Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 8 социальный прогресс.docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
30.03.2016
Размер:
75.99 Кб
Скачать

Глава 8. Социальный прогресс.

В курсе философии тема «Социальный прогресс» занимает особое место:

  1. Она показывает, что рассмотренные ранее общесоциологичес­кие законы придают обществу прогрессивную направленность развития.

  2. Данная тема раскрывает сущность, основные черты, типы и критерии этого развития.

  3. Актуальность темы состоит также в сложном и противоречивом характере современного мира:

- усиливается влияние глобальных проблем на все стороны жизни общества;

- это требует научного подхода к анализу данного раздела курса философии.

  1. Знание данной темы необходимо специалисту любой области, в том числе и специалисту в сфере физической подготовки войск.

Знание закономерностей общественного прогресса дает нашему специалисту методологическую основу не только для понимания сущ­ности социального прогресса в целом, но и основу для практического решения вопросов укрепления боевой готовности войск. Современное состояние Вооруженных Сил Российской Федерации, их реформирование повышает требования к физической подготовленности личного состава. Успешно решать эти задачи нельзя без знания перспектив прогрессивного развития общества, без знания перспектив развития науки, техники, спортивных достижений.

8.1. Прогресс: его сущность и содержание. Будущее человечества. Прогресс и война.

Проблема направленности развития как природы, так и общества всегда волновала людей. На всех этапах развития человечества, во все эпохи и во все времена лучшие умы по-разному решали вопрос о будущем, о его связи с прошлым и настоящим. Прежде всего делались попытки установить связь различных событий, выявить логику их развития, закономерность исчезновения одних и возникновения других явлений, определить роль человека в происходящих переменах и его способность влиять на них по своему усмотрению.

История развития идеи прогресса.

Глубокий научный анализ концепций идеи прогресса в истории социально-философских учений проведен Ю.П.Боровковым. В многовековой истории общественной мысли по проблеме прог­ресса он выделяет 2 подхода: пессимистический и оптимистический.

Интерес людей к проблеме прогресса не был одинаковым на всем протяжении развития человечества. Это объясняется характером и степенью зрелости общественных отношений на различных этапах истории.

Ещё в древние времена, размышляя о судьбах мира, человека и общества, большинство античных авторов рассматривали все процессы как совершающиеся по заданной «от века» программе, циклически. Поэтому историю воспринимали как простую смену событий, за которыми находится нечто неизменное. В частности, идеи цикличности, исторического круговорота придерживались такие мыслители древности, как Платон (427-347 гг. до н.э.) и его ученик Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Однако уже в то время существовали иные взгляды на раскрытие направленности исторического процесса. Л.А.Сенека (ок.5 г. До н.э. до -65 г. н.э.) и ряд других философов развитие истории представляли по нисходящей линии от некоего «золотого века». Когда все было в изобилии и каждый человек жил безмятежно. В этом подходе идеализировалась первобытность, утверждалось, что прошлое было лучше настоящего.

В Античной философии пессимистическая линия была представлена в произведениях древнегреческого поэта Гессиода (VШ - VII вв. до н.э.). Его поэмы: "Теогония", "Труды и дни". Гессиод считал, что общество развивается по восходящей линии до так называемого "золотого века". После этого развитие общества имело характер регресса. В этом положении общество находится и сейчас. В то же время в трудах Протагора (481- 411 гг. до н.э.), Демокрита (ок. 460 – нач. IV в. До н.э.), Лукреция Кара (ок. 99 – 55 гг. до н.э.) содержались весьма глубокие мысли о поступательном развитии человечества.

Оптимистическая линия связана с именами древнегреческого фило­софа Эпикура и римлянина Лукреция Кара. В своем произведении «О природе вещей» Л. Кар отмечал: в обществе наблюдается постепенное движение вперед. Шагом на пути прогресса он считал применение огня, открытие металлов, образование семьи, возникновение искусства, развитие культуры.

В средневековье Аврелий Августин (354 – 430 гг.), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109 гг.), Фома Аквинский (1125 – 1274 гг.) историю рассматривали как процесс, имеющий определенное направление, которое предначертано божественным творением. Господствующими были входившие составной частью во многие религии воззрения о конечных судьбах мира и человека. Наибольшее развитие они получили в иудаизме и христианстве.

Начиная с эпохи Возрождения, религиозной догме о божественном провидении, определившем назначение человечества и предопределившим его судьбу, была противопоставлена система взглядов, в которой утверждалась вера в безграничные возможности человеческого разума, а история трактовалась как творение самих людей. Социальная философия подымающейся буржуазии была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что решающей движущей силой прогресса является разум человека. Она утверждала, что «царство разума» находится не в прошлом, а в будущем. Уже Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) и Рене Декарт (1569 – 160 гг.) учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. В XVII – XVIII веках идея прогрессивного развития стала зримо ощущаться в практике повседневной жизни и получила развитие в трудах великих просветителей и философов Ш. Монтескье (1689 – 1755 гг.), Ф. Вольтера (1694 – 1778 гг.), Д. Дидро (1713 – 1784 гг.), А. Тюрго (1727 – 1781 гг.), Ж. Кондорсе (1743 – 1794 гг.), И. Гердера (1744 – 1803 гг.), Г. Гегеля (1770 – 1831 гг.) и многих других.

В условиях зарождения капитализма оптимистические взгляды на развитие общества представлены в работах французского просветителя Жана Антуана Кондорсе, во взглядах Сен-Симона, Огюста Конта. Но они рассуждали о прогрессе вообще, в качестве движущей силы рассматривали разум человека.

Одним из самых ярких проповедников идеи прогресса был Жан Антуан Кондорсе – французский философ, ученый и политический деятель. Свои взгляды по этой проблеме он изложил в книге «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Он был убежден, что именно от успехов разума, проявляющихся в росте наук и распространении образования, зависит прогресс человечества, содержание и формы общественной жизни. Ж. Кондорсе был уверен в бесконечности общественного прогресса. В своей книге он стремился показать, что не существует никакого предела человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании отныне не зависимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, имеют своей границей только длительность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Ж.Кондорсе указывал, что, без сомнения, прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять.

Новый шаг вперед в уяснении прогрессивной направленности истории делает немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер. Его концепция исторического прогресса неразрывно связана с идеей гуманизма. Он придерживается взглядов о спиралеобразной направленности общественного развития, а главным его содержанием считает постепенную гуманизацию общественной жизни. Для этого «люди создают, - пишет он, - увеличивающееся множество все более сложных инструментов... Физическая сила человечества увеличивается, шаг прогресса растет, машины, которые должны его двигать, становятся сложнее, искуснее, тоньше...».

Наряду с теориями социального прогресса, утверждавшими относительно прямолинейное развитие человечества к разумному устройству, в средние века была популярна и теория исторического круговорота. Один из наиболее видных её сторонников итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668 – 1744 гг.) считал, что все нации развиваются по циклам, состоящих из трех закономерно сменяющих друг друга эпох: божественное (когда не было государства); героическое (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Каждая из этих эпох переживает свои периоды становления, расцвета и заканчивается общим кризисом и распадом данного общества, его переходом к следующей эпохе.

На противоречивый характер исторического прогресса указывал и один из представителей французского Просвещения Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.). В своем учении он отрицал роль науки и искусства в улучшении нравов людей, раскрывал тяжкую цену, которую платят угнетенные классы за прогресс. Его основной идеей было установление в государстве равенства и свободы для народа, что в условиях перехода от феодализма к капитализму социального равенства было утопичным.

Идея прогресса нашла дальнейшую разработку в классической немецкой философии. Создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма Георг Вильгельм Фридрих Гегель рассматривает историю в целом как «прогресс духа в сознании свободы», который развертывается, как объективная закономерность, через «дух» отдельных народов, необходимо, по мере выполнения своей миссии, сменяющих друг друга в историческом процессе. Развитие, по Гегелю, - это движение вперед от несовершенного к более совершенному. Причем несовершенное должно быть рассматриваемо не в абстракции, а как нечто реальное (так называемое совершенное как зародыш, как стремление). Венцом же развития всемирной истории он считал прусское конституционно-монархическое государство.

Исходя из «естественного хода истории», пытались создать картину будущего общества теоретики утопического социализма А.Сен-Симон (1760 – 1825 гг.), Ш. Фурье (1772 – 1837 гг.), Р. Оуэн (1771 – 1858 гг.). Они подвергли беспощадной критике действительные основы капиталистического общества, выдвинули идею об исторической ограниченности и преходящем характере существующей общественной системы и необходимости преобразования её в новое общество.

Немало ценного в развитии теории прогресса внесли представитель русской философской мысли М.В. Ломоносов «1711 – 1765 гг.», А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.), П.Я. Чаадаев (1794 – 1856 гг.). Особый вклад в обоснование идеи прогрессивного преобразования общества принадлежит русским революционным демократам В.Г. Белинскому (1811 – 1848 гг.), А.И. Герцену (1812 – 1870 гг.), Н.А. Добролюбову (1836 – 1861 гг.), Н.Г. Чернышевскому (1828 – 1889 гг.), народникам П.Л. Лаврову (1823 – 1900 гг.), Н.К. Михайловскому (1842 – 1904 гг.). Их социально – философские взгляды пронизаны реализмом, оптимизмом и, как правило, находили воплощение в революционно-практической деятельности. Они самоотверженно боролись против крепостничества, самодержавия, прогрессивное развитие связывали с революционной борьбой крестьянства, трудового народа за свое экономическое, политическое и духовное освобождение.

В конце XVIII – начале XIX века идея прогрессивной направленности развития была подвержена великим открытиям в области естествознания. Большое влияние на это оказала эволюционная теория Ч. Дарвина (1809 – 1882 гг.) о происхождении видов. Им впервые было представлено доказательство, что все биологические организмы, не исключая и человека, возникли в результате длительного процесса развития из простейших одноклеточных живых образований. А прообразом, проносителем живого была и остается возникшая химическим путем протоплазма, или белок. Вслед за биологией идею прогресса подтверждают и признают различные области науки. Постепенно она становится одним из важнейших исходных методологических принципов всей системы научного знания.

Однако с утверждением капитализма в странах Западной Европы, развертыванием новых классовых битв, социальных революций, мировых войн и появлением других глубоких противоречий действительности идея непрерывного поступательного восхождения по прямой линии, плавного, без попятных движений эволюционного развития, идея монолитности и однолинейности общественного прогресса претерпела значительные изменения. В социально-философской мысли XIX и особенно XX веков возникает целый спектр различных воззрений на направленность исторического развития.

Прогресс в понимании основателя позитивистской философии О. Конта (1798 – 1857 гг.) есть не что иное, как улучшение и совершенствование существующей общественной системы. Неизменное условие прогресса, - считал ученый, - это порядок, который по необходимости содержит в себе зародыш всех возможных успехов. Другой позитивист Г. Спенсер (1829 – 1903 гг.) рассматривает прогресс как медленную эволюцию, как развитие от простого к сложному, характерное для всей вселенной и для человеческой истории.

В условиях империалистической стадии развития капитализма отношение к общественному прогрессу изменяется. Возрождаются концепции цикличности исторического процесса. Одним из авторов такого подхода является представитель философии жизни, немецкий фи­лософ Шпенглер (1880 – 1936 гг.). В своем главном труде «Закат Европы» (1918 – 1922 гг.) он полностью отрицает возможность всякого прогресса, утверждает о регрессе общества и неизбежности гибели человеческой культуры. История человечества в его понимании предстает как сосуществование различных культур – «организмов», которые одинаково проходят этапы замкнутого цикла развития – зарождение, развитие и смерть.

Попытка обоснования концепции общественных циклов содержится в трудах английского историка и социолога Арнольда Джозефа Тойнби (1889 – 1975 гг.) и русско-американского социолога Питерима Александровича Сорокина (1889 – 1968 гг.). Представление о направленности истории как о сумме круговращающихся «локальных цивилизаций» (А. Тойнби) и «суперкультур» (П. Сорокин) в своей сущности отрицает единство мировой истории и тем самым как бы «снимает» вопрос о её поступательном развитии.

Многие современные философы и социологи воздерживаются от всяких суждений о направленности развития и ограничиваются констатацией простой перемены, роста и изменения. Понятие «социальное изменение», впервые введенное еще в 1923 году американским социологом У. Огберном в многократно переиздававшейся книге «Социальное изменение», превратилось в один из главных критериев современной Западной социологии и социальной философии. Сторонники концепции «социальных изменений» (Мак – Ивен, Пейдж, фон Визе, Поппер) отрицают наличие каких-либо определенных устойчивых тенденций в историческом процессе.

Однако трудно отрицать прогресс, который действительно происходит в различных областях науки, техники, экономики, в социальных отношениях. С конца 50-х годов и в последующие десятилетия XX века создаются концепции «стадий роста» (У. Ростоу) и различные варианты теорий «индустриального» (Дж. Гэлбрейт. Ж. Фурастье), «единого индустриального» (Р. Арон, Г. Кан), «постиндустриального» (Д. Белл, Р. Тиболд), «технотронного» (З.Бжезинский, Ж. Серван - Шрейбер) общества. Авторы этих концепций признают возможность прогресса лишь в границах существующей на Западе общественной системы. Они утверждают, что именно эта система, полностью подчинив себе науку и технику, может стать обществом всеобщего благополучия. Эти и сходные им идеи достаточно откровенно изложены в книге Ж. Фурастье «Тридцать славных лет или Невидимая революция 1946 – 1975 годов», вышедшая в Париже в 1979 году. «Невидимую революцию», которая будто бы осчастливила Францию, Фурастье связывает с достижениями науки и техники. Важнейшим фактором прогрессивной направленности общественного развития он считает человеческое знание. Существующий на Западе строй, утверждает он, открыл просторы для технического прогресса, который обусловил экономический прогресс, а последний предопределяет прогресс социальный.

Итак, краткий экскурс в историю убеждает, что идея направленности и механизма развития общества волновала и продолжает волновать умы людей. Категория «прогресс» - весьма недавний «продукт» духовного развития человека, «продукт» индустриальной цивилизации. Эволюционная концепция – и порождение, и мощный стимул для развития идеи прогресса.

Однако в чём сущность прогресса как типа развития, его направленности? Каковы критерии прогресса? Является ли это понятие всеобщим (относящимся к характеристике изменений в органической и неорганической природе, в обществе, сознании, мышлении) или его объём ограничен только социальной формой движения материи? Каково влияние войн на направленность общественного развития? Эти и многие другие вопросы, связанные с этой сложной и важной философской проблемой, остаются в центре дискуссий социально-философской мысли современного человечества.

Какова же общепринятая позиция в философской литературе пони­мания категории "социального прогресса"? В чем его сущность?