Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
1 Mб
Скачать

2.4. Социотическое звено круговорота веществ в природе

В качестве материальной основы взаимодействия общества и природы выступает труд, который К. Маркс характеризовал как «всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой» и без которого «не была бы возможна сама человеческая жизнь».

В процессе труда формируется техносфера - здания, различно­го рода сооружения, системы коммуникации, производственное оборудование, транспортные средства и т.д. Все эти элементы об­разуют, по мнению Ю.Г. Маркова, часть «тела» социального орга­низма, которое непрерывно растет вместе с расширением масшта­бов «социального метаболизма». Включаясь в круговорот веществ, общество приводит в движение систему абиотических круговоро­тов. Теперь наряду с движением углерода, фосфора, азота и других так называемых биофильных элементов началась интенсивная ми­грация железа, цинка, свинца, ртути, кадмия, хлора и многих дру­гих химических элементов.

При изучении явлений «социального метаболизма» многими авторами отмечается крайне низкая экологическая эффективность, проявляющаяся в расточительности по отношению к природным ресурсам. Это особенно отчетливо видно на примере процессов, связанных с получением энергии. По подсчетам специалистов, при добыче только каменного угля общая масса попутно извлекаемых нетопливных материалов превышает по весу добываемые виды топлива. Подавляющую часть этих материалов составляют ве-крышные породы (90%), остальную - в основном сопутствующие горные породы, выдаваемые на поверхность из угольных шахт. Кроме того, в самом добытом топливе имеется около 20% нежела­тельных твердых примесей - золы, серы и др. При сжигании твер­дого топлива мы используем лишь малую долю содержащейся в нем энергии. Остальное тепло рассеивается в окружающей среде без всякой пользы для человека.

В процессе энергопроизводства потребляются не только топ­ливные материалы, но и другие важные ресурсы биосферы, такие как кислород и вода. В настоящее время для сжигания топлива ис­пользуется более 16 млрд тонн кислорода в год. Причем в промышленно развитых регионах количество потребляемого кислоро­да становится сравнимым с количеством кислорода, выделяемого в процессе фотосинтеза всем растительным покровом этих регио­нов, а в США его потребление даже превышает объем производи­мого растениями.

Таким образом, реализация «энергетической функции» общест­ва при современной технологии производства ведет к распылению огромных количеств всех потребляемых при этом ресурсов.

Специфические особенности «социального метаболизма» про­являются не только в безмерной расточительности, сопровождаю­щей процесс добычи и использования природных ресурсов, но и в свойствах получаемых при этом отходов. Ю.Г. Марков этот вывод иллюстрирует рядом данных: например, кубометр окиси углерода способен загрязнить 200-500 тыс. кубометров воздуха. При такой концентрации у человека начинаются спазмы дыхательных путей. Для морских вод особенно опасным является нефтяное загрязне­ние: кубометр нефти портит 10 тыс. кубометров морской воды. В такой воде икринки и мальки рыб, а также планктон погибают в течение нескольких часов. Для разбавления одного кубометра промышленных стоков обычно приходится тратить в среднем 20-30 кубометров чистой речной воды.

Многие из отходов производства могут длительное время пре­бывать в окружающей среде, постепенно накапливаясь в ней. Ме­ханизмы самоочищения среды от этих отходов оказываются мало­эффективными .

В биосфере не всегда находятся организмы-деструкторы, кото­рые с готовностью берутся за выполнение своей санитарной мис­сии по уничтожению отходов «социального организма». Даже обычные бытовые отходы, такие как битое стекло и целлофановые пакеты, многие годы и даже десятилетия могут находиться в почве в неизменном состоянии. Природа пока не «изобрела» такие мик­роорганизмы, которые бы предпочли эти виды отходов легко ус­ваиваемой органической пище. Есть микробы, поедающие даже нефть, но они не способны уничтожить продукты, которые чело­век получает из нефти. Поэтому различные пластмассовые изделия (бутылки, синтетические пленки и т.д.) стали обычными загрязни­телями вод Мирового океана. Общая масса этих загрязнителей бы­стро растет, поскольку они мало подвержены процессам деструк­ции и разложения.

Природа, несомненно, располагает соответствующими средст­вами для преобразования отходов промышленности в относитель­но безвредные продукты и вещества, но их не всегда хватает для переработки антропогенных отходов. По мнению Ю.Г. Маркова, механизм самоочищения биосферы оказывается подорванным под натиском отходов. Все явственнее проступают признаки отравле­ния «социального организма» результатами собственной жизне­деятельности. Поэтому ученые должны более основательно рабо­тать над проблемой трансформации обмена веществ между обще­ством и природой, чтобы «социальный организм» мог вписаться в общий процесс воспроизводства окружающей среды, осуществ­ляемый в биосфере сложным механизмом круговоротов.

Данная проблема постоянно усложняется. Дело в том, что есте­ственные функциональные элементы биотического круговорота все более заменяются элементами антропогенного происхождения. Необходимость обеспечить население планеты пищей вынуждает повсеместно замещать естественные биоценозы искусственными — агроценозами.

На рубеже тысячелетий запасов растительной пищи вполне достаточно, чтобы прокормить все население планеты, но при ус­ловии рационального использования пашни. Что же касается животной продукции, то положение существенно хуже. Известно, что человек должен потреблять не менее 30 граммов животных белков в день. Между тем вся продукция животноводства, а также про­мыслы на суше и в океане могут обеспечить лишь 50% потребно­стей современного человечества в животном белке.

Поэтому остановить процесс наступления социума на экоси­стемы невозможно. В настоящее время антропогенные ландшафты занимают 54 млн кв. км суши. Из них 4 млн - промышленно осво­енные зоны и территории урбанизации, 50 млн - территории сель­скохозяйственного использования. По прогнозам специалистов, в XXI в. около 100 млн кв. км суши (из 149 млн кв. км площади всей суши) станут антропогенными.

По мнению Ю.Г. Маркова, именно в пространственной экспан­сии социальных систем содержится источник их развития и суще­ствования, т.е. человечество развивается экстенсивно. В этом со­стоит главное отличие социального метаболизма от обменных процессов в живых организмах, где сохранение обеспечивается путем гомеостатического равновесия в замкнутом пространстве.

Отношение между человеком и окружающей средой резко от­личается от отношения между животными и природой: представи­тели флоры и фауны адаптируются к среде, человек ее формирует. При этом взаимоотношения природы и общества складываются независимо от воли и сознания отдельных людей и определяются:

а) уровнем развития производительных сил;

б) структурой социальных связей;

в) политическим режимом.

Поэтому созрела потребность в природоформирующей деятель­ности общества (расширенное воспроизводство природных ресур­сов, по крайней мере возобновляемых, а вместо невозобновляемых необходимо искать другие источники - энергия солнца, ветра, волн и т.д.).

Таким образом, социотическое звено должно вписываться в природу, а не наоборот, тем более что ноосфера - продукт эволю­ции биосферы.