
Аннотации архив / Аннотации от Ольги Вахрушивой / Аннотации / Наташа
.docМосковский государственный университет
культуры и искусств
Аннотация
на хор
«Наташа»
из хорового концерта Г. В. Свиридова
«Пушкинский венок»
Студентки 345 группы
Цымбаловой Ольги
Класс преподавателя
Аскерова М. С.
Москва
2010
Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) – русский композитор, пианист, общественный деятель, лауреат Государственных премий СССР, народный артист СССР. Вокальные жанры составляют важнейшую часть его творчества, в том числе сочинения с участием хора: поэма «Памяти Сергея Есенина» на слова поэта (1995); «Патетическая оратория» на слова В. Маяковского; кантаты «Курские песни», «Деревянная Русь» на слова С. Есенина, «Снег идёт» на слова Б. Пастернака, «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова, «Ночные облака» на слова А. Блока; хоровые поэмы – «Ладога» (слова А. Прокофьева); «Лапотный мужик» (слова П. Орешина); 5 хоров a capella (1958) – «Об утраченной юности» (сл. Н. Гоголя); «Вечером синим» (сл. С. Есенина), «Повстречался сын с отцом» (2 редакции, сл А. Прокофьева); «Как песня родилась» (сл. С. Орлова), «Табун» (сл. С. Есенина); «Метель», «Клён ты мой опавший», «Ты запой мне ту песню» (жен.), «Душа грустит о небесах» (муж.) – все на слова С. Есенина; Три хора из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», Хоровой концерт памяти А. Юрлова (без текста); «Пушкинский венок» (10 хоров на сл. А. Пушкина); цикл «Песни безвременья» (слова А. Блока); «Гимны Родине» (сл. Ф. Сологуба); Четыре песни (сл. А. Прокофьева); «Хоровод» (сл. А. Блока); «Лебяжья канавка» (сл. Н. Брауна); «Песнопения и молитвы» (Гос. премия России, 1995) и др.
Хоровые сочинения Свиридова прочно связаны с русскими традициями, отмечены яркими чертами современности, национальным колоритом, лаконизмом и точностью средств выражения; им свойственны значительность содержания, мелодичность, красочность гармонии. Основа музыкального языка Свиридова – ладовая диатоника и народно-песенное голосоведение; часто взаимопроникновение одноименных и параллельных ладов (мажора и минора), подголосочность при гармоническом изложении (переменность хоровой фактуры, её насыщенности и числа голосов, органные пункты). Умело используются хоровые тембры при создании музыкальных образов и как фактор формообразования (варьирование, контраст). Большое внимание композитор уделяет тексту (его выбор, тесная связь с музыкой), заботе о его доходчивости (верность декламации; как правило – одновременность произнесения). В вокально-симфонических сочинениях в партии хора нередко применяет октавные унисоны и удвоения голосов. Произведения Свиридова пользуются большой популярностью среди профессиональных (дирижёры Свешников, Юрлов, Минин), учебных и любительских хоров. Композитор активно сотрудничал с исполнителями своих сочинений, присутствуя на репетициях.
«Пушкинский венок» (1978 год) – самое крупное по масштабам и многогранное по содержанию произведение 70-х годов.
Свиридов назвал своё сочинение хоровым концертом. Но эта форма имеет мало общего с традиционным русским хоровым концертом, каким он известен по произведениям Д. Бортнянского и М. Березовского. Скорее, композитор продолжает развивать открытое им самим в прежних сочинениях: мир произведения рождается из множества граней. Здесь всё на контрастах: сияние утра и сумрак ночи («Зимнее утро» и «Восстань, боязливый…»), пышная вакхическая здравица («Греческий пир») и сосредоточенный уход в себя («Зорю бьют…»), русский фольклор («Колечушко, сердечушко…») и прихотливая восточная орнаментика («Камфара и мускус»). И как в жизни, эти картины, состояния, впечатления, раздумья перекликаются, скрещиваются, дополняют друг друга.
Какие здесь разные оттенки любви: от нежного юношеского чувства в «Наташе», утончённой «европеизированной» застольной в честь возлюбленной «Мери», через драму и горести разлуки до иронии над старческой влюблённостью («Камфара и мускус»). Десять разноликих, сплетённых в пёстрый венок частей, объединены одним основным чувством – гармонией.
Свиридов всегда вступает в сложные, истинно творческие отношения с поэтами, на стихи которых писал свои произведения. Так случилось и с текстами для «Пушкинского венка». Композитор взял стихотворения разных лет: от юношеских до 1836 года. Среди них – известные, когда-то положенные на музыку. На «Мери» написан романс Глинкой. «Эхо» музыкально интерпретировали Римский-Корсаков, Танеев, Гречанинов. Фрагменты двух неоконченных стихотворений Пушкина «Стрекотунья белобока» и «Колокольчики звенят» соединены уже были в своё время Мусоргским в романсе «Стрекотунья белобока». Георгий Васильевич добавил к ним поэтическую строчку из черновика поэта: «Вези, не жалей, со мной ехать веселей!» (в финале своего хорового концерта) и совсем неизвестные строки, найденные в поэтических набросках и фольклорных записях Пушкина. Соединённые вместе, они составили стройную композицию, где и день и год совершают свой круг, и жизнь человеческая проходит разные стадии.
В самом деле, открывшийся «Зимним утром» день постепенно склоняется к вечеру («Греческий пир»), всё глубже погружается в ночную тьму и возрождается в новом утре (переход от части «Восстань, боязливый…» к финалу «Стрекотунья белобока…»). Также и год от зимы движется к осени («Вянет, вянет лето красно, улетают ясны дни…» – в «Наташе») и опять к зиме, но уже новой и небывалой. При этом части соседствуют друг с другом в контрастах настроений и состояний: за радостью и светом «Зимнего утра» – печаль и одиночество в «Колечушке, сердечушке», затем опять светлая и восторженная «Мери», а после неё – первое глубокое философско-поэтическое размышление о месте Поэта в мире – «Эхо», напряжённость которого разрешается уравновешенной гармонией «Греческого пира». После «Греческого пира» и единственной здесь сатирической части-отступления «Камфара и мускус» возобновляется череда контрастных настроений.
Части:
-
«Зимнее утро»
-
«Колечушко, сердечушко…»
-
«Мери»
-
«Эхо»
-
«Греческий пир»
-
«Камфара и мускус»
-
«Зорю бьют…»
-
«Наташа»
-
«Восстань, боязливый…»
-
«Стрекотунья белобока…»
Трактовка хора в «Пушкинском венке» многообразна и виртуозна. Композитор достигает такой степени мастерства, когда всё услышанное воспринимается легко и естественно, а если внимательно вслушаться и вглядеться в ноты – удивляют богатство оттенков, те выразительные возможности, которые извлекаются из камерного хора a capella, правда, в нескольких частях масштабы звучания расширяются присоединением второго камерного хора.
В этом сочинении Свиридов, идя за Пушкиным, расширил границы национального, вместившего отголоски мировых культур. Свиридов говорил: «Великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поёт его по-своему. Поэтому, сочиняя музыку, я не хотел стилизовать её под пушкинскую эпоху, а писал тем языком, который у меня сложился. Я не пытался также «осовременить» Пушкина… а старался лишь идти за ним, в его недостижимую высоту, насколько хватит моих сил».
Хор «Наташа» приоткрывает сферу личных чувств героя, где отображены его внутренние переживания: тоска, горесть, печаль, потому что нет рядом его возлюбленной. Пушкин в своём стихотворении проводит параллелизм между душевным состоянием лирического героя и природой.
К Наташе
Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеёк игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
Свет-Наташа! где ты ныне?
Что никто тебя не зрит?
Иль не хочешь час единый
С другом сердца разделить?
Ни над озером волнистым,
Ни под кровом лип душистым
Ранней – позднею порой
Не встречаюсь я с тобой.
Скоро, скоро холод зимний
Рощу, поле посетит;
Огонёк в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.
Произведение написано в жанре хоровой миниатюры, a capella, для камерного состава хора. Форма простая трёхчастная, подобно стихотворению Пушкина, которое делится на три фрагмента. Первая и третья части построены на одном тематическом материале, каждая из этих частей начинается квартовым скачком вверх, что символизирует интонацию настойчивости, решительности – несмотря ни на что наш герой надеется на взаимность его любви.
Средняя часть – контрастная. Здесь интонации одухотворённости, трепетности, связанные с поэтическим текстом: «Свет-Наташа! где ты ныне?»
I часть состоит из двух предложений (4+5 тактов).
II часть – четыре музыкальных проведения (4+4+6+5 тактов), где три из них построены на одном и том же тексте, при этом каждое проведение имеет своё музыкальное зерно.
Реприза содержит в себе интонации I части, но только в первом предложении (4 такта). Далее следуют ещё два проведения, несущих в себе заключительную функцию (4+4 такта).
Мелодическая линия достаточно вокальна, здесь нужно отметить мастерство композитора, его владение словом, интонацией не только музыкальной, но и речевой.
Темп Быстро, легко = 100. Свиридов использует агогику – poco a poco ritardando (понемногу задерживая, запаздывая), tenuto (выдержанно) в средней части сочинения:
Но это всё кратковременно, следующее проведение этой части звучит уже a tempo (в прежнем темпе):
Также агогические изменения появятся в коде – poco tenuto (немного выдержанно):
Особенностью хора является его ритм – , на нём построено всё произведение. Движение этими длительностями придаёт звучанию непрерывное движение, пульсацию. Также в коде встречается дуоль, которая требует правильного исполнения.
Основным размером является 12/8, но и здесь Свиридов отклоняется от него, используя в отдельных тактах 9/8, 6/8 и 15/8. Это связано с агогикой и с поэтическим текстом:
Основная тональность – gis-moll натуральный. Во второй части происходит отклонение в тональность параллельного мажора – H-dur – в котором звучит первое предложение. Второе предложение возвращает нас в основную тональность, а третье звучит в тональностях доминанты и субдоминанты – dis-moll, cis-moll. Последнее проведение также звучит в тональности cis-moll, но завершается в основной тональности – gis-moll, с которой начинается реприза хора. В репризе композитор использует тональности cis-moll и H-dur, но завершает всё сочинение в gis-moll.
Гармонический язык представлен разнообразными функциями. В первой части это преимущественно t, d и II ступень на тоническом органном пункте, эпизодически появляется t2. Во второй части, в тональности H-dur звучит Т, S7, II6, VI ступень, также на тоническом органном пункте. В тональности gis-moll звучит DDVII7, D43, t2, S. В тональности dis-moll – VI ступень, D65. В cis-moll – S43, D9, D7(н). Свиридов также использует соединение, наложение одного аккорда на другой: в женском хоре – t, в мужском – d2. Возвращение в основную тональность происходит за счёт приравнивания T H-dur к третьей ступени. Реприза звучит на тоническом органном пункте, после чего происходит отклонение через VI ступень в H-dur и здесь опять композитор использует соединение двух функций: S7 и III ступени. В коде, в последнем предложении звучит К64, переходящий в D7 с заменой терцового тона, далее развёрнутое t53.
Склад письма – гомофонно-гармонический.
Нюансировка требует тщательного изучения. Звучание начинается «ни от куда», но уже в первом предложении имеет своё развитие. На этом принципе построено всё произведение, встречается также sub. pp. Градация динамики велика: от ppp до f.
Тип хора – смешанный, вид – четырёхголосный, с divisi в каждой партии.
Диапазон партии сопрано: Диапазон партии альтов:
Диапазон партии теноров: Диапазон партии баритонов:
Диапазон партии басов: Общий диапазон хора:
Тесситурные условия во всех партиях удобные для исполнения.
Хоровой строй будет зависеть, прежде всего, от точного интонирования скачков, которые, несмотря на плавную мелодическую линию всё же встречаются:
Преодоление этих скачков требует медленного их пропевания и последующего выучивания.
Много выдержанных нот в мужском хоре. Во второй части – у теноров и баритонов, в репризе – у баритонов и басов. Выдержанные звуки надо петь устойчиво и уверенно.
Возникнут трудности, связанные с ритмическим рисунком (синкопа), так как есть тенденция к ускорению восьмой длительности. Важно уделять внимание каждой ноте, каждому звуку, особенно при разучивании сочинения.
Сложным будет исполнение из-за темпа. Дирижёру необходимо найти именно тот темп, в котором будет комфортно хору и при этом сохранится характер. Также особого внимания требует агогика. Участникам хора необходимо постоянно взаимодействовать с дирижёром, быть крайне внимательными.
Определённые трудности могут возникнуть со сменой размера. Нужно идти от текста, опираться на стих.
Основным приёмом звуковедения является legato.
Дыхание общехоровое, цепное и по партиям.
Атака звука мягкая, придыхательная.
Дикция имеет немаловажное значение, учитывая темп и нюансировку произведения.
Дирижёрские трудности:
-
Смена темпа.
-
Смена размера.
-
Смена динамики.
-
Чёткие снятия, ауфтакты.
-
Показать и донести характер произведения.