Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат по ДКБ.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
09.12.2018
Размер:
90.44 Кб
Скачать

Денежная реформа Екатерины 2

На протяжении почти всего XVIII века Российская империя вела многочисленные военные кампании, которые требовали значительных расходов. Обычно для этих целей использовались серебряные деньги, ценившиеся на европейских рынках и являвшиеся средством международных расчетов. Однако российская казна испытывала постоянный дефицит серебра. Интенсивный выпуск медных денег в период правления императрицы Елизаветы Петровны не смог удовлетворить запросы государства и насытить казну серебром. Поэтому генерал-прокурор Сената Я. П. Шаховской предложил правительству вариант, связанный с хождением бумажных денег – «цидул» (искаженное от немецкого Zettel – названия бумажных денег, обращавшихся в южных областях Германии).

Финансовая сфера России в эпоху царствования Екатерины II ознаменовалась двумя важнейшими событиями, которые имели большое экономическое и политическое значение для жизни страны.

Во-первых, были впервые введены государственные бумажные деньги. Первую попытку их введения сделал Петр III еще в 1762 году через издание указа; однако вследствие скорой смены власти указ так и остался неисполненным. Екатериной II был издан специальный манифест, где было сказано: "С 1 января 1769 года установляется в С.-Петербурге и Москве два банка для вымена государственных ассигнаций, которые выдаваемы будут из разных правительств и казенных мест, от Нас к тому означенных, столько, а не более, как в вышеозначенных банках капитала наличнаго будет состоять". Так, в 1769 году в России были выпущены ассигнации - бумажные денежные знаки. Предпринять этот шаг правительство побудили некоторые причины. Прежде всего, реальное состояние денежного обращения в России в конце 60-х гг., в котором медная монета стала постепенно занимать главенствующее положение во внутриторговых расчетах, в платежах государственных налогов и т.д.

Дело в том, что пока медная монета чеканилась в небольшом количестве и выполняла свою функциональную задачу - служить размену крупной, она не оказывала отрицательного воздействия на состояние денежного обращения. Более того, она была просто необходима и служила подспорьем для серебряной. Но с конца 50-х гг. доля медных денег неуклонно росла, они вытесняли серебряную монету и превращались в главное орудие денежного обращения внутри страны. Это обстоятельство влекло за собой отрицательные последствия.

Медная монеты была тяжелой. Перевозка на большие расстояния крупной суммы была связана со значительными расходами. Например, чтобы доставить 1000 рублей, потребовались бы 2 телеги. Вторым очевидным недостатком медной монеты было то, что выдача и прием больших сумм требовали много времени и людей. Так, чтобы принять 1000 рублей, надо было пересчитать 20 тысяч пятаков. При таких суммах ошибки и просчеты были неизбежны. Также достоинство медной монеты часто менялось от 10 рублей из пуда до 40 рублей, что вело к расстройству денежного обращения, отрицательно сказывалось на торговле внутри страны, ухудшало положение народа.

В том же 1769 году Екатерина II получила первый в истории России государственный заем в Голландии, открыв тем самым традицию размещения русских ценных бумаг за границей.

Во-вторых, по существу, вместе с этой денежной реформой в России сформировалась и определенная банковская система. Ассигнационные банки выпускали разменные на медную монету кредитные знаки (ассигнации), а также имели право вести кредитные операции. В существенных чертах эта банковская система сохранилась вплоть до реформ Александра II. Первые русские банки, открывшиеся в 1784 году для ссуд дворянству и купечеству, имели цель облегчить платежи и вместе с этим сосредоточить в казне серебро, которое было ей так нужно.

В сфере денежного обращения Екатерина начала свою политику с того, что отменила перечеканку медных денег, предпринятую Петром III по инициативе генерал-фельдмаршала Петра Шувалова. В результате предложений Шувалова облегчался вес и удваивалась нарицательная стоимость медных монет. Предполагалось, что это принесет казне 20,5 млн рублей. Прежде чем принять окончательное решение о чеканке легковесной монеты, Екатерина II поручила представить заключения на этот счет. В результате она приняла предложение князя Якова Шаховского и его единомышленников об обратном переделе медных монет и возвращении им прежней 16-рублевой стопы вместо 32-рублевой. В 1763 году императрица издала соответствующий указ, и к 1767-1768 годам процесс перечеканки в основном завершился.

Следующим актом Екатерина II расширила номиналы серебряных монет. С 1764 года вместе с традиционным набором, введенным Петром I, стали чеканить 20 и 15 копеек. Тогда же была понижена проба серебра в монетах с 77-й до 72-й. За время правления Екатерина II вес рубля снизился с 24 граммов чистого серебра до 18. Отличительной чертой денежного обращения екатерининского времени стало то, что доля медных денег увеличилась и стала составлять примерно половину общей денежной массы. А количество серебряных монет соответственно уменьшилось. Во второй половине XVIII века главным номиналом в обращении стал медный пятак. При этом значительно возрос объем золотых монет -- с 2,5 % до 10,3 %. Но они в основном использовались для внешнеторговых операций.

В 1768 году в России для заграничных платежей началась чеканка иностранных золотых монет – нидерландских дукатов. Хотя в официальных документах их именовали «известными монетами», а сами штемпели «секретными», в действительности чеканка подражаний не составляла особой тайны. После 1817 года эти монеты стали играть заметную роль также во внутреннем российском денежном обращении. Дукаты в народе из – за изображённого на них рыцаря с пучком стрел в руке называли «лобанчиками». «арапчиками», «пучковыми». Чеканка нидерландских дукатов продолжалась до 1868 года, причём после временного прекращения в 1849 году чеканки дукатов в Нидерландах на Санкт – Петербургском монетном дворе продолжали ставить последнюю «законную» дату.

       При Екатерине II специальные медные монеты чеканили для обращения в Сибири. Большой вес медных монет обусловливал высокую стоимость их транспортировки и в связи с этим недостаток медных монет в отдалённых областях. Для его преодоления в 1766 – 1781 годах на сибирском Колыванском монетном дворе велась чеканка областной серии сибирских монет по 25 рублей из пуда меди, якобы содержавшей примеси золота и серебра. Выпускали монеты номиналами 10, 5, 2, 1 копейка, денга и полушка. До начала XIX века они ходили только за Уралом, затем их обращение было распространено и на Европейскую Россию.

В 1787 году на монетном дворе в Феодосии, где ранее чеканили монеты последнего крымского хана Шагин – Гирея, изготовили особые серебряные монеты Екатерины II, как царицы Херсонеса Таврического, номиналами 20, 10, 5 и 2 копейки. Чеканка этой серии монет была связана с путешествием императрицы в Крым.

Денежная реформа проводилась, прежде всего, в интересах пополнения казны, которой не хватало денег ни на ведение непрерывных войн, ни на осуществление административных реформ. Кредиты, которые давались русскому купечеству, не были достаточны для широкого развития национального производства. Их хватало, в основном, на торговые операции и отдельные частные мануфактуры. В то же время рост податей в денежной форме усиливал социальное недовольство среди крепостного крестьянства. Это порождало крестьянские движения, которые начали охватывать всю Россию. Сокращались налоговые поступления в казну. Новое дворянское поколение видело пагубность крепостнического строя, который задерживал политическое и экономическое развитие России. Пушкин через три десятка лет напишет и о других социальных противоречиях, которые также были порождены денежной реформой конца XVIII века: "... вослед Радищеву восславил я свободу и милость к падшим призывал".

Россия, по существу, осваивала опыт становления денежного хозяйства, которое всегда неизбежно зарождается вместе с развитием разделения труда и обмена. Государство может только придавать стихийному процессу развития товарно-денежного обращения цивилизованные институциональные формы.

Главное же новшество денежной реформы Екатерины II заключается во введении бумажных денег в России. Данный вопрос прорабатывался еще ее мужем Петром III, но императрица отменила проект производства ассигнаций как преждевременный. Однако через несколько лет она все же вернулась к этой идее под влиянием записки новгородского губернатора графа Якова Сиверса. Ассигнациями разрешалось оплачивать налоги, они свободно разменивались на медную монету, и их курс по отношению к серебру был достаточно высок - 98-101 копейка серебром за рубль ассигнациями.

Механизм эмиссии государственных бумажных денег в соответствии с "Манифестом" был следующий. Хранила и отпускала готовые ассигнации специально образованная для этого Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций. Эта экспедиция и сенатская типография находились под непосредственным надзором генерал-прокурора Сената князя А.А. Вяземского.
Бланки ассигнаций поступали в Сенат. Правление банков, единое для Санкт-Петербурга и Москвы, находилось в столице. Оно получало от Сената напечатанные государственные ассигнации, подписанные двумя сенаторами. Затем на ассигнациях ставил свою подпись главный директор. Только после этого правление отсылало каждому банку заранее намеченное количество ассигнаций. Когда ассигнации поступали в Московский или Санкт-Петербургский банки, их подписывал директор того банка, который выдавал ассигнацию.
Таким образом, каждую государственную ассигнацию подписывали четыре ответственных лица: два сенатора, главный директор правления и директор банка-получателя. Однако сразу же обнаружилось, что подписание каждой ассигнации одним главным директором технически невозможно, и указом от 8 мая 1769 года его подпись было разрешено заменять подписью советника.

В каждый банк было положено по 500 тыс. рублей, а всего миллион, и на такую же сумму было изготовлено ассигнаций 4-х достоинств: 25, 75, 50 и 100 рублей. Название свое они получили оттого, что со времен вексельных оборотов, учрежденных еще при Елизавете Петровне "для облегчения передвижения медных монет", это слово вошло в общее употребление и выражало то, чем они были на самом деле, т. е. "ассигновкой на променный банк", по которой императрица на себя и своих преемников брала обязательство "чинить всегда верный платеж и исправный платеж". Уже в то время представители власти понимали опасность для общества, которая могла возникнуть с обесценением этих "ассигновок". Важно отметить, что это положение касалось не только нынешней власти, но и будущих ее преемников. Все это усиливало доверие разных слоев населения к власти вообще. Доверие к власти может быть тогда, когда она учитывает интересы страны, т. е. разных сословий населения, а не только свои собственные интересы во имя сохранения своего пребывания во власти. Тогда доверие у населения создается не к данному лицу или лицам, а к институту власти как таковому.

Первые русские ассигнации были очень просты по оформлению: большие листы белой бумаги размером 175 х 225 мм, обрамленные черной рамкой. Посередине располагался номер ассигнации, в центре листа - обозначение номинала, ниже располагался текст обязательства и в самом конце собственноручные подписи сенаторов, главного директора правления банков и директора местного банка. Неудивительно, что такие деньги было легко подделать.

Ни наличие водяных знаков, ни жестокие наказания -- за подделку денег по-прежнему подвергали смертной казни - не спасали государство от фальшивок. 25-рублевую купюру переделывали в 75-рублевую, поэтому выпуск последних вскоре был прекращен. Государственные чиновники периодически докладывали Екатерине II об обнаружении в банках фальшивых денег.

Обмен ассигнаций производился во всех местах, куда поступали казенные сборы. В случае необходимости дополнительных ассигнаций все казенные учреждения должны были обращаться в банк, выслав ему предварительно требуемую сумму наличных денег. Частные лица могли разменять ассигнации на любые золотые и серебряные монеты.

Успех выпуска ассигнаций в результате денежной реформы 1769 года превзошел все ожидания правительства. Более быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения, что позволяло удовлетворять растущие потребности людей, которые не могли быть удовлетворены заморскими товарами. Стимулировалось развитие новых видов ремесел, мануфактур. Происходило разрушение натурального хозяйства. В товарообмен вовлекалось все больше и больше людей. Это увеличивало поступление денег в казну и через налоги, и от государственных мануфактур. Спрос на ассигнации все время возрастал, они разошлись по всей России. Поэтому возникла необходимость упростить технологию их выпуска. Самое большое неудобство состояло в том, что ассигнации в крупных суммах нужны были только в столицах, а в провинции стало не хватать мелкой монеты для ежедневных покупок. Поэтому было принято решение создать разменные конторы. Поэтому с 1772 по 1788 год были открыты 23 разменные конторы, в каждую из которых был положен собственный капитал от 100 тыс. до 300 тыс. рублей медной монетой. В целях большего увеличения ассигнаций в 1774 году был издан именной указ сенату о том, что выпуск ассигнаций должен быть прекращен, если их общая сумма достигнет 20 млн. рублей.

Разменность ассигнаций обеспечивала не только стабильность, но и их популярность. Однако целью правительства Екатерины II все-таки было не стимулирование развития товарно-денежного обращения самого по себе, а пополнение казны, в отличие от стран Западной Европы, где ранее уже проходили аналогичные реформы, но целью их была стимуляция товарно-денежных отношений, которых требовали торгово-промышленные сословия (к слову сказать, эти сословия были достаточно развиты и численно, и по объему накопленного капитала, и по высоте уровня правовой культуры, и, кроме того, они реально владели рычагами демократического давления на институты государства).

В 1785 году грамотой Екатерины Второй городам было разрешено открывать банки для выдачи ссуд жителям своих городов на разные торговые цели, а также в случае нужды или несчастья.

Для производства и обмена ассигнаций и лучшей организации эмиссионной деятельности в 1786 году на базе двух депозитных был создан один Государственный ассигнационный банк. Капитал его составлял 500 тысяч рублей. Кроме простого обмена ассигнаций банк производил выдачу ссуд подкрепления оборотной кассы и существовавших в это время кредитных и казенных учреждений.

Государственный ассигнационный банк имел право покупать за границей золото и серебро в слитках, иностранную монету, кроме того, закупать в России медь. Он также имел право продажи меди за границу и право производить учет векселей из расчета 0,5% в месяц.

Государственному банку разрешалось производить следующие коммерческие операции:

  1. учет векселей,

  2. прием подрядов и покупка меди,

  3. операции, относящиеся к внешней торговле (отпуск меди за границу, покупка и продажа золота и серебра, перевод капиталов и др.).

Уже в 1786 году было выпущено до 50 млн. рублей, и в этом году оба "променных" банка были объединены в один под именем "Ассигнационного". Были выпущены ассигнации нового образца, а старые были изъяты. Новые купюры были более трудными для подделки. Для расширения денежного обращения появились ассигнации 10- и 5-рублевого достоинства. Их выпуск составлял, правда, всего 10 % общего выпуска, но это как раз и свидетельствует о том, что правительство действительно не ставило своей целью стимулирование товарно-денежного обращения. Помещичье дворянство хотя само и хотело удовлетворять свои новые потребности через денежный эквивалент, но в большей степени боялось потерять свое крепостное хозяйство через развитие рынка. Характерно, что для уничтожения ассигнаций старого образца была образована специальная комиссия, которая должна была проверять выпуск новых ассигнаций. Были условия для преобразований в технологической и социальной сферах в приближающемся XIX веке. Новый уровень технологического процесса требовал смены натуральной формы хозяйства на товарно-денежные отношения. Переход на новый технологический уровень всегда вызывается появлением новых потребностей людей, прежде всего потребительского характера. Эти потребности не могли быть удовлетворены в рамках натурального помещичьего хозяйства. На покупку заморских товаров нужны были деньги. С проведением денежной реформы в руках дворянства стали скапливаться деньги. Сами помещики переводят крестьян на денежный оброк, о котором в свое время писал еще А.С. Пушкин. Вместо натурального продукта помещик стал иметь "живые" деньги. Стало развиваться купечество, которое и поставляло дворянству новые товары. Привозились не только заморские товары, но росло ремесленное производство и государственные и частные мануфактуры. Усилился процесс урбанизации, чему способствовали и административные реформы Екатерины.

Из обнаруженной в РГАДА «Записки о российских монетах», составленной в конце XVIII века для канцлера А.А. Безбородко, видно, как менялась практика выпуска золотой, серебряной и медной монеты. В период царствования Петра I чеканились червонцы 93-й и 94 2/3 пробы «по 118-ти из легатурного фунта», двухрублевики 75-й пробы «по 100 из легатурного фунта», серебряные рубли и полтины 70-й пробы «по 14 руб. 10 копеек из легатурного фунта», медные «пятикопеешники» по 40 руб. из пуда, медные «денежки и полушки» по 12 руб. 80 коп., 15 руб. 20 коп., а «потом одне полушки по 40 руб. из пуда». В период царствования Екатерины II чеканились червонцы 94-й (по 118 из фунта), 94 2/3-й пробы (по 117 1/2 из фунта), золотые империалы 88-й пробы (по 22 264/373, а с 1764 г. по 31 империалу - по 2 руб. 88 1/4 коп. из фунта), полуимпериалы 88-й пробы, серебряные рубли и полтины 72-й пробы (по 17 руб. 6 2/3 коп. из фунта), серебряные полуполтины и двугривенники 72-й пробы (по 17 руб. 25 40/96 коп., а затем по 17 руб. 46 2 / 3 коп. из фунта), серебряные пятнадцатикопеешники и гривенники 72-й пробы (по 17 руб. 25 40/ 96 коп., а затем по 17 руб. 46 2/3 коп. из фунта), медные пятикопеешники, гроши, копейки, денежки и полушки (по 16 руб. из пуда).

Интересно отметить, что Манифестом от 20 ноября 1772 года при Опекунском совете Воспитательного дома для благотворительных целей с функциями кредитного учреждения были созданы вдовьи ссудные сохранные кассы. Вдовья касса просуществовала до 1860 года и была организована с целью поддержания бедных вдов высокого звания, оставшихся без состояния и без материальной помощи в случае потери кормильца.