Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
П.человека (весна).doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
749.06 Кб
Скачать

3. Классификация восприятий

В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Основой другого типа классификации восприятии являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства. Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на ряд систем совместно работающих анализаторов. Восприятие трехмерного пространства обеспечивается работой вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер 3 изогнутых полукружных трубок, заполненных жидкостью. Этот аппарат тонко реагирует на отражение 3 основных плоскостей пространства. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).

Вестибулярный аппарат тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. При быстрых и продолжительных изменениях положения тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом. При продолжительной ритмической смене зрительных раздражении (например, при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Таким образом, между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом существует тесная взаимосвязь.

Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия. Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов особенно хорошо воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами.

Третьим важным компонентом восприятия пространства является влияние прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях — приводить к возникновению иллюзий.

Восприятие пространства включает не только восприятие глубины, но и восприятие взаимного расположения предметов. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда асимметрично. Одни предметы расположены от нас сверху, другие — внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие — слева.

В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется, ориентировка резко затрудняется. Каждый хорошо знает, как легко теряется пространственная ориентировка у засыпающего в полной темноте человека. Для обеспечения ориентировки в асимметричном пространстве нужны добавочные механизмы, прежде всего выделение «ведущей» руки. Человек осуществляет сложный анализ внешнего пространства в системе абстрактных пространственных обозначений «правое-левое».

На определенном этапе онтогенеза (в раннем детстве), когда ведущая рука еще не выделена и система пространственных понятий не усвоена, симметричные стороны пространства долгое время продолжают путаться. Это проявляется в так называемом «зеркальном письме» у многих детей 3-4 лет и затягивается, если ведущая рука почему-то не выделяется.

Центральную регуляцию пространственного восприятия осуществляют третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие времени. В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности; б) восприятие временной последовательности.

Наиболее простыми формами оценок времени являются процессы восприятия длительности. В основе этих процессов лежат «биологические часы» организма. К ним относятся ритмические процессы (смена процессов возбуждения и торможения), протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Эти процессы обеспечивают такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмику появления голода, смены сна и бодрствования, и т.п.

Простые формы оценок времени могут проявляться у животных в выработке рефлексов «на время» и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так было показано, что под действием одних препаратов небольшие отрезки времени существенно «укорачиваются», в то время как воздействие других способствует «удлинению» этих временных интервалов при оценке их испытуемыми.

Сложные формы восприятия времени опираются на вырабатываемые человеком эталоны оценки времени: секунды, минуты, часы. Точность такого опосредованного восприятия времени может повышаться благодаря упражнениям, в ходе которых человек сравнивает промежутки времени. От оценки коротких интервалов времени следует отличать оценку длительных отрезков времени (время дня, время года и т.п.) Эта форма оценки является более сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального кодирования времени.

Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные с различными группами больных. Полученный материал показал связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, подтвердив положение об эмоциональной детерминированности оценок времени.

Восприятие временной последовательности опирается на установление последовательности событий во времени на основе причинных зависимостей между событиями. Восприятие временной последовательности предполагает также умение оперировать интервалами, составляющими временные величины. Знание того, что такое "день", как временной интервал, включает в себя знание того, что день — это такая-то часть столетия, года, месяца и т.д., что в дне столько-то часов, минут и т.п.

Время — направленная величина, вектор, поэтому восприятие времени предполагает отправную точку, от которой ведется счет. В этом время отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени есть одна отправная точка - настоящее, которая разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее.

Введение общей системы координат времени требует введения исходной общей точки отсчета, от которой ведется отсчет посредством постоянных общих единиц исчисления (год, месяц, день). Эта исходная общая точка отсчета может быть фиксирована лишь за пределами субъективного, личного переживания. Человек умеет оперировать временной схемой, выходящей за пределы личного переживания.

Восприятие движения. Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Мы воспринимаем движение предмета вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза.

Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы можем воспринимать одновременно движение в двух противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.

Впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект. Для его возникновения пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например 1 с), изображения осознаются как раздельные. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах.

Косвенные признаки могут создавать опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычное для покоящегося тела положение частей фигуры, наклонное положение, меньшая отчетливость очертаний движущегося предмета и множество других «кинетических признаков».

Теории восприятия движения составляют 2 группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений (В.Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения не сводимо к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М.Вертгеймер).

Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специфическим переживанием. Если имеются 2 последовательных восприятия предмета в различных положениях (а) и (б), то переживание движения не складывается из этих 2 ощущений, но соединяет их, находясь между ними. Это переживание движения Вертгеймер называет фи-феномен.

С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые выделяются (как фигура) на некотором другом объекте (фоне): двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она воспринимается движущейся. Из 2 предметов движущимся обычно кажется меньший, а также тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия движения.

Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.