Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л. №8. Терракт как объект журналистского исследования. Документ Microsoft Word.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
27.03.2016
Размер:
120.65 Кб
Скачать
  • Язык и стиль публикаций о совершенных терактах: контент-анализ материалов российских сми (События в Беслане)

Ежегодно в мире происходят десятки терактов. Они отличаются целями, средствами достижения, количеством жертв и причиненным ущербом. Но, пожалуй, самым страшным терактом стал захват школы №1 в Беслане (Северная Осетия) 1 сентября 2004 года. Он широко освещался в СМИ, оценки которых по этой трагедии сильно разнятся. Обратимся к нескольким мнениям.

«Первое потрясение, узнав о захвате школы в Беслане, испытала я как человек. В заложниках оказались наши родственники, и с этого часа телефонная связь с городом не прекращалась. Как журналист, я испытала второе потрясение от того, как теракт освещался в СМИ, особенно на телевидении. Такого разрыва между реальностью и информационным потоком мне еще встречать не доводилось. О том, что действительно происходило в Беслане, мы знали из телефонных переговоров: связь с Осетией была ежечасная» 18.

То, что предложило нам телевидение в послетерактовские дни, Юрий Богомолов очень точно назвал «альтернативной действительностью», которая «хороша в качестве забавы и развлечения. Но за ней нужен глаз да глаз. Она то и дело подобно шварцевской тени пытается заместить собой реальность»19. Обсуждение общественно-политических проблем, очень значимых по своим последствиям для страны, окончательно исчезло из информационного поля.

При внешней схожести отношений различных СМИ к теракту в Беслане можно обнаружить определенные различия. Мы решили проанализировать язык и стиль публикаций российских средств массовой информации, чтобы определить оказываемое влияние журналистов, пишущих о террористическом акте, на аудиторию.

Для этого мы использовали стандартную для общественных наук методику – контент-анализ, философский смысл которого состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста.

Нами было проанализировано 213 статьи из таких изданий, как «Российская газета» (24 публикации), «Советская Россия» (45 публикаций), «Новая газета» (142 публикации). Разница в количестве статей из разных изданий объясняется различной периодичностью рассматриваемых СМИ. Выбранные временные рамки: 1 сентября – 30 ноября 2004 г. Статьи преимущественно взяты с сайтов газет: http://www.rg.ru/, http://www.novayagazeta.ru/, http://www.sovross.ru/.

«Российская газета» – общественно-политическая ежедневная газета, официальный печатный орган Правительства Российской Федерации.

«Новая газета»  – общественно-политическая газета, позиционирующая себя как оппозиционное издание либерально-демократической и правозащитной ориентации.

«Советская Россия» имеет подзаголовок «независимая народная газета». Издание излагает взгляды коммунистического и лево-патриотического движения в РФ.

После определения совокупности изучаемых источников и предварительного ознакомления с ними мы создали своего рода словарь лексем, используемых для создания образа террористов (они приведены в Приложении 1): «агрессивность», «преступность», «жестокость» и т.д. Также мы классифицировали лексемы, характеризующие действия силовых структур и власти (приведены в Приложении 2) и жертвы конфликта (приведены в Приложении 3). Выделение единиц счета в нашем случае совпадают со смысловыми единицами, и процедура анализа свелась к кодировке текстов СМИ (Приложения 4,5) и подсчету частоты упоминания выделенных смысловых единиц.

Наиболее эмоционально негативно настроенной к террористам можно признать «Советскую Россию». Часто употребляется сниженная лексика и откровенные ругательства20: «подонки», «убийцы», «сволочи», «ублюдки», «уроды» и др.. Используются также «шахидки» и «смертники» 21, «бандиты»22. Террористы – «боевики»23, «чеченцы»24, «злодеи»25, «захватчики»26, «преступники»27, «таджики»28. Их действия: «расстрел»29, «убийство»30, «взрывы»31, «стрельба»32, «устрашение»33.

При описании случившегося теракта журналисты не скупились на яркие образы. Рядом с захваченной школой люди испытывают «панику»34, «агрессию»35, «ужас»36, «тревогу»37, «ярость»38; там «душно, жарко»39и происходит «сумятица»40. Теракт называют «трагедией»41, «трагической ситуацией»42, спланированной, организованной «акцией»43.

Описывая пострадавших, особенно в первых материалах, журналисты стараются передать весь драматизм произошедшего. Особый упор делали на то, что среди жертв теракта – «женщины»44, «мужчины»45, «дети»46, «пожилые люди»47, «учителя»48, «родители»49. Очень часто встречается иногда слишком подробное описание «трупов»50, «раненых»51, «заложников»52.

В ходе исследования мы выявили такую закономерность: «Российская газета» более эмоционально-насыщенно передает случившееся в Северной Осетии. Журналисты называют террористов «жестокими»53, а сам теракт – «гнусным и мерзким»54действием. При описании жертв захвата школы делается упор на то, что пострадавшими и погибшими были не только «школьники»55, но и невинные «грудные дети»56.

«Новая газета» большое внимание уделила погибшим учителям школы №1. Акцент делается на исполнение ими «профессионального долга»57, их «самопожертвования»58при защите детей.

Стоит заметить, что отношение к силовым структурам и власти у российских газет разное. «Советская Россия» и «Новая газета», как оппозиционные издания, сходятся во мнении, что действия чиновников и силовиков были непродуманными и «бестолковыми»59. «Российская газета» называет действия милиционеров и офицеров МЧС «героическими»60.

В целом, российские СМИ стремились к наиболее точному и полному освещению захвата школы №1 в Беслане с выяснением причин теракта и поиском виноватых в случившемся.

Выводы:

  • Российские СМИ, освещая теракт в Беслане, пытались представлять разные аспекты случившегося, но при этом в оценке трагичности ситуации, преступности действий террористов они были едины. При этом действия властей и спецслужб они оценивали по-разному.

  • В большей степени такое профессиональное качество, как эмпатия, отличают публикации журналистов «Новой газеты», для которой так же характерно признание действий высокопоставленных чиновников и спецслужб как неудовлетворительные. По сути, звучали обвинения в непрофессионализме.

  • Обвинительный пафос, направленный против российских властей, даже в большей степени присутствовал в публикациях газеты «Советская Россия», хотя по своим идеологическим предпочтениям «Новая газета» и «Советская Россия» резко отличаются.

  • «Российская газета» в большей степени выступала в роли апологета действий российских властей и спецслужб, предпринявших, судя по публикациям, все необходимые меры для спасения заложников и только вероломные действия террористов помешали спасти людей. В публикациях «РГ» явно присутствует стремление переключить внимание читателей на бесчеловечные и преступные действия террористов, на горькую участь детей и их родителей, оказавшихся в безвыходном положении.