Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Буховец статья.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.11.2018
Размер:
279.04 Кб
Скачать

7. Почему сотрясается Еврозона?

Судьбоносными негативными последствиями пролонгированного действия для развития интеграционных процессов в современном мире обернулись и беспрецедентные финансово-экономические неудачи Евросоюза. Трудно назвать иначе как парадоксальным то, что введя в начале нового столетия единую коллективную валюту и осуществив в 2004 – 2007г.г. приём в свои ряды 12-ти новых членов, ЕС, находившийся тогда как бы в апогее своих возможностей, уже буквально через 3 года оказался в труднейшем за всю свою более чем полувековую историю положении.

Так, в разгар начавшегося в 2007 г. экономического кризиса, конца которому пока совершенно не видно, внезапно (совсем как айсберг перед «Титаником») возникает угроза развала еврозоны. Об этом в последние полтора года говорит всё большее число аналитиков. Причём от месяца к месяцу такие прогнозы звучат всё более настойчиво и категорично. Нередкими теперь стали даже предсказания распада самого Евросоюза.

А оснований для таких «эсхатологических» прогнозов – куда как достаточно. Ведь уже применительно к 2009 – началу 2010 г. состояние экономики 9 государств союза (т.е. трети от общего числа стран-членов) специалисты определяли в таких терминах как «отчаянное», «критическое», «опасное» и «серьёзное», а для 6-ти (Греции, Латвии, Румынии, Венгрии, Португалии, Ирландии) – реальной уже несколько лет остаётся перспектива государственного дефолта [2.С. 474 – 476; 1. С. 56]. Нельзя не подчеркнуть в связи с последним, что указанные 6 стран представляют более пятой части от общего числа членов ЕС!

Кроме того, указанный список критически проблемных государств за 2010 – 2011 г.г. пополнился ещё двумя странами. Причём какими! В острейшую фазу долгового кризиса вступили Испания и Италия, соответственно 4-я и 3-я по объёму экономики еврозоны. О весьма вероятном государственном дефолте в обеих этих странах, в случае, если таковой не удастся предотвратить в Греции, Португалии и Ирландии, в последние месяцы всё чаще говорят уже не только экономические обозреватели, но также видные финансисты и политики. Тем более, что ведущие рейтинговые агентства последовательно и дружно понижают в последнее время суверенные кредитные рейтинги Испании и Италии.

А тем временем сомнений в том, что греческий дефолт приближается, и что он вызовет «эффект домино» в других проблемных странах, остаётся всё меньше. В частности, когда 16 сентября 2011 г. во время диалога на «РБК» между С. Алексашенко и председателем правления «Дойче Банка» в России Й. Борнгатцем первый оценил вероятность грядущего дефолта Греции в 95%, то второй столь высокую оценку риска как бы «принял к сведению» и оспаривать её обоснованность отнюдь не пытался. Через 3 дня, 19 сентября, на том же канале «РБК» ещё более категорично о неизбежности греческого дефолта заявил также известный французский экономист Ж.Сапир. А после дефолта Греции, по его мнению, наступит черёд Португалии, Испании и Италии и в результате – выход всех 4-х стран из еврозоны..

Конечно, то, что доля стран-кандидатов на государственный дефолт достигла в 2011 г. уже почти 30% – уже само по себе наносит сильнейший удар и по самооценке Евросоюза, и по его имиджу интеграционного эталона. Но даже это – не главное. Самое плохое и в том, и в другом отношении для ЕС, что в проблемной группе количественно преобладают отнюдь не «новобранцы», вступившие в него либо непосредственно накануне институционального и мирового финансово-экономического кризисов (Венгрия, Латвия), либо уже в ходе их, как Румыния.

В том-то и дело, что большинство в проблемной группе составляют как раз страны – «ветераны» евроинтеграции: даже самый маленький стаж участия в ней – у Португалии и Испании – и то насчитывает ни мало, ни много четверть века. Греция находится в ЕС 30 лет, Ирландия – почти 40, а Италия же – за 54 года пребывания в Союзе, наряду с бесспорными успехами в экономическом развитии, сумела, увы, «накопить» и колоссальный госдолг размером без малого в 2 триллиона евро, что делает перспективы её успешного выхода из острейшего долгового кризиса более чем сомнительными.

Следовательно, «щадящее» Евросоюз объяснение, что именно его новички стали первой добычей кризиса – совершенно не проходит. Однако, ещё труднее от безотрадного вывода о скрытых пороках практики евросоюзной интеграции будет удержаться в том случае, если мы «привяжем» группу проблемных стран к стадиям расширения ЕС. Так вот, оказывается, что только расширение 1995 г. не «делегировало» ни одной страны в проблемную группу. Все же остальные – делегировали: 1957 г. (начало функционирования ЕЭС) – Италию, 1972 г. – Ирландию, 1981 г. – Грецию, 1986 г. – Португалию и Испанию, 2004 г. – Венгрию и Латвию, 2007г. – Румынию. Причём все эти страны, за исключением Венгрии, Латвии и Румынии, входят в еврозону. Безусловно, всё это уже нанесло, и в дальнейшем ещё будет наносить серьезный ущерб имиджу евросоюзного интеграционного эталона.

В этой связи специалисты задаются вопросом, почему же в рамках самого амбициозного интеграционного объединения современности вообще оказался возможным столь впечатляющий «пузырь» псевдоэффективности евросоюзного проекта? На их взгляд, возможным это стало, во-первых, благодаря лукавству официальной статистики ЕС, систематически завышавшей в предыдущий период степень конвергенции экономик проблемных стран с более развитыми членами союза. Но, как стало теперь отчётливо ясно, суть конвергенции состоит в сближении не усреднённых количественных показателей, а качества экономики – её технологического уровня, культуры труда и менеджмента, профессиональных качеств специалистов и рабочих, практического опыта экономической и социальной политики государства. И вот качественные изменения в экономике происходят как раз значительно «медленнее, чем сближаются показатели ВВП на душу населения, что и показал нынешний экономический кризис» [1. С.54].

Во-вторых, образование и последовательное расширение группы «предрасположенных к дефолту» стран произошло ещё по одной причине. В условиях отсутствия должного аудита со стороны центральных евросоюзных служб, национальные государственные ведомства имели достаточные возможности безнаказанно «дорисовывать» в нужном ключе, а то и просто фальсифицировать финансово-экономическую статистику. Это продолжалось из года в год, но только кризис сделал тайное явным, теперь пришло, образно говоря, время прослезиться…