Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Демография_Пятая лекция.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
609.79 Кб
Скачать

35

Лекция 5. Рождаемость населения.

Плодовитость и естественная рождаемость.

Рождаемость - это сложный демографический феномен, имеющий биологическую природу и жесткую социально-эко­номическую регламентацию (детерминацию). В демографии под рождаемостью понимается процесс деторождения в неко­торой совокупности людей, составляющих поколение или группу поколений, имеющий определенную интенсивность и ограниченный определенными нормами социального пове­дения. В современных условиях при достаточно низкой смертности рождаемость выступает ведущей компонентой воспроизводства населения, определяет его режим (суженый, простой, расширенный) и общее направление эволюции насе­ления и его возрастно-полового состава. Следует отметить, что фиксируется факт живорождения полного выделения или извлечения из организма матери результата зачатия (плода, зародыша) при сроке беременности не менее 28 недель, имеющего рост (длину) не менее 35 см.,а вес не менее 500 г., подавшего признак жизни (дыхание).

Соотношение социальных и биологических факторов в де­терминации уровня рождаемости не постоянно и изменяется в процессе развития общества, его структуры, социальных институтов и института семьи и брака в частности. Генераль­ным вектором эволюции рождаемости является неуклонное снижение роли биологической компоненты в ее детермина­ции и нарастание роли компоненты социальной регуляции.

Биологической основой рождаемости является способность человека как биологического вида к размножению (оплодотво­рению, зачатию и вынашиванию плода), описываемая поняти­ем «плодовитость», или «видовая плодовитость». В конкретном уровне рождаемости данной совокупности населения плодови­тость реализуется через определенное репродуктивное поведе­ние (совокупность норм, установок поведения в сфере приня­тия решений о рождении детей вообще и конкретного ребенка в частности). Репродуктивное поведение тесно связано с дру­гими видами поведения человека в обществе и зависит от особенностей функционирования социальных институтов, уклада экономики, политической ситуации и т.п.

Одна из важнейших детерминант репродуктивного поведе­ния и уровня рождаемости - специфика доминирующих норм брачно-семейного поведения, детности (числа детей в семье), так как в любом обществе число детей в семье выступает как один из важнейших компонентов образа жизни личности, се­мьи, в рамках которого дети выполняют определенные соци­альные роли, важные для экономического и социального функционирования семьи, психологического взаимодействия всех ее членов. В свою очередь, образ жизни, структура и функции семьи тесно связаны с социально-экономическим устройством общества и изменяются в ходе его исторической эволюции. Модернизация общества приводит к изменению всего комплекса социальных норм поведения, в том числе матримониального и репродуктивного, которое на любом эта­пе развития человеческой цивилизации ориентировано на максимальное приспособление семьи к меняющейся внешней среде. Таким образом, репродуктивные установки и потреб­ность семьи в детях оказываются такими, которые обеспечи­вают максимально эффективное ц комфортное функциониро­вание семьи в обществе.

Процесс приспособления семьи к меняющимся условиям жизнедеятельности и пересмотр репродуктивных установок проявляется в постоянном понижении интенсивности и как результат - в смене исторических типов рождаемости.

Основа рождаемости и воспроизводства населения - плодо­витость - представляет собой биологическую (физиологиче­скую) способностью к зачатию и рождению определенного числа детей.

Необходимость различия рождаемости и плодовитости стала назревать в конце 1960-х гг., в связи с развитием социологического подхода к изуче­нию факторов рождаемости. Исследователи начали уделять все большее внимание волевым аспектам регулирования рождаемости, и в связи с этим потребовалось более четко отделить «субъективные» факторы, т.е. завися­щие от воли людей по поводу числа и сроков рождения детей, от факторов «объективных», т.е. от воли людей не зависящих. К числу последних отно­сится и физиологическая способность людей к зачатию и рождению опре­деленного числа детей, которая в биологических науках издавна называ­лась плодовитостью, и лишь по нелепой случайности это имя получило в демографии другое приложение (к другому объекту).

Тем не менее традиция оказалась очень живучей. Лишь в последние годы специалисты от нее почти полностью отказались. Плодовитость - это биологическая способность женщины, мужчи­ны, брачной пары к зачатию и рождению определенного числа детей.

Традиционно плодовитость измеряется числом потенциально возможных живорождений у женщины, которое зависит от генетических качеств и состояния здоровья обоих супругов, а также сочетания их биологических свойств (био­логической или генетической совместимости). Теоретически число рождений в одношгодных родах может варьировать в весьма больших пределах - от 0 до 35. Однако максимум плодовитости редко реализуется в полном объеме из-за при­чин естественного (послеродовая стерильность) и приобре­тенного характера (утрата здоровья в связи с частыми, ослож­ненными родами, абортами и т.п.).

Средняя видовая плодовитость, т.е. плодовитость человека как биологического вида, составляет 10-12 живо­рождений за всю жизнь, или 12-15 беременностей (с учетом мертворождений и самопроизвольных абортов). Фактически же показатели итоговой брачной рождаемости в больших массах населения никогда не достигали такой величины и редко превышали 8 живорождений за всю жизнь в браке с 15 до 50 лет.

Прямых методов оценки реальной плодовитости не суще­ствует. Она оценивается косвенно: или через вероятность за­чатия - оплодотворяемость, или через уровень естественной рождаемости, т.е. такой рождаемости женщин, состоящих в браке, который определяется исключительно плодовитостью супругов и их состоянием здоровья в целом, при полном от­сутствии намеренного ограничения рождаемости посредством средств предупреждения зачатия (контрацепции) или рожде­ния ребенка (абортов). В этом смысле естественная рождае­мость может рассматриваться как один из вариантов репро­дуктивного поведения.

В социолого-демографических исследованиях плодовитость изучается как один из факторов рождаемости и репродуктивного поведения (о репро­дуктивном поведении речь пойдет позднее в этой главе). В современных условиях низкой смертности высокая видовая плодовитость, благодаря ко­торой человечество смогло выжить на заре своей юности, стала избыточ­ной. Ее реализация в рождаемости хотя бы даже в половинном размере обеспечивает быстрый рост населения, иногда превышающий потребности общества в воспроизводстве населения и потребности большинства семей в родительстве. Поэтому проблема ограничения избыточной плодовитости приобретает в современных экономически развитых странах самостояте­льное значение, не только в демографическом, но и в социально-гигиени­ческом и социально-психологическом аспектах.

Плодовитость возникает очень рано (у женщин в 12-13 лет, у мужчин в 14-15 лет), в то время как возраст достижения экономической зрелости, не­обходимой для создания собственной семьи, отодвигается по мере увеличе­ния сроков школьного и профессионального образования. Такой разрыв в сроках полового и социального созревания создает множество проблем (до­брачные половые контакты подростков, проблемы преждевременных бере­менностей, родов и контрацепции и т.п.) не только медицинского, но и мора­льного, социально-психологического и культурного характера.

Напротив, возраст угасания плодовитости отодвигается по мере улуч­шения условий жизни и здоровья населения (у женщин за 50-55 лет, у мужчин в среднем еще к более старшему возрасту). Между тем все чаще женщины в экономически развитых странах прекращают деторождение уже в возрасте до 35 лет. После рождения желаемых 1-2 детей, на что за­трачивается в среднем 5-10 лет, супружеская пара в течение 15 и более лет вынуждена прилагать усилия для предотвращения нежелан­ных беременностей с помощью противозачаточных средств и методов, а при их неэффективности - прибегать к абортам с угрозой для здоровья и даже жизни женщины.

Максимальных параметров плодовитость достигает в возрасте от 20 до 30 лет, а затем начинает убы­вать.

При отсутствии практики внутрисемейного ограничения рождаемости пределы естественной рождаемости регулиру­ются социальными нормами брачности (возрастом вступле­ния в первый брак, распространенностью повторной брачно­сти и т.п.), нормами поведения в браке, соотношением по­лов в основных бракоспособных и репродуктивных возрастах (15-50 лет), а также уровнями смертности этих групп насе­ления. При благоприятном соотношении всех этих парамет­ров реально достижимым уровнем рождаемости является примерно 8 живорождений в среднем на один эффективный брак.

Плодовитость - один из факторов репродуктивного поведе­ния, прежде всего - репродуктивного здоровья. В условиях ори­ентации населения на малодетную модель семьи существующая видовая плодовитость крайне избыточна, что становится мощ­ным стимулом все большего распространения практики внутри­семейного регулирования рождаемости (числа детей в семье).

С этих позиций концепция естественной рождаемости вы­ступает в качестве некоей гипотетической модели репродук­тивного поведения, альтернативной тому, который присущ населению развитых стран. Сам термин «естественная рож­даемость» ввел в научный оборот французский демограф Л. Анри в 1961 г. в качестве альтернативы так называемой контролируемой рождаемости, присущей современному обще­ству, для которого характерен высокий уровень ее внутрисе­мейного регулирования посредством сознательного определе­ния не только числа, но и сроков рождения детей.

В силу этого в практике анализа тенденций и уровней ро­ждаемости концепция естественной рождаемости использует­ся для приближенной оценки степени внутрисемейного огра­ничения рождаемости. Основным подходом к определению уровня естественной рождаемости в современных условиях является приравнивание ее гипотетического уровня к уров­ням рождаемости какого-либо населения, не применяющего контрацепции и аборты, не подверженного массовым заболе­ваниям, снижающим плодовитость, не имеющего традиций безбрачия или поздних браков. По сути, уровни рождаемости такого населения выступают в качестве некоего стандарта рож­даемости, а сопоставление уровней естественной рождаемости с реально наблюдаемыми ее уровнями в конкретном населе­нии представляют собой один из вариантов стандартизации демографических коэффициентов.

В качестве модели естественной рождаемости использует­ся модель рождаемости гуттеритов - небольшой секты лиц европейского происхождения, проживающей в Северной Аме­рике. Ее члены по религиозным соображениям не применяют какие-либо способы регулирования деторождения и имеют традиции универсальной ранней брачности. Используя этот подход, американский демограф Э. Коул построил систему индексов, позволяющих сравнить колебания брачности и ро­ждаемости, происходящие в любом фактическом населении, с показателями для гуттеритов и измерить тем самым масшта­бы внутрисемейного контроля над рождаемостью.

Другой подход, предложенный Л. Анри, основан на под­боре повозрастных коэффициентов брачной рождаемости для ряда совокупностей населения, не практикующих ограниче­ния рождаемости, и вычисления средних показателей для этой группы совокупностей. Частично данный подход ис­пользовал В.А. Борисов для построения гипотетического ми­нимума естественной рождаемости (индекс ГМЕР), который позволяет давать более осторожные оценки современного уровня контрацептивно-абортивной практики.

Интерес к изучению плодовитости растет в последние два десятилетия по мере развития социолого-демографических исследований репродуктивных установок, мотивов, планов и их реализации. Для оценки реальности репродуктивных намерений, для изучения практики внутрисемейного регулирова­ния рождаемости исследователи все более ощущают необходимость иметь хоть некоторое представление о состоянии плодовитости респондентов.

Информацию о состоянии плодовитости (точнее, о бесплодии) собира­ют при анкетировании супругов. Правда, при этом фиксируются только те нарушения плодовитости, о которых известно самим опрашиваемым и о которых они пожелают сообщить. Таким образом, данные о полном или ча­стичном бесплодии, получаемые при опросах населения, дают неточную картину уровня плодовитости населения (хотя и значительно более пол­ную, чем по данным медицинского учета). Однако, несмотря на определен­ную неполноту информации об уровне плодовитости, получаемую путем опроса населения, результаты исследований, проведенных во многих стра­нах, свидетельствуют о больших масштабах бесплодия и пониженной пло­довитости - до 25-30% браков, в которых жена не старше 50 лет. В воз­расте максимума женской плодовитости - 20-24 года - 3-6% стерильны (неспособны к зачатию), но уже к 35-39 годам - около 20% (а с учетом частичного бесплодия-до 50%). Таким образом, различия в пло­довитости вносят существенные коррективы в репродуктивные планы се­мей, и их надо учитывать в исследованиях.

Рождаемость - фактическая реализация плодовитотости в зависимо­сти от множества условий (из которых наличие плодовитости - первое) экономического, культурного, психологического и другого свойства.

Возрастные коэффициенты рождаемости1)

Годы

Родившиеся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте, лет

Суммарный коэффициент рождаемости4)

моложе 202)

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

15-493)

1958-1959

28,4

157,9

156,4

101,9

57,7

19,9

3,0

82,9

2,626

1961-1962

27,2

156,7

142,8

91,8

47,3

15,7

1,7

78,4

2,417

1965-1966

24,7

150,3

120,1

77,7

38,1

12,6

1,4

59,0

2,125

1970-1971

29,7

152,6

109,5

68,0

32,5

8,3

0,8

54,4

2,007

1975-1976

34,5

158,8

108,0

58,2

26,5

7,3

0,5

57,1

1,969

1980-1981

43,6

157,6

102,0

52,0

18,8

4,6

0,4

60,1

1,895

1985-1986

46,9

165,7

117,5

63,0

24,5

4,3

0,3

66,0

2,111

1990

55,0

156,5

93,1

48,2

19,4

4,2

0,1

55,2

1,892

1991

54,2

145,9

82,7

41,5

16,5

3,7

0,2

49,8

1,732

1992

50,7

132,9

72,4

34,9

13,9

3,2

0,2

43,8

1,547

1993

47,0

118,2

63,3

28,7

11,0

2,5

0,2

37,6

1,360

1994

48,8

118,6

66,3

29,2

10,6

2,2

0,1

37,6

1,385

1995

44,8

112,7

66,5

29,5

10,6

2,2

0,1

35,9

1,337

1996

38,9

105,5

65,5

30,1

10,8

2,3

0,1

33,9

1,270

1997

35,6

97,6

64,5

31,0

10,7

2,1

0,1

32,4

1,212

1998

33,5

98,1

66,7

33,1

11,5

2,3

0,1

32,8

1,232

1999

28,9

91,8

63,7

32,2

11,1

2,2

0,1

30,9

1,157

2000

27,3

93,2

67,0

35,0

11,8

2,4

0,1

32,0

1,190

2001

27,3

93,1

70,2

38,0

12,9

2,4

0,1

33,1

1,223

2002

27,4

95,7

75,1

41,7

14,7

2,6

0,1

35,2

1,286

2003

27,6

95,1

78,3

44,1

16,0

2,7

0,1

36,5

1,319

2004

28,2

93,4

80,2

45,9

17,6

2,9

0,1

37,7

1,340

  1. До 1988 г. расчет коэффициентов производился за два смежных года. 2) При определении относительных показателей этой возрастной группы условно взято число женщин в возрасте 15-19 лет. 3) Включая родившихся у матерей в возрасте до 15 лет и старше 49 лет. 4) Среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь.

Число родившихся (без мертворожденных), человек, значение показателя за год, Российская Федеpация

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

оба пола

все население

1408159

1363806

1304638

1259943

1283292

1214689

1266800

1311604

1396967

1477301

городское население

960413

933460

897898

870213

887669

842640

886908

928642

998056

1050565

сельское население

447746

430346

406740

389730

395623

372049

379892

382962

398911

426736

женщины

все население

683341

663615

633208

611748

622450

588540

613654

635854

677456

716367

городское население

465688

454499

435057

421667

430596

407590

429228

450159

483559

508895

сельское население

217653

209116

198151

190081

191854

180950

184426

185695

193897

207472

мужчины

все население

724818

700191

671430

648195

660842

626149

653146

675750

719511

760934

городское население

494725

478961

462841

448546

457073

435050

457680

478483

514497

541670

сельское население

230093

221230

208589

199649

203769