Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л. №8. Терракт как объект журналистского исследования. Документ Microsoft Word.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
27.03.2016
Размер:
120.65 Кб
Скачать

2. Террористический акт в зеркале сми

За терроризмом прочно закрепилось понятие «оружие слабых». Только с помощью методов подпольно-диверсионной борьбы небольшая группка экстремистов в состоянии противостоять мощи государства и его правоохранительных органов. Но возможности террористической группы не идут ни в какое сравнение с силами государства до тех пор, пока в это уравнение власти не введен дополнительный фактор – деятельность СМИ.

С самого начала публичность была одной из основ террористической деятельности. Религиозные секты древности совершали убийства на центральных площадях и оживленных улицах. Заявленное авторство совершенного теракта автоматически повышало рейтинг организации: как в глазах соратников по борьбе, так и среди противостоящих ей правоохранительных сил.

Средства массовой информации – это тот механизм, с помощью которого самое незначительное событие можно превратить в явление вселенского масштаба. И именно эту особенность СМИ террористы всегда старались использовать.

Немаловажная особенность терроризма – его коммуникативная основа. Так как цель терактов – добиться каких-либо изменений в политическом устройстве, то для этого необходимо для начала выразить свое требование в системе политических коммуникаций.

Маленькая группа подпольщиков вряд ли сможет добиться каких-либо перемен без как минимум нейтрального отношения общества к своей борьбе. Для этого его надо убедить в справедливости претензий террористов.

«Предназначение теракта – передать определенное послание»,отмечает известный исследователь терроризма Б. Хоффман4. Именно это и делает терроризм формой коммуникации. Авторитетные эксперты в области изучения коммуникационной составляющей терроризма А. Шмид и Я. де Грааф пишут: «Без коммуникации терроризма не может существовать»5.

Террористы стремятся достичь определенных целей, для чего им необходимо продемонстрировать свою власть, а власть невозможна без коммуникации. Поэтому «те, кто чувствует себя исключенным из коммуникационной структуры, стремятся привлечь внимание СМИ посредством потрясающих воображение актов», – делает вывод Р. Крелинстен.

В целом терроризм может рассматриваться как тактика, включающая использование или угрозу использования насилия с целью коммуникации. В связи с этим необходимо рассмотреть терроризм как коммуникационный процесс, а именно: выявить участников и рассмотреть модели коммуникации, задействованные ими.

Для любого коммуникационного процесса необходим адресат, а в случае с массовой коммуникацией – аудитория. Предполагаемая «аудитория» террористов меняется в зависимости от их целей, мотивов и задач. Это может быть правительство или политическая партия той или иной страны, конкурирующая этническая или религиозная группа, целая страна и ее граждане, наконец, международное общественное мнение. Теракт может совершаться либо в расчете на определенный сегмент аудитории, либо с целью воздействия на многие группы сразу.

На рубеже 60-70-х годов XX в. палестинские группировки сделали ставку на проведение терактов в сферах, олицетворяющих высокие технологии (например, авиаперевозки). Датой появления на свет террористов нового поколения считается 22 июля 1968г. В этот день три палестинских террориста из Народного фронта освобождения Палестины захватили авиалайнер израильской компании Эл Ал, следовавший по маршруту Рим-Тель-Авив. Именно стремление к интернационализации проблемы посредством крупных актов и их освещению в СМИ привело к успеху палестинцев.

Теракт на Олимпийских играх 1972г. в Мюнхене некоторыми авторами признан началом нового этапа в развитии терроризма – ТВ-терроризма. Террористы теперь стремились привлечь внимание CNN (первого новостного канала формата 24 часа в день / 7 дней в неделю), поскольку этот канал стал оказывать серьезное влияние на формирование образа окружающего мира у лиц, принимающих решения, во многих странах. Эта особенность получила название «эффект CNN».

Как информация становится оружием? Николай Морозов – народоволец, каторжник, шлиссельбуржец, а при Советах – почетный академик АН СССР – опубликовал в «классический период» русского террора статью «Значение политических убийств».

«Политическое убийство, нанося удар в самый центр правительственной организации, со страшной силой заставляет содрогнуться всю систему. Как электрическим током, мгновенно разносится этот удар по всему государству и производит неурядицу во всех его функциях»6.

Именно публичность – главное и непременное условие современного террористического акта. «Логика террористической деятельности не может быть вполне понята без адекватной оценки показательной природы террористического акта» – пишет Дж. Хардман. Это – центральная, определяющая стратегию и тактику современного террориста логика. Есть такая китайская поговорка – «Убить одного, запугать многих». «Многие» должны узнать о злодеянии, иначе оно не будет полноценным террористическим актом. Логично предположить, что медийный – т.е. современный – терроризм начинается именно в последней четверти позапрошлого века – с развитием средств массовой коммуникации. Поль Вирилио назвал новую информационную реальность «тиранией реального времени»7.

Круглосуточное прямое включение провоцирует на разнообразные спекуляции: зритель полагает, что наблюдает за событием напрямую, а на самом деле наблюдает за ситуацией глазами одного-единственного корреспондента, который находится не вовне, а внутри информационного потока: а изнутри, как известно, трудно составить неложное представление о целом.

М.Гельман в своей книге «Русский способ (Терроризм и масс-медиа в третьем тысячелетии)»8рассказывает, как эффективность телевизионного эфира, как способа манипуляции умами, была вынесена на суд публики Голливудом в 1997 году.

В фильме «Wag the Dog» (из-за непереводимости названия, изданном в России под титулом «Плутовство»). Неназванный президент накануне выборов оказывается замешанным в пикантном скандале. Президент нанимает пиарщика (Роберта Де Ниро) для того, чтобы отвлечь публику от нежелательной неприятности. Пиарщик обращается к кинорежиссеру (Дастину Хофману), и вдвоем они организуют войну США с Албанией – то есть, конечно, не войну, а видимость войны. Проанализировав телевизионные сюжеты о войне в Персидском заливе, Де Ниро и Хоффман осознают, что пара студийных видеоклипов с разрушенными зданиями и бегающими беженцами, распространенных в виде «утечки» на телевидении, будет вполне достаточно для того, чтобы сплотить нацию в патриотическом порыве за спиной Президента. В качестве объяснения причин войны они приводят мистических албанских террористов, якобы укравших секретный американский бомбардировщик, чтобы использовать его же против мирного населения США.

Виртуальная реальность стала если не «реальнее» реальности, то, во всяком случае, влиятельнее, важнее. Цена действия, совершенного под прицелом телекамер, возрастает стократ. И даже провоцирует «медиа-преступления»: атака на башни-близнецы стала событием всемирной истории из-за беспрецедентного, в мирное время, количества жертв и разрушений – но она навсегда запечатлелась в памяти каждого человека во всем мире как визуальная форма террора – картина ужаса, которую в прямом эфире увидели миллиарды.

Кроме того, получив возможность практически мгновенной передачи информации, многие СМИ начали позиционировать себя как центр власти. Телерадиовещательные компании стали не только передавать новости, но и пытаться оказывать реальное влияние на политику властей, в частности в ситуации кризиса.

С появлением Интернета связана четвертая «революция в СМИ», ставшая подлинной революцией в средствах массовой коммуникации. По данным исследования, проведенного исследовательским институтом United States Institute for Peace (USIP), Всемирная Сеть является идеальной средой для деятельности террористов, поскольку доступ к ней крайне легок, в ней легко обеспечить анонимность пользователей, она никем не управляется и не контролируется, в ней не действуют законы и не существует полиции.

Типичный террористический интернет-сайт, как правило, содержит историю организации, обзор политической, экономической и социальной информации, которая обусловила, по мнению авторов сайта, возникновение их организации. На этой информации базируется программа действий, принятая террористами. Как правило, такого рода информация должна доказать три постулата: во-первых, террористы были вынуждены прибегнуть к насилию; во-вторых, насилие в их исполнении вполне легитимно и морально оправдано; в-третьих, они доказывают, что в борьбе с ними власти должны прибегать исключительно к ненасильственным средствам, поскольку террористы заинтересованы в достижении мира.

На сайте обычно вывешены биографии лидеров, основателей и героев данной террористической организации (фотографии и подлинные имена, как правило, публикуются в отношении покойных членов организации). Кроме того, на многих сайтах помещаются хроника ведения атак, статьи, в которых критикуются враги организации и, в большинстве случаев, новостная лента, причем новости препарируются в выгодном для террористов ключе.

Одна из особенностей террористических сайтов заключается в том, что они стремятся повлиять на общественное мнение: к примеру, они никогда не используют слово «террористы», заменяя его эвфемизмами, такими как «борцы за свободу», «бойцы сопротивления», «партизаны» и т.д. Описывая террористические операции, они применяют термины «сопротивление», «вооруженная борьба» и т.д. Каждый террористический акт они пытаются оправдать, продемонстрировав, например, жестокость, допущенную противником. Как правило, они не сразу сообщают о своих операциях и потерях.

Террористические и экстремистские сайты направлены на три аудитории: имеющиеся и потенциальные сторонники, международное общественное мнение и общественность «врага». Каждую из них необходимо рассмотреть подробнее.

Особое внимание уделяется журналистам: на террористических сайтах постоянно публикуются пресс-релизы, журналистам предлагаются контактная информация для связи. Один из сайтов «Хезболлы» создан исключительно для обслуживания журналистов, которым предлагается задавать вопросы по электронной почте.

Одновременно с развитием Интернета шло становление «нового терроризма», которому присущи следующие черты: