Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Якунин_История_психологии.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
1.77 Mб
Скачать

Раздел IV развитие психологии внутри естествознания

Выдвинутое философами-материалистами положение о возможности и необходимости изучать психику че­ловека и животных, опираясь на методы естественных наук, не могло быть реализовано прежде, чем не достигли определенного уровня развития производство, техни­ка, а в связи с ними и естествознание.

Б. Ф. Ломов пишет в этой связи: «Известно, что пси­хология как самостоятельная область науки начала фор­мироваться позднее других (если не всех, то многих) фун­даментальных наук. И этот факт не случаен. Он вполне закономерен. Ее формирование не могло начаться преж­де, чем другие науки не достигли определенного уровня развития, т.е. прежде чем не была создана необходимая научная база, которая позволила бы вычленить собствен­но психологические проблемы и наметить пути их реше­ния» [71, с.20].

Важнейшей естественнонаучной основой психоло­гии является физиология и поэтому, прежде всего от ее состояния зависели судьбы психологии. Развитие физио­логии, в свою очередь определялось успехами физики, химии, механики, биологии, подъем и расцвет которых обусловливался растущими потребностями производст­ва в научных знаниях, а также торжеством идей фило­софского материализма, победой материалистических на­правлений в науках о природе. К. Тимирязев отмечал, что все блестящие успехи физиологии были тесно связаны с распространением на нее и нередко с талантливым усо­вершенствованием в применении к ее более сложным и более тонким задачам экспериментальных методов фи­зики и химии.

К середине XIX в. отдельные специальные области физиологии развились настолько, что они вплотную по­дошли к экспериментальной разработке проблем, издавна относящихся к ведению психологии. К таким дисципли­нам, в которых началось распространение эксперименталь­ного метода на область психических явлений, относятся нервно-мышечная физиология, физиология органов чувств, анатомия и физиология головного мозга. Наряду с ними проникновению экспериментального метода в психологию способствовали астрономия, физическая оптика и акусти­ка, биология, психиатрия. Названные разделы естествоз­нания и медицины составили те основные источники, из которых психология выросла как экспериментальная и самостоятельная область знаний.

Глава 7 естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки

§ 1. «Личное уравне- Казалось бы как не далеки от психологии астрономические ние» в астрономии наблюдения за движени­ем планет, однако, им предстояло сыграть важную роль в возникновении экспериментальной психологии.

Все началось о того, что в Гринвиче в 1796 г. астро­ном Н. Масклайн отстранил от работы своего ассистента за то, что тот стал неоднократно о опозданием регистри­ровать время прохождения звезды через меридиан телеско­па. Имея в виду, что принятый в то время зрительно-слу­ховой способ определения звездного перемещения (метод «глаза и уха» Бродлея) допускал возможность ошибки толь­ко в пределах 0,1 - 0,2 с ошибки помощника астронома в пределах 0,5 - 0,8 с по сравнению с допустимыми норма­ми казались Н. Масклайну подозрительно большими, что и стало основанием к увольнению им своего сотрудника.

На этот факт обратил внимание известный кенигсбергский астроном Ф. Бессель. Он решил сравнить резуль­таты своих наблюдений с данными других астрономов. Итоги сопоставлений

Ψ_____§ 2. Влияние идей дарвинизма на психологию _______________________________

оказались неожиданными. Были обнаружены значительные расхождения в показаниях различных астрономов. Разница между результатами от­дельных наблюдателей были названа Ф. Бесселем «лич­ным уравнением». Позднее Ф. Бесселю удалось устано­вить, что личное уравнение подвержено колебаниям даже у одного и того же астронома в разные периоды наблю­дения. Кроме того, специально поставленные опыты по определению времени ответных реакций на внезапные сигналы показали, что величина личного уравнения на них намного меньше, чем при обычном наблюдении за медленно движущимися объектами. После этих опытов Ф. Бессель окончательно пришел к выводу о том, что при­чины вариаций личного уравнения лежат в человеческом факторе, а поэтому сделанное им открытие должно пред­ставить интерес не только для астрономов, но и для ант­ропологов.

Вслед за Ф. Бесселем определением личных уравне­ний занялись многие другие астрономы, чьи работы были связаны с измерением личного уравнения в зависимости от различных астрономических условий: размеров наблю­даемых объектов, скорости и направления небесных све­тил. С введением хронометрического метода, изобрете­нием хронографа и хроноскопа личные уравнения стали определяться безотносительно к другим наблюдателям. Особый интерес представляли работы А. Гирша, в кото­рых устанавливались различия в личном уравнении для светового, звукового и кожного раздражителей. Его ис­следования вновь показывали, что истинные причины колебаний личного уравнения следует искать не столько в астрономических условиях, сколько в человеческих фак­торах.

Чисто физиологический анализ личного уравнения был начат исследованиями Г. Гельмголца [34], В 1850 г. Г. Гельмгольц с помощью миографической и гальваномет­рической методик сумел определить вначале скорость возбуждения в мышечном нерве лягушки. Несколько по­зднее Г. Гельмгольц совместно с русским физиологом Н.Н. Бакста провел опыты по измерению скорости пробегания нервного импульса в чувствительном нерве че­ловека, использовав для этой дели хронометрический ме­тод астрономов. В своих последующих опытах при ис­ключении влияния центрального эвена, Г. Гельмгольц нашел, что скорость нервного возбуждения в перифери­ческих сенсорных нервах составляет 33,9 м/с. Так была открыта реальная величина скорости нервного тока, ко­торая считалась до Г. Гельмгольца равной скорости све­та или звука (А. Галлер, И. Мюллер). Впоследствие опы­ты Г. Гельмгольца были повторены многими другими физиологами. Полученные ими результаты полностью совпадали с первоначальными данными немецкого фи­зиолога.

Исследования Г. Гельмгольца и Н. Бакста по опре­делению скорости нервного возбуждения открывали путь к измерению длительности собственно психических ре­акций, в чем главная заслуга принадлежит крупным фи­зиологам второй половины XIX в. Ф. Дондерсу и З. Экснеру. Об их исследованиях будет сказано позднее, а сей­час важно подчеркнуть, что исследования, начатые астрономами и продолженные физиологами, сыграли важную роль для становления психологии как науки. Одна из их заслуг состоит в том, что они положили начало при­менению эксперимента, числа и меры к одной из главных характеристик нервно-психических процессов - време­ни их протекания. Исследования астрономов и физиоло­гов подготовили почву для образования одной из первых областей экспериментальной психологии, связанной с из­мерением психических реакций. Будущая эксперименталь­ная психология обязана астрономии и физиологии раз­работкой методов измерения реакций. Основные прин­ципы и схема проведения эксперимента на реакции, точная техническая аппаратура - все это с незначитель­ными изменениями войдет в методический фонд будущей экспериментальной психологии. Хронометрический ме­тод определения реакций человека, введенный астронома­ми, до настоящего времени находит широкое примене­ние в самых различных отраслях современной психоло­гии.