Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Электронное пособие по курсу истории средневеко....doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
15.12.2018
Размер:
1.95 Mб
Скачать

Глава 8. Естественнонаучные знания. Алхимия как феномен средневековой культуры

Как правило, все исследователи подчеркивают специфику средневекового научного знания, отличающую его и от античной науки, и от науки нового времени. Прежде всего речь идет о том, что уже в эпоху патристики, в частности у Августина, формируется концепция веры, основанная на предпосылке существенного совпадения путей веры и разума. Это узаконивало статус рационального познания в средневековом обществе. «”Вписывание” интеллектуальной деятельности в систему координат, которая определяет структуру религиозного сознания, привело к возникновению удивительного феномена в сфере знания. Концептуальные конструкции, создаваемые в рамках средневековой науки, имели как бы двойной смысл: один – логический, фиксирующий структуру описываемого предмета, другой – символический, перекидывающий мост от свойств, которые открываются при анализе логических структур (их неизменность, вневременной характер, причастность истине и т.д.), к соответствующим атрибутам Бога. “Логический символизм” был своеобразным преломлением в науке символического способа восприятия событий, происходящих в мире, характерного для обыденного сознания человека той эпохи» (Гайденко В.П.,Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989. С.108.).

Традиционализм средневекового религиозного сознания не мог не сказаться отрицательно на развитии естественнонаучных представлений. Как уже было ранее сказано, в средневековой культуре акцент делался на осмысление и систематизацию авторитетных теорий и идей, но не на расширение универсума знаний. Кроме того, положение усугублялось тем, что отдельным фундаментальным положениям, прежде всего физики, был придан статус постулатов, не подлежащих обсуждению: таковы тезисы о начале и конце мира, о сотворенности материи, об особом положении Земли в системе мироздания.

Средневековое европейское научное знание испытало значительное влияние арабо-мусульманской культуры. Так, арабы, сами воспринявшие Аристотеля в неоплатонической традиции, способствовали распространению его трудов в Западной Европе. В XII веке в Андалузии и Марокко жил арабский мыслитель Ибн Рушд (1126-1198), известный под латинизированным именем Аверроэса. Многие его сочинения представляют собой комментарии к трудам Аристотеля (отсюда почетное прозвище – Комментатор). Согласно Аверроэсу, истина – одна, и постигается она философами, которые способны согласовать с положениями философии любые догмы религии путем их аллегорического толкования. Бог отождествлялся им с действующими в мире природами. Вообще арабский аристотелизм, представителем которого был Ибн Рушд, оказался более тесно связанным с конкретными науками – медициной, астрономией, математикой, и его в меньшей степени стремились приноровить к букве Корана, чем на Западе – к Библии. Например, Ибн Рушд прямо учил о вечности мира.

Под влиянием идей Ибн Рушда (Аверроэса) сложилось целое направление в западноевропейском средневековом аристотелизме – аверроизм. Аверроизм развил учение о вечности материи и движения, отверг акт единовременного божественного творения, принимая бытие Бога лишь в качестве первопричины сущего. Представители этого направления разрабатывали учение о зарождении форм в недрах материи. Утверждая всеобщую причинную связь природных явлений, аверроисты приходили к своеобразному космическому детерминизму, усматривая в закономерном движении небесных светил проявление естественной необходимости, которой подчинено все происходящее на земле.

 

Средневековые астрономы

Большое влияние на развитие европейской науки оказалэкспериментальный характер ближневосточной науки, а многие труды мусульманских ученых в течение нескольких веков были основным источником для изучения отдельных отраслей точных и естественных наук (например, «Коллигет» - «Куллийят» Ибн Рушда, «Канон врачебной науки» Ибн Сины, ряд астрономических таблиц и математических трактатов). Король Кастилии и Леона Альфонс Х Мудрый в середине XIII в.учредил в Толедо «Академию переводчиков», благодаря чему стали известны многие арабские сочинения по математике, астрономии, оптике, медицине. Большую роль в распространении идей арабских мыслителей в Западной Европе сыграли еврейские философы.

В Парижском университете главным представителем аверроизма был Сигер Брабантский (ок.1235-ок.1282). В своих трудах он сформулировал теорию «двух истин». Признавая существование Бога как первопричины, Сигер отрицал творение «из ничего» и считал, что мир «совечен» Богу. Бог не свободен в своем отношении к миру, в котором господствуют им же установленные закономерности, воплощенные, в частности, в движении небесных тел. Взгляды Сигера Брабантского были осуждены церковью (с их опровержением выступали Альберт Великий и Фома Аквинский), а сам он был предан суду инквизиции и во время следствия погиб от руки своего секретаря.

Современником Сигера Брабантского был еще более знаменитый средневековый мыслитель – Роджер Бэкон (ок.1214-1294). Он учился в Оксфордском университете у Роберта Гроссетеста, оказавшего на него большое влияние. Затем он некоторое время ведет преподавательскую работу в Париже, а позже – в Оксфорде. Примерно в 1250 г. Р.Бэкон вступает в орден францисканцев. Принадлежность к ордену могла служить защитой скромному ученому, которому всегда грозило обвинение в ереси и в колдовстве. В Оксфорде Р.Бэкон посвящает себя научным исследованиям и пишет свой главный труд «Большое сочинение». Им также написаны работы по математике и другим научным дисциплинам, сочинения по грамматике греческого и древнееврейского языков, краткое руководство по философии и пр. Независимый характер Роджера Бэкона также способствовал тому, что в 1257 г. он был отстранен от преподавания и отдан под надзор своего ордена. Но в отношении церкви Р.Бэкон не был ни вольнодумцем, ни схоластиком. Признавая мудрость Священного Писания, он с презрением отзывается о тех философах, которые отстаивают положение о двойственности истины – религиозной и философской. Р.Бэкон не был оценен современниками, так как его не интересовали ни споры об универсалиях, ни попытки согласовать учение Аристотеля с католической догматикой. Как писал один из биографов Р.Бэкона, это был «монах, работавший в области всех существовавших в его время наук: метафизики, грамматики, математики, механики, физики (особенно оптики), астрономии и др. Бэкон принадлежит к тем несчастливцам, которые, будучи головою выше своего века и отличаясь пугающими современников независимостью и своеобразием мысли, почти вовсе не оказывают влияния на современную им жизнь, хотя и приносят ей в жертву и незаурядный гений, и громадный труд. (…) Любимой наукой Бэкона была наука экспериментальная; все свое состояние он истратил на инструменты для физических опятов, а химия считает Бэкона одним из своих основателей» (Цит.по:Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т.2. М., 1992. С.768.). Хотя Р.Бэкону часто приписывают те открытия (вплоть до пороха, фосфора, очков, телескопа, камеры-обскуры и пр.), которые он, судя по сохранившимся его сочинениям, не совершал, но главная его заслуга – обращение к опытному знанию и в постановке задачи исследования состава и элементов тел. В последние 15 лет своей жизни Р.Бэкон подвергался гонениям со стороны руководства францисканского ордена.

 

Р. Бэкон

С именем Роджера Бэкона связывают и развитиесредневековой алхимии, которую он определял следующим образом: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы… Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения» (Цит. по: Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. С.20.). Согласно Р.Бэкону, алхимия – это наука о том, как возникли вещи из элементов; мир алхимиков – едва ли не вся природа.

Современная наука рассматривает алхимию как «особую отрасль теоретического и практического знания, сочетающую натурфилософию, магию и технохимические процедуры и направленную на преобразование материи (в первую очередь металлов), понятое как приведение ее в более совершенное состояние» (Харитонович Д.Э. Алхимия // Словарь средневековой культуры. С. 39.). Выделяют несколько периодов в развитии алхимии, в том числе – арабский (префикс «ал» - от арабского определенного артикля «аль») с VII по XII вв., а затем – западный – с XII по XV в. Именно в XII в. появляется много переводов с арабского как собственно арабских, так и греческих авторов. Алхимические знания занимают важное место в средневековых энциклопедиях. Интерес к алхимии проявляли знаменитые мыслители Альберт Великий, Роджер Бэкон, Бонавентура, Фома Аквинский, известный медик Арнольд из Виллановы, один из авторов «Романа о Розе» Жан де Мен и др.

Целью алхимии было не просто получение золота, но «чудесное преображение материального мира, сотворение нового, совершенного космоса, трансмутация – одухотворение материи. В процессе Великого Деяния происходит преобразование и вещества, и самого алхимика, трансмутация доводит до совершенства обоих, и, наоборот, несовершенный человек не может проделать трансмутацию» (Харитонович Д.Э. Алхимия. С.41.). Отношение католической церкви к алхимическим опытам было противоречивым. С одной стороны, пресуществление, преобразование плоти – вполне христианские понятия, и алхимики всегда подчеркивали, что их искусство – от Бога. Но, с другой стороны, в христианстве данные акты есть проявление божественной воли, есть чудо или таинство, тогда как в алхимии – результат технохимических операций. Какие бы философские и иные цели не ставили перед собой алхимики, но в ходе своих экспериментов они совершили и некоторые естественнонаучные открытия

 

"Царство алхимии"

Развитие натурфилософии в средние века, как уже былосказано, в значительной мере опиралось на идеи античных мыслителей, в частности Аристотеля. Но наука XII-XIII вв. (особенно физика, которую понимали как науку о движении) не была простым повторением или тривиальной разработкой суждений Аристотеля. Были поставлены и некоторые новые вопросы. К концу века авторитет аристотелизма был подорван, что открывало возможность выхода за рамки аристотелевской космологической и метафизической системы. Новые горизонты для развития научного знания открывали идеи Дунса Скотта и Уильяма Оккама. Как пишут современные исследователи, «окончательное размежевание бытийных и концептуальных структур, осуществленное в доктрине Оккама, знаменовало начало конца средневековой науки. Основным допущением средневековой науки, оправдывающим ее существование в качестве своеобразной системы знания, было убеждение в некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Положив в основание знания атомарную определенность, отвечающую требованиям принципа тождества и в то же время наполненную смысловым содержанием, она оперировала с ней по законам логики, упорядочивая и классифицируя все сущее на основе родо-видовых отношений». Но «изъятие Оккамом первичных онтологических сущностей из смыслового контекста» и превращение их в «атомы бытия» привело к тому, что «бытие оказалось вынесенным за рамки концептуального построения, - только опыт отныне мог удостоверить в бытии» (Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989. С.211-212.). Следствием глубоких изменений, произведенных философией науки Оккама, стала новая концепция научного знания, позитивно повлиявшая на Г.Галилея и других великих ученых раннего Нового времени.

 

Рекомендуемая литература к третьему модулю

Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1956.

Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979.

Гайденко В.П. Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.

Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2003.

Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи (Рукописная книга в Западной Европе). Л., 1978.

Киселева Л.И. Письмо и книга в Западной Европе в средние века. М., 2003.

Коплстон Ф. История философии:Средние века. М., 2003.

Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам. М., 1978.

Мельникова Е.А. Образ мира. Географические представления в Западной и Северной Европе V-XIV вв. М., 1998.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

Райт Дж.К. Географические представления в эпоху Крестовых походов. М., 1988.

Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2: Средневековье. СПб., 1995.

Романова В.Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII-XIV вв. М., 1975.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Суворов Я. Средневековые университеты. М., 1898.

Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII вв. Иваново, 1995.

Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V – середина VII в.). М., 1989.

Уколова В.И. “Последний римлянин” Боэций. М., 1987.

Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990.

Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972.

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003.

Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в средние века. М., 2005.