Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МСФО 38.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
110.08 Кб
Скачать

Нематериальность

Некоторые объекты, не имеющие физической формы, тесно связаны или эксплуатируются совместно только с определенными материальными объектами, например, операционная система и вычислительная техника, программа и станок с программным управлением.

Организация, имеющая подобные объекты, должна самостоятельно определить более значимый элемент из двух составляющих - материальный или нематериальный - и применять соответствующий стандарт.

Идентифицируемость

В целом, идентифицируемость - это возможность отделения объекта от прочих активов компании. Понятие идентифицируемости имеет как правовой, так и экономический характер. С правовой точки зрения, идентифицируемость в самом общем виде - это потенциальная возможность актива быть самостоятельно проданным (уступленным) сторонним по отношению к организации лицам (при юридической возможности его оборота). С экономической точки зрения, идентифицируемость - это способность актива самостоятельно быть источником будущих экономических выгод для компании. Согласно МСФО, в части идентифицируемости первоочередное значение имеет именно его экономическая составляющая.

Это не следует из собственно определения критерия идентифицируемости, определяемого IAS 38, согласно которому, "актив удовлетворяет критерию идентифицируемости в контексте определения нематериального актива, когда он:

"(а) может быть отделен от организации путем последующей продажи, передачи по лицензионному соглашению, сдачи в аренду или обмена либо как самостоятельный объект, либо вместе с соответствующим договором, активом или обязательством; (b) возникает из договорных или других юридических прав, вне зависимости от того, являются ли эти права передаваемыми или отделяемыми от данной организации или других прав и обязанностей".

Согласно МСФО, определение нематериального актива, прежде всего, требует идентифицируемости объекта, что позволяло бы четко отличать его от гудвила. При этом гудвил, приобретенный при объединении бизнеса, отражает ожидания организацией-покупателем будущих экономических выгод от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны. Такие будущие экономические выгоды выступают результатом синергии идентифицируемых приобретенных активов, или активов, которые в отдельности не отвечают требованиям признания в финансовой отчетности, но за которые покупатель готов заплатить при объединении бизнеса.

Немонетарность

К монетарным активам относятся денежные средства в кассе и на банковских счетах организации, дебиторская задолженность и финансовые вложения, подлежащие погашению в четко установленной или определяемой сумме денежных средств. Все прочие активы выступают немонетарными.

Таким образом, монетарные нематериальные объекты рассматриваются как финансовые активы, но не относятся к группе нематериальных активов.

Контроль

Относительно контроля, который должна иметь компания над объектом, могущим быть признанным нематериальным активом, МСФО устанавливает требования, также демонстрирующие тесную связь правовых норм и экономических процессов.

Организация, говорит стандарт, контролирует актив, если она имеет право на получение будущих экономических выгод, поступающих от лежащего в основе актива экономического ресурса, и может ограничить доступ других организаций и лиц к этим выгодам.

Возможность для организации контролировать будущие экономические выгоды от нематериального актива, как правило, вытекает из юридических прав, которые могут быть осуществлены, в том числе, и в судебном порядке. В отсутствие юридических прав определение возможности контроля является более трудной задачей.

Однако возможность осуществления прав на актив в судебном порядке не является необходимым условием для контроля, поскольку организация может оказаться способной контролировать будущие экономические выгоды и иным способом. Определение такой способности относится к области профессионального суждения бухгалтера.

Возможность и необходимость применения профессионального суждения бухгалтера в вопросе определения объекта учета как нематериального актива фактически устраняет недостатки формального (буквального) толкования предписаний стандарта, подчеркивая индивидуальность ситуации признания нематериального актива, однозначное соответствие которого общим критериям может вызвать сомнение.

Так, например, стандарт указывает на то, что организация может располагать командой квалифицированного персонала и может быть способна идентифицировать дополнительные навыки персонала, ведущие к будущим экономическим выгодам в результате его подготовки. Организация может также ожидать, что персонал будет и дальше предоставлять ей свои услуги. Однако, говорится в МСФО, у организации, как правило, нет достаточного контроля за ожидаемыми будущими экономическими выгодами, которые могут быть получены при наличии квалифицированного и подготовленного персонала, для того, чтобы эти статьи соответствовали определению нематериального актива.

По сходным основаниям, указывается в IAS 38, конкретные достоинства управленческого или технического персонала вряд ли будут соответствовать определению нематериального актива. Вместе с тем, стандарт не исключает такой возможности в случае, когда соблюдается условие защиты таких прав на законном основании, дающем возможность их использования и получения ожидаемых от них будущих экономических выгод, при соответствии другим пунктам определения.

Далее, в качестве примера реализации критерия контроля, в IAS 38 отмечается, что в некоторых случаях организация, имея портфель клиентов или долю рынка, может ожидать, что благодаря ее усилиям в построении отношений с клиентами и их преданности компании, клиенты будут продолжать сотрудничество с ней.

Однако, в отсутствие юридических прав на защиту или других путей контроля связей с клиентами, организация, как правило, не имеет достаточного контроля над ожидаемыми экономическими выгодами от связей с клиентами, чтобы считать такие статьи (портфель клиентов, долю рынка, связи с клиентами, преданность клиентов компании) отвечающими определению нематериальных активов.

Вместе с тем, в отсутствие юридических прав на защиту связей с клиентами, операции обмена в отношении тех же самых или аналогичных недоговорных связей с клиентами (за рамками объединения бизнеса) служат свидетельством того, что организация, тем не менее, способна контролировать будущие экономические выгоды, ожидаемые от этих связей с клиентами.

Поскольку такие операции обмена также свидетельствуют о том, что связи с клиентами являются отделяемыми (как, например, приобретенный портфель клиентов), они отвечают определению нематериального актива.