Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по истории.docx
Скачиваний:
2500
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
210.85 Кб
Скачать

34.1). Первый Всебелорусский съезд (декабрь 1917 г.) и его решение.

Под влиянием событий Великой Октябрьской социалистической революции (Великий октябрь, Великая Октябрьская революция) белорусское национальное движение разделилось на две части: за и против. Руководство наиболее влиятельных белорусских национальных партий и организаций не поддержало революцию, считало ее анархией, потерей свобод, завоеванных в феврале 1917 года. Однако во время ноябрьских выборов во Всероссийское учредительное собрание большевики набрали больше половины, а белорусские партии получили мизерный процент голосов (0,3). Это вынудило значительную часть белорусских национальных сил пойти на признание советской власти. [5, с. 218]

Основные национальные партии в это время группировались вокруг Центральной белорусской рады, которая с октября 1917 года стала называться Великой белорусской радой (ВБР).

27 октября 1917 года ВБР совместно с Центральной Белорусской военной радой (ЦВБР), Белорусским исполнительным комитетом Западного фронта, Белорусской социалистической грамадой (БСГ) и партией народных социалистов издала Грамоту ко всему народу белорусскому с призывом не допустить «бязладдзя» на территории Беларуси. Облискомзап предложил Великой раде объединиться для совместного управления Беларусью, но предложение принято не было. [3, с, 7]

Руководители белорусского национального движения, используя оглашенное большевиками право наций на самоопределение, считали национальный вопрос главным в своей политике. Причем, если до революции белорусские деятели для Беларуси добивались краевой автономии в составе Российской Федерации, то теперь они требовали создание независимого белорусского государства в форме буржуазной парламентской республики с Учредительным собранием. [6, с. 302]

Для реализации идеи национального самоопределения Великая белорусская рада вступила в контакт с исполнительным комитетом Белорусского областного комитета (БОК), который был создан из делегатов от белорусских губерний на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов в ноябре 1917 года в Петрограде. И хотя позиция БОК, который ориентировался на Россию, была противоположной позиции ВБР, их объединяла одна цель - захватить политическое управление на Беларуси. Позднее БОК признал за Радой инициативу созыва Всебелорусского съезда.

Идея созыва такого съезда среди руководства БВР возникла сразу же после Октябрьской революции. Признав советскую власть в России, они не признали ее на Беларуси. ВБР также не приняла и проведенные революционные преобразования, и созданные органы власти. Облискомзап рассматривался Радой только в качестве фронтового органа. Действительно, в его составе было в 1,5 раз больше военных, чем членов, входящих в Совет, Президиум состоял только из представителей фронта, а в управлении не было ни одного белоруса.

Для установления власти, «выбранной самим народом белорусским», ВБР объявила о созыве в Минске 5 декабря 1917 года съезда представителей всего белорусского народа. [2, с. 32,33]

Рада выступала за создание Белорусской демократической республики, а БОК - за белорусскую область, поэтому 17 ноября 1917 года БОК в свою очередь объявил о проведении чрезвычайного белорусского съезда для создания «автономной вольной Беларуси как части Российской Республики» 15 (28) декабря 1917 года в Рогачеве Могилевской губернии. [3, с. 9; 4, с. 48] Чтобы не допустить раскола национального движения, ВБР провела переговоры с представителями БОК, выделив им 10 мандатов из 1872. Тем самым была достигнута договоренность о совместном проведении съезда.

НАЧАЛО И ХОД РАБОТЫ СЪЕЗДА, ЕГО ЗАДАЧА

5 декабря 1917 года в здании Минского городского театра должен был начать свою деятельность I Всебелорусский съезд. На него созывались 1872 делегата, 1167 ю них имели право решающего голоса и 705 - в качестве советчика. Однако в это время не все делегаты прибыли в Минск, и только вечером 14 декабря съезд был открыт.

Для работы этого конгресса был выбран управляющий орган - Рада старейшин съезда. Большинство из делегатов представляли волостные, поветовые и губернские земства, земельные комитеты, учительские организации и др. В политических отношениях это были, главным образом, эсеры и члены БСГ. В социальном плане среди делегатов преобладали представители средней и богатой части крестьянства, средних и нижних пластов интеллигенции, чиновники. Кроме делегатов от местного населения на съезде присутствовали представители белорусов, которые служили в войсках и на флоте, а также белорусов, которые были вынуждены покинуть Родину из-за войны. Старшиной конгресса был выбран профессор Иван Середа.

Главной задачей I Всебелорусского съезда было решение о дальнейшей судьбе Беларуси. По своей политической направленности делегаты разделились на три группы: правые, левые и центристские силы. Центристами являлись члены БСГ, к которым в ходе работы съезда присоединилась значительная часть правых эсеров и т.н. группы «беспартийных». Левое направление объединяло левых эсеров, российских военных Западного фронта, еврейских политиков различных направлений; оно было достаточно сильным. Правое крыло включало представителей различных буржуазных националистических объединений, а также организаций помещиков. [2, с.34] Состав I Всебелорусского съезда по группам организаций и в партийном отношении представлен в таблицах 1,2 приложений 1,2 В президиуме съезда находились А. Смолич, Я. Воронко (ЦБР)» С. Рак-Михайловский (ЦБВР), академик Я. Карский, революционных деятель А. Бонч-Осмоловский и другие. Однако в ходе конгресса некоторые представители БОК (П. Короткевич, М. Гольман) начали вести активную агитацию против белорусских национальных организаций и их руководителей, а другие (во главе с Юрьевой) - проводили индивидуальную агитацию членов съезда с целью открыть его отдельно от имени областного комитета. Большевики же вели пропагандистскую работу по расколу съезда. По этой причине 10 дней депутаты работали в секциях и комиссиях. И только после того, как Белорусская военная рада заявила, что все делегаты БОК, мешающие работе съезда, будут арестованы, ситуация нормализовалась.

На конгрессе определились и разные подходы к государственности Беларуси. Белорусские «незалежники» добивались создания независимой державы на основе стародавних белорусских государственных традиций в современной республиканской форме. Эта группа был самой многочисленной и сильной. Белорусские «областники» выступали за создание Белорусской области в составе России. Большинство из них приехало из Могилевщины и Смоленщины. Белорусские «автономисты» требовали для Беларуси автономии со своей администрацией и Краевой радой. «Ассимиляторы», которые в основном состояли из бывших царских чиновников и части большевиков, считали, что положение Северо-Западного края нужно оставить прежним и это, с ходом времени, приведет к окончательной ассимиляции белорусов русскими.

На съезде действовали фракции БСГ, беспартийных, левого направления, а также ряд секций (государственного строительства, аграрная, образования и культуры, военная, финансовая, социальной опеки, народного здоровья и др.). На ряду с каждой секцией работали комиссии. Например, при секции образования и культуры работало 10 комиссий: высшей школы, средней школы, начальной школы, профессионального образования, дошкольного воспитания, послешкольного воспитания, театральная, музейная, фольклорная, изобразительного искусства.

В первый день работы съезда (15 декабря) на обсуждение были вынесены следующие вопросы: политическое положение и судьба Беларуси, внутреннее положение Беларуси, автономия Беларуси и федеративный строй Российской Республики, права и свободы белорусского народа и национальных меньшинств. >

16-17 декабря работа шла по фракциям и группам. 16 декабря на пленарном заседании рассматривался вопрос о провозглашении Белорусской Народной Республики. Минчане, выступали за полную независимость Беларуси, а могилевчане и витебчане - за объединение с Россией. [8, с.244] Вечером 17 декабря 1917 года состоялось общее заседание съезда, на котором были провозглашены резолюции фракций и групп. После двухчасовой дискуссии в 1 час 15 минут ночи с 17 на 18 декабря был объявлен проект общей резолюции «О самоопределении Беларуси и о временной краевой власти». Резолюция состояла из 15 пунктов, в которых была определена программа национально-государственного строительства.

Главное в этой резолюции - предложение создания нового краевого органа власти - Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. Также в ней определялось, что Всебелорусский Совет, созданный на съезде, является временным органом власти. В резолюции подчеркивалась необходимость создания территориальных белорусских войск и представительства при центральной власти; были выставлены требования о самостоятельном участии делегации Беларуси на мирных переговорах в Бресте.

Делегаты съезда успели принять только первый пункт резолюции, который означал, что в границах Беларуси объявлялся «республиканский демократический строй» во главе с Всебелорусским Советом крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. Власть Облискомзапа, СНК Западной области и фронта была признана незаконной.

34.2) Провозглашение и деятельность Белорусском Народной Республики в условиях немецкой оккупации (март-декабрь 1918г;)

В условиях нового германского наступления, начавшегося 18 февраля 1918 г., Исполком Рады Всебелорусского съезда издал приказ № 1, в котором заявил о переходе к нему всей власти в крае. В день захвата Минска немцами, 21 февраля 1918 г., Исполком Рады Всебелорусского съезда обратился к народу Беларуси с 1-й Уставной грамотой, в которой объявил себя властью в крае. Исполнительным органом, правительством стал Народный секретариат во главе с И. Я. Воронко.

9 марта 1918 г. Исполком Рады принял 2-ю Уставную грамоту, в которой Беларусь провозглашалась Народной Республикой, определялись основные принципы государственного строя и территория, права и свободы граждан, формы собственности й др. 18 марта 1918 г. Исполком Рады Всебелорусского съезда был реорганизован в Раду БНР как высший законодательный орган. Президиум Рады возглавил И. Н. Середа.

25 марта 1918 г. Рада БНР приняла 3-ю Уставную грамоту, которой провозглашалась независимость БНР в этнографических границах проживания белорусов. Национальными деятелями в качестве государственного флага был принят бело-красно-белый флаг. Вместе с гербом «Погоня» — гербом Великого княжества Литовского — он стал государственным символом БНР. Как считают некоторые исследователи, написанный В. Теравским на слова М. Кравцова марш «Мы выйдем тесными рядами» позже стал гимном самопровозглашенного государства.

Рада БНР пыталась реализовать независимость государства при помощи внешних сил, что было ее ошибкой. 25 апреля 1918 г. она направила телеграмму германскому кайзеру Вильгельму II, в которой

выражалась благодарность «за освобождение Беларуси немецкими войсками из тяжелого гнета чужого господствующего издевательства и анархии». «Только под защитой Германской империи видит край свою добрую долю в будущем», — отмечалось в телеграмме. Но руководство Германии официально БНР не признало. Победа в Раде БНР консервативных элементов, их прогерманская ориентация, партийные разногласия привели к острому политическому кризису. Раду покинули эсеры, меньшевики, еврейские социалисты. Белорусская социалистическая громада как политическое ядро Рады БНР раскололась. На ее основе образовались три новые партии — Белорусская партия социалистов-революционеров (БПС-Р), Белорусская социал-демократическая партия (БСДП) и Белорусская партия социалистов-федералистов (БПС-Ф). Вскоре был сформирован новый состав Народного секретариата, высказавшийся за сотрудничество с оккупантами. Были признаны недействительными декреты Советской власти. Такие действия все более отдаляли руководство БНР от белорусского народа, лишали Раду и правительство самопровозглашенного государства его поддержки. Тем не менее они считали себя представителями этого народа, добиваясь права на участие в Парижской мирной конференции 1919— 1920 гг.

Страны Антанты не высказали четко своего отношения к белорусскому национальному движению и не сдерживали намерений польского правительства восстановить Польшу в границах 1772 г. Для стран Антанты тогда было более важным использовать военные силы этого государства против Советской России. Поэтому стремление Рады и правительства БНР участвовать в Парижской мирной конференции не имело успеха, а страны Антанты официально не признали БНР. В полном смысле слова Белорусская Народная Республика государством не являлась. Образование самостоятельного государства предусматривает не только его провозглашение, но и функционирование реальной системы органов власти на определенной территории, принятие законов, осуществление конкретных внешних и внутриполитических функций. На оккупированной территории Беларуси основные вопросы государственного уровня фактически решались не Радой и Народным секретариатом БНР, а германской военной администрацией. БНР не осуществляла своих полномочий на всей территории проживания белорусов, не имела собственной армии, органов власти на местах, финансовой и судебной систем. Она не получила надлежащего международного признания. Функции правительства БНР ограничивались половинчатыми полномочиями национального представительства при германской оккупационной администрации и решением под контролем немцев задач в области культуры и Образования.

Таким образом, о БНР можно говорить как о попытке создания белорусской национальной государственности на несоветской основе. Не стоит ни преувеличивать значение провозглашения БНР, как это делается в некоторых современных публикациях, ни замалчивать факт провозглашения БНР, как это делалось в советской научной и учебной литературе.