Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
22
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
132.71 Кб
Скачать

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Электроэнцефалографическое исследование детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью до и после лечения препаратом страттера

И.С. НИКИШЕНА, Л.С.ЧУТКО, С.Ю. СУРУШКИНА, Е.А. ЯКОВЕНКО, Ю.Д. КРОПОТОВ

Electroencephalographic study of children with attention deficit hyperactivity disorder before and after the treatment with strattera

I.S. NIKISHENA, L.S. CHUTKO, S.YU. SURUSHKINA, E.A. YAKOVENKO, YU.D. KROPOTOV

Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург

Нейрофизиологические исследования у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) ведутся в основном с помощью методов электроэнцефалографического обследования (ЭЭГ). По данным литературы [9, 14], биоэлектрическая активность головного мозга у детей с СДВГ характеризуется усилением θ- и δ-активности в передних зонах коры и уменьшением представленности в этих областях β-ритма в полосе 12—21 Гц. Согласно результатам некоторых нейрофизиологических исследований [10], достаточно характерным для ЭЭГ при СДВГ является преобладание θ-колебаний, в то время как представленность β-волн может быть в норме. Ряд исследователей [1, 14] отмечают преимущественно правосторонний акцент нарушений с вовлечением лобно-центральных и теменно-височных зон коры головного мозга.

При использовании количественной ЭЭГ R. Chabot и G. Serfontаin [8] выделили два основных типа изменений у детей с СДВГ: первый характеризуется усилением θ-ритма при нормальной средней частоте α-ритма, второй — характеризуется усилением θ-ритма в сочетании со снижением средней частоты α-ритма. Эти данные свидетельствуют о разнонаправленных изменениях функционального состояния головного мозга — его угнетения или чрезмерной активации. Кроме того, A. Clarke и соавт. [9] установили, что электроэнцефалограмма детей с СДВГ характеризуется большим количеством медленных волн по сравнению с ЭЭГ пациентов с преобладанием невнимательности. Некоторые исследователи [7, 12, 15, 16] обращают внимание на то, что соотношение θ- и β-ритма у детей с СДВГ выше, чем у здоровых детей.

Выяснению характерных особенностей ЭЭГ при рассматриваемом синдроме могло бы способствовать изучение ее изменений под влиянием лечения. В связи с этим в настоящее время привлекает к себе внимание препарат страттера (атомоксетин), являющийся высокоселективным мощным ингибитором пресинаптических переносчиков норадреналина и обладающий минимальным сродством с другими норадренергическими рецепторами или с другими переносчиками и рецепторами нейротрансмиттеров. Блокируя обратный захват норадреналина, атомоксетин увеличивает концентрацию норадреналина в синаптической щели и усиливает прямую синаптическую передачу норадреналина. Клиническая эффективность применения данного препарата при лечении была установлена во многих работах [6, 11, 13, 18]. Проведенные нами ранее исследования [4, 5] также показали достаточно высокую эффективность применения этого препарата в лечении не только СДВГ, но и в случаях его сочетания с тикозными гиперкинезами и тревожными расстройствами. Целью данного исследования явилось изучение изменений ЭЭГ у детей с СДВГ до и после курса лечения препаратом страттера.

© Коллектив авторов, 2008

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2008;108:12:60—62

Материал и методы

Обследовали 39 детей (36 мальчиков и 3 девочки, в возрасте от 9 до 14 лет), страдающих СДВГ. Все испытуемые были праворукими.

Диагноз СДВГ устанавливался в соответствии с критериями DSM-IV.

Пациенты не принимали никаких фармакопрепаратов в течение 1 мес до исследования и во время курса лечения препаратом страттера. Cтраттера назначался однократно в сутки в утренние часы. Начальная доза составляла 0,5 мг/кг с постепенным (в течение 2 нед) увеличением до 1—1,5 мг/кг. Курс лечения продолжался 12 нед.

Запись ЭЭГ проводили 2 раза: первый раз не ранее чем за 3 дня до начала лечения и повторно — в течение 3 дней после его окончания. Все исследования проводились с 11.00 до 16.00 ч, т.е. в середине дня.

Регистрация ЭЭГ производилась на 21-канальном цифровом энцефалографе Мицар 201 (производства ООО «Мицар», Санкт-Петербург) с мостиковых хлорсеребряных электродов. Регистрация и анализ данных осуществлялись при помощи программы WinEEG. Электроды располагались в соответствии с международной системой 10—20 в точках Fp1, Fp2, F7, F3, Fz, F4,

F8, Т3,C3, Cz, C4, T4, T5, P3, Pz, P4, T6, O1, O2. Запись проводилась монополярным методом отведения. Запись фоновой биоэлек-

трической активности мозга состояла из двух фрагментов при закрытых и открытых глазах; длительность каждого фрагмента составила 180 с.

Клиническая электроэнцефалограмма включала регистрацию фоновой ЭЭГ при закрытых глазах и стандартные функциональные пробы: одиночную фотовспышку, ритмическую фотостимуляцию, гипервентиляцию в течение 3 мин. Рутинный (визуальный) анализ кривой состоял в оценке общего функционального состояния мозга, тяжести изменений ЭЭГ, выявлении эпилептиформной активности, локализации патологических изменений.

Количественный (спектральный) анализ ЭЭГ для записей в условиях, когда глаза были закрыты и открыты, также проводился до и после курса лечения. Значения мощности ЭЭГ в диапазонах θ-ритма (4—7,5 Гц), α-ритма (8—12 Гц), сенсомоторного ритма (СМР) (12—15 Гц), β1-ритма (15—18 Гц), β2-ритма (18—25 Гц) сравнивались до и после курса с помощью двухфакторного дисперсионного анализа для повторных измерений. Одним фактором была локализация пары электродов (19 пар), вторым — условия записи ЭЭГ (до или после лечения).

Результаты

По данным визуального анализа ЭЭГ при СДВГ как до, так и после лечения характеризовалась легким и умеренным снижением функционального состояния коры головного мозга, выражающемся в наличии в записи волн θ-диапазона (4—7,5 Гц) в различ-

60

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 12, 2008

ЛЕЧЕНИЕ СДВГ

Изменение величины средних спектров мощности ЭЭГ при условии записи «глаза закрыты» после лечения.

Кривые представляют собой разность средних значений спектров мощности ЭЭГ («после лечения» минус «до лечения») в теменных отведениях. По оси абсцисс — частота, Гц, по оси ординат — значение мощности, мкВ. Черная стрелка — снижение мощности в α-диапазоне после лечения.

ных отведениях. По амплитуде эти волны не превышали остальную фоновую активность. В 8 (20,5%) случаях регистрировались негрубые региональные изменения в виде синхронных групп θ-волн в височных отделах обоих полушарий с вовлечением медиобазальных образований; регистрировались также изменения ирритативного характера в виде вспышек заостренных α-волн в затылочных и теменных отделах. Эпилептиформной активности зарегистрировано не было. После лечения у 23 (58,9%) детей наблюдалось уменьшение количества заостренных α-волн в теменных отведениях полушарий; появления эпилептиформной активности после лечения также зарегистрировано не было.

При количественном анализе спектров мощности ЭЭГ было установлено наличие статистически значимого взаимодействия факторов условия (до и после лечения) и локализации электрода для записи ЭЭГ при закрытых глазах для α-диапазона (F(18,666)=4,05; р<0,001). При этом были отмечены разнонаправленные изменения спектров мощности ЭЭГ, соответствующих различным областям мозга.

Было получено статистически достоверное снижение мощности α-ритма в отведении P3, Pz, P4 после окончания лечения при закрытых глазах (см. рисунок). При сравнении спектров мощности ЭЭГ до и после лечения при открытых глазах соответствующего эффекта нами получено не было.

Обсуждение

При анализе спектров мощности ЭЭГ у детей с СДВГ были получены данные, на основании которых можно говорить о снижении мощности ЭЭГ в α-полосе в теменных отведениях после курса лечения препаратом страттера.

Напомним, что в работе R. Chabot и G. Serfontаin [8] увеличение α-ритма в задних отделах и по средней линии было выделено как одно из наиболее распространенных изменений ЭЭГ у детей с дефицитом внимания. Эти авторы придерживаются гипотезы происхождения α-ритма в результате корково-корковых

взаимодействий с таламическим водителем этого ритма. В наших исследованиях было зарегистрировано снижение мощности α-ритма в состоянии спокойного бодрствования при закрытых глазах и это снижение было максимально в проекции теменной зоны коры после лечения, что также может являться свидетельством снижения активности таламического генератора этого ритма, а это может вызывать активизацию нейронов коры. Снижение мощности α-ритма служит косвенным аргументом в пользу нормализации таламокортикальных связей. В пользу этого утверждения можно привести также следующие соображения. Большинство исследователей придерживаются точки зрения, что на изменения в α-ритме оказывают влияние неспецифические факторы, к которым относят внимание, уровень бодрствования, эмоции, в обеспечении базового состояния которых значительную роль играют именно подкорковые структуры. Так, в работе D. Pollen и M. Trachtenberg [17] была выявлена зависимость выраженности α-активности от уровня внимания. В ситуации увеличения концентрации внимания происходило подавление α-ритма в тех участках коры, которые должны участвовать в осуществлении определенной деятельности. Таким образом, снижение мощности α-ритма в теменных отделах сопряжено с активацией системы внимания под воздействием лечения.

Если дисфункция лобных отделов коры больших полушарий, выражающаяся в нарушении адекватного восприятия значимых сигналов из других отделов мозга, ведет к дефициту тормозного контроля при СДВГ [19], теменные отделы относятся к ассоциативной зоне, принимающей участие в осуществлении высших форм поведения [2, 3].

Учитывая функциональное значение α-ритма, снижение его мощности в проекции теменных областей в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами можно говорить о положительном эффекте лечения препаратом страттера в отношении активизации процессов внимания у детей с СДВГ. В целом это соответствует положительному влиянию препарата на поведение таких детей.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Горбачевская Н.Л., Заваденко Н.Н., Якупова Л.П. и др. Электрофизио-

3.

Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М:

 

логическое исследование детской гиперактивности. Физиология че-

 

МГУ 1982; 110—121, 130—138.

 

ловека 1996; 5: 49.

4.

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С. и др. Лечение синдрома

2.

Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного

 

дефицита внимания с коморбидными тикозными гиперкинезами.

 

мозга. М: Наука 1972; 23: 181.

 

Журн неврол и психиат 2008; 102: 2.

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 12, 2008

61

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

5.Чутко Л.С., Айтбеков К.А., Сурушкина С.Ю. и др. Коморбидные тревожные расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Журн неврол и психиат 2008; 108: 3.

6.Allen A.J., Kurlan R.M., Gilbert D.L. et al. Atomoxetine treatment in children and adolescents with ADHD and comorbid tic disorders. Neurology 2005; 65: 12: 1941—1949.

plications for Neurofeedback Training. J Psychoeducat Ass ADHD Special 1995; 143—160.

13.Michelson D., Faries D., Wernicke J. et al. Atomoxetine in the treatment of children and adolescents with attention-deficity/hyperactivity disorder: a randomised, placebo-controlled, dose-response study. Pediatrics 2001; 108: 1—9.

7.Barry R.J., Clarke A.R., Johnstone S.J. A review of electrophysiology in at14. Mann C.A., Lubar J.F., Zimmerman A.W. et al. Quantitative analysis of EEG

tention-deficit/hyperactivity disorder: Qualitative and quantitative electroencephalography. Clin Neurophysiol 2003; 114: 2: 171—183.

8.Chabot R.J., Serfontain G. Quantitative electroencephalographic profiles of children with attention deficit disorder. Biol Psychiat 1996; 40: 10: 951.

9.Clarke A.R., Barry R.J., McCarthy R., Selikowitz M. Excess beta activity in children with attention-deficit/hyperactivity disorder: an atypical electrophysiological group. Psychiat Res 2001; 103: 2—3: 205—218.

10.Janzen T., Graap K., Stephanson S. et al. Differences in Baseline EEG Measures for ADD and Normally Achieving Preadolescent Males. Biofeedback Self-Regulat 1995; 20: 1: 65.

11.Kelsey D.K., Sumner C.R., Casat C.D. et al. Once-daily atomoxetine treatment for children with attention-deficit/hyperactivity disorder, including an assessment of evening and morning behavior: a double-blind, placebo-con- trolled trial. Pediatrics 2004; 114: 1: 1—8.

in boys with attention-deficit-hyperactivity disorder: Controlled study with clinical implications. Pediat Neurol 1992; 8: 30.

15.Monastra V.J., Lubar J.F., Linden M. et al. Assessing attention deficit hyperactivity disorder via quantitative electroencephalography: an initial validation study. Neuropsychology 1999; 13: 3: 424—433.

16.Monastra V.J., Lubar J.F., Linden M. The development of a quantitative electroencephalographic scanning process for attention deficit-hyperactivi- ty disorder: reliability and validity studies. Neuropsychology 2001; 15: 1: 136—144.

17.Pollen D.A., Trachtenberg M.C. Some problems of occipital alpha block in man. Brain Res 1972; 41: 2: 303.

18.Weiss M., Tannock R., Kratochvil C. et al. Placebo-controlled study of oncedaily atomoxetine in the school setting. Eur Neuropsychopharmacol 2003; 13: Suppl 4: 456—457.

12.Lubar J.F., Swartwood M.O., Swartwood J.N., Timmermann D.L. Quantita19. Zudas A., Ancilletta B., Muglia P., Cianchetti C. Attention-deficit/hyperac-

tive EEG and Auditory Event-Related Potentials in the Evaluation of Atten- tion-Deficit/Hyperactivity Disorder: Effects of Methylphenidate and Im-

tivity disorder: a neuropsychiatric disorder with childhood onset. Eur J Pediat Neurol 2000; 4: 53—62.

62

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 12, 2008

Соседние файлы в папке 2008