как это трогает и радует, - то, что человечество и доныне сохранило в полной неприкосновенности эти древние, наивные формы заповедей! Мы и не подозреваем всей силы таинственного влияния этой архаичности, ее неизменности и независимости от преходящих земных условий. Она разрушает преграды времени, места, национальности, она говорит всем языкам людским только одним, только своим, только аравийским языком, и из тысячелетий в тысячелетия мириады самых разноплеменных человеческих душ, начинающих свое земное существование, младенческими голосами внушающих себе и другим для всех равно обязательные синайские законы, хранят только этот язык: ни раба его, ни осла его. (По И. Бунину)

Вариант 3.

1. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд по рябине (Пришв.). Влюбленные все таковы: то они очень слепы, то слишком прозорливы (Гонч.). Верхняя губа приподнялась, - мелькнули острые, хищные зубы (Биан.). А Щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде (Биан.). Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело! (Л.).

2. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет (Ес.). Хозяйством я доволен, семейной жизнью очень, работой своей чрезвычайно (Л.Т.). Татьяна – в лес, медведь – за ней (П.). Семь раз примерь – один отрежь (Посл.). Катятся ядра; свищут пули; нависли хладные штыки (П.). Тополя тревожно прошуршали, нежные их посетили сны (Ахм.).

3. Все мы порою, как дети, часто смеемся и плачем: выпали нам на свете радости и неудачи (Ес.). Я проснулась и припомнила: милый, нынче праздник твой (Ахм.). Из-за бугра потянуло парным молоком: там паслось стадо (Пауст.). Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет (Г.). Параша искала его, кричала во дворе, в липовой аллее, звала обедать, потом чай пить – он не откликался (Б.).

4. Сели, поехали. Лошади несут, аж грязь отскакивает. Сидит священник в карете, и стала его совесть мучить, хочется ему оправдаться перед кучером. Отворил он дверцу, задрал ему ветер волосы назад, сечет дождем, а он кричит: «Прости меня, кучер, я, мол, человек грешный, горячий!» (По И. Бунину)

Вариант 4.

1. Дай, Джим, на счастье лапу мне, такую лапу не видал я сроду (Ес.). Где-то внизу по-деревенски блеет коза, где-то вверху раздаются звонкие голоса детей, собирающихся в школу (Б.). Вдруг на опушке хлебов, во ржи за дорогой, выросла короткая фигура Никанора: он, видно, давно сидел в хлебах, прятался и вдруг встал, выпрямился (Б.). Полчаса спустя нас бы никто не узнал: мы болтали, шалили, как дети (Т.). Зина задумалась: история бурсака и красивой француженки, по-видимому, унесла ее воображение далеко (Ч.).

2. Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал (Б.). С неделю тянул ветер, теплело, отходила земля, ярко доцветала в степи поздняя лунистая зеленка (Шол.). В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода; из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения (Купр.). Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей; дохнул осенний хлад – дорога промерзает (П.).

3. Случилось это так: мы шли в разведку в диком лесу (Пришв.). Настена извелась вся, но подгонять свекра не решалась: нельзя было показывать, что ей зачем-то нужна лодка (Расп.). Проходит еще сколько-то времени, а тут новая неуправка: захворал дедушка, некому пахать и сеять (Пришв.). Все далекий, давнишний мне чудится сад, – там и звезды крупней и сильней аромат (Фет). Зайдешь в такую избушку зимой – жилым духом не пахнет (Шукш.).

4. За горами, за лесами, за широкими, значит, морями, и не на небе, на земле, жил старик в одном селе, и у крестьянина было три сына. Больший был умная голова, средний с бусорью, а младший с придурью, - по совести сказать, совсем дурак.

Вот эти братья сеяли, значит, пшеницу и возили в царскую столицу. Там они ее, конечно, продавали, а денежки счетом принимали и поскорее ворочались ко двору: а то, не ровен час, и ошибешься, - зашел, скажем, выпить на суставчик, а заместо того и осьмухи показалось мало… (По И. Бунину)