Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УДК 613 ББК Р1.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
15.12.2018
Размер:
1.61 Mб
Скачать

6.8.7. Показания к применению ферментативных препаратов

Рассматривая клиническую характеристику нарушений микробиоце­ноза в тонкой кишке, мы подробно обсуждали картину избыточного бак­териального роста в ней. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что дисбиоз тонкой кишки является как причиной, так и следствием фермен­тативной недостаточности.

В клинической практике нередко приходится наблюдать неправильное назначение ферментативных препаратов. Прежде всего, медицинский работ­ник, назначающий, а также и пациент, принимающий эти средства (прода­ющиеся в нашей стране, к сожалению, без рецепта врача), должны знать их состав и иметь сведения о показаниях к применению.

Все ферментные препараты подразделяют на две группы: первая содер­жит панкреатин в чистом виде, состоящий из трех ферментов — амилазы, липазы и протеазы, вторая представляет собой комплексный препарат из панкреатина с компонентами желчи и гемицеллюлозы.

Препараты панкреатина тормозят секреторную функцию поджелудоч­ной железы, но не влияют на моторику желчевыводящих путей, тонкой и толстой кишок.

Желчные кислоты увеличивают секрецию ферментов поджелудочной железы, холерез, стимулируют двигательную функцию желчного пузыря, желчевыводящих путей, кишечника и повышают осмотическое давление в нем. Поэтому назначение их не показано больным диареей, воспалитель­ными заболеваниями кишечника, печени, а также панкреатитами, язвен­ной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Следует также учитывать, что при снижении рН до 4 и менее в две­надцатиперстной кишке необратимо инактивируется липаза, а при рН ме­нее 3,5 инактивируется трипсин. И даже при рН менее 5 наблюдается пре­ципитация солей желчных кислот. Последняя сопровождается нарушени­ями эмульгирования жиров, уменьшением мицелл жирных кислот и нару­шением их всасывания.

Важное значение имеет размер ферментного препарата, ведь он дол­жен равномерно смешиваться с пищей. В настоящее время ряд препаратов выпускается в виде микросфер (креон, ликреаза) или микротаблеток (пан-цитрат): диаметр их не превышает 2 мм.

П. Я. Григорьев и Э. П. Яковенко [25] обращают особое внимание на правильность выбора препарата, при котором учитываются характер забо­левания и механизмы, лежащие в основе пищеварения (табл. 22).

Продолжительность лечения ферментными препаратами, их доза зави­сят от тяжести основного заболевания. Нередко ферментную терапию соче­тают с назначением буферных антацидов — магалфила-800, алюмага, алю-гастрина, маалокса, фосфалюгеля и др. Смысл их применения заключается в следующем: повышается уровень рН в двенадцатиперстной кишке, свя­зываются органические кислоты, в результате чего уменьшается осмоляр-ность кишечного содержимого и прекращается экссудация в просвет киш­ки; связываются деконъюгированные желчные кислоты, что в свою оче­редь уменьшает секреторную диарею и снижает повреждающее действие на слизистую оболочку.

Важным моментом является нормализация моторной функции кишеч­ника, поэтому при гипомоторной дискинезии назначают прокинетики — мотилиум, цизаприд, координкс, перестил и другие — по 5—10 мг 3 раза в день.

сто наблюдаемых — синдром дисбиоза: нередко он существенно отягоща­ет течение основного заболевания.

С лета 2000 г. в США прекращено использование цазаприда, в свя­зи с полученными данными о его неблагоприятном влиянии на сердечно­сосудистую систему. В России такого запрета нет, однако мы считаем, что этот препарат не следует назначать пациентам с сопутствующими ишеми-ческой болезнью сердца, нарушениями ритма сердечной деятельности. При спастической дискинезии применяют дицетел, дюспаталин, дротаверин, бу-скопан, дебридат, спазмомен и другие средства, а при гипермоторной дис­кинезии используют лоперамид, неоинтестопан, смекту.

Рассмотрение биологически активных добавок к пище Компании АРГО, подавляющее большинство которых произведено из отечественного сырья, позволило оценить механизм их действия (рис. 30).

Как видно из схемы, применение БАД вписывается в этиологию и пато­генез нарушений микробиоценоза кишечника, т. е. применение их при дис-биозе может быть этиологически и патогенетически обоснованным.

Занимаясь в течение многих лет проблемой описторхоза, гиперэпиде-мичным очагом которого является Западная Сибирь, мы установили, что при этом заболевании отмечается ряд синдромов, и один из наиболее ча-

Проведение успешной подготовительной специфической химиотерапии больного хроническим описторхозом далеко не всегда приводит к клиниче­скому выздоровлению. Пациенты нередко продолжают жаловаться на боли, вздутие живота, неоформленный учащенный стул с дурным запахом (бродиль­ным, а иногда и гнилостным). Нами сформулирована концепция этапной тера­пии больных хроническим описторхозом, заключающаяся в проведении под­готовительного лечения, специфической химиотерапии и реабилитации. БАД чаще рекомендуются нами в третьем периоде лечения заболевания [63].

Компания АРГО предоставила свои БАД для апробации. Исходя из основных патогенетических механизмов хронического описторхоза, на­блюдавшихся у исследуемых пациентов и заключающихся в повышен­ной аллергизации организма, нередком присоединении вторичной инфек­ции, в комплексную терапию нами было включено несколько БАД Ком­пании. Это Литовит С — состав из цеолитов с включением бифидумбак-терина; Ацидофилус-экстра, содержащий молочнокислые бактерии рода Lactobacillus, Bifidobacterium, а также яблочный пектин, витамины груп­пы В, микроэлементы; Нутрикон-плюс, в состав которого входят оболоч­ки пшеницы и сине-зеленая микроводоросль спирулина — с иммуномоду­

лирующей и десенсибилизирующей целью; Пектолакт, состоящий из лак-тулозы, яблочного пектина, фруктозы и аскорбиновой кислоты — эти ком­поненты позволяют компенсировать недостаток пищевых волокон, облада­ют бифидогенным и иммуномодулирующим действием. Пятым компонен­том, выбранным нами для комплексной терапии описторхоза, был Вита-микс — природный комплекс витаминов и микроэлементов (за счет входя­щих в него соков свеклы, клюквы, облепихи, а также меда, экстракта ку­рильского чая, молочной сыворотки).

Назначались препараты больным с местной или субкомпенсированной формой дисбактериоза в течение месяца по следующей схеме: Ацидофилус-экстра по 1 капсуле 3 раза в день, Литовит С, Нутрикон плюс —1 столо­вая ложка утром, Пектолакт на ночь и Витамикс по 1 чайной ложке 2 раза в день. В исследуемую группу было включено 12 человек в возрасте от 25 до 37 лет. Ниже (табл. 23) представлены основные клинические и лабора­торные симптомы в динамике в наблюдаемой группе больных.

Как видно из таблицы, включение в комплексную терапию БАД позво­лило существенно улучшить состояние пациентов. Последнее выразилось в значительном уменьшении болевого и диспепсического синдромов, про­явлений гиповитаминозов, а также в изменении в положительную сторо­ну показателей кишечной микрофлоры.

В контрольной группе болевой синдром сохранялся у 67 % больных, диспептический — у 37 %, количество бифидобактерии пришло к норме у 33 % пациентов. Результаты свидетельствуют о необходимости вклю­чения в комплексную терапию пациентов с нарушенным микробиоцено­зом кишечника биологически активных добавок к пище разнонаправлен­ного действия.

Заключая главу, мы хотели бы еще и еще раз подчеркнуть, что состав микрофлоры кишечника человека относительно постоянен, имеет опреде­ленные характерные закономерности распределения по отделам тонкой и толстой кишок, а также количественные соотношения между представи­телями различных видов. Постоянство это обеспечивается в первую оче­редь состоянием макроорганизма, так как с помощью механических, хими­ческих, местных защитных факторов системы пищеварения, неспецифиче­ских и специфических иммунных факторов он контролирует состав посто­янно обновляющейся микрофлоры.

И только если в самом организме наступают патологические изменения, меняются состав и свойства микрофлоры кишечника, нарушаются ее сано-генетические — важнейшие для организма человека — функции, то может сложиться впечатление о смене причинно-следственных взаимоотношений. Нарушение микробиоценоза утяжеляет клиническое течение основного за­болевания, иногда существенно, а следовательно, может заставить внести коррективы в лечение пациента. Однако это не означает, что нарушенный микробиоценоз (дисбиоз) приобрел этиологическое значение.

Задача врача не столько лечить болезни, сколько предупреждать их, а наиболее учить беречь свое здоровье.

М. Я. Мудрое