Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
160
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
59.9 Кб
Скачать

Московский государственный университет

культуры и искусств

Аннотация

на

«Хор медиков»

из оперы С.С. Прокофьева

«Любовь к трём апельсинам»

Студентки 3 курса

Цымбаловой Ольги

Класс преподавателя

Аскерова М. С.

Москва

2010

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 – 1953) – русский композитор, пианист, дирижёр, народный артист РСФСР; музыкант-новатор, классик современной русской музыки.

Родился Сергей Прокофьев 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Первое образование Прокофьева было получено дома. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже – сочинять первые пьесы. В биографии композитора первые оперы были созданы в 9-летнем возрасте.

Затем Сергей стал обучаться у лучших преподавателей в Петербургской консерватории. Впервые выступил со своими произведениями Прокофьев в 1908 году, а, начиная с 1918 года, много гастролировал: по Европе, Америке, Японии. В 1936 году Прокофьев вместе с женой поселился в Москве, начал преподавать в консерватории.

Среди сочинений женского хора с оркестром «Белый лебедь» (не изданное), кантаты «Семеро их», «К 20-летию Октября», «Александр Невский», «Здравица», «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», «Расцветай, могучий край». Сюита для солистов, хора и оркестра «Песни наших дней», оратория «На страже мира»; «Иван Грозный» (композиция А. Стасевича по музыке к одноимённому кинофильму.). Хор участвует в сюите «Зимний костер», в опере «Война и мир», «Семён Котко» и другие.

Прокофьев создал собственный хоровой стиль, подчиненный композиционным задачам. В большинстве это хор с оркестром; часто — аккордовый склад, с преобладанием верхнего голоса, с октавными удвоениями, параллелизмами трёхголосных созвучий, употреблением скачков, хроматизмов, тональных сдвигов. Не придерживаясь сложившихся приемов подголосочности, имитационной полифонии, Прокофьев мастерски применял их отдельные элементы. Сочинения Прокофьева на русскую тематику окрашены национальным колоритом благодаря сохранению и обогащению ладовости и русских песенных интонаций. В сочинениях на современные темы использовал интонации хоровой, в частности пионерской песни, черты жанровой музыки (маршей и др.). Лучшие сочинения Прокофьева – «Александр Невский», «На страже мира» и другие – завоевали всенародную популярность.

Опера «Любовь к трём апельсинам» была создана в 1919 году. Премьера оперы состоялась в Чикаго 30 декабря 1921 года, 18 февраля 1926 года исполнена в Ленинграде, в Академическом театре оперы и балета.

Написанная в Америке по заказу чикагского театра, опера своими корнями тесно связана с родной почвой, с русским искусством того времени.

На сочинение оперы, Прокофьева вдохновил дивертисмент (ряд концертных номеров, составляющих особую – увеселительную – программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту) «Любовь к трём апельсинам», авторами которого были Вс. Мейерхольд, К. Воган и Вл. Соловьёв. Дивертисмент представляет собой переработку одноименной сказки Гоцци.

Карло Гоцци – весьма противоречивая фигура итальянского театра XVIII века. Его творческая деятельность длительное время была предметом споров, дискуссий среди советских театральных критиков, многие видели в драматургии Гоцци лишь реакционную направленность, формализм, мистику. Гоцци решил доказать «что искусное построение пьесы, правильное развитие её действия и гармонический стиль достаточны, чтобы придать детскому фантастическому сюжету, разработанному в плане серьёзного представления, полную иллюзию правды и приковать к нему внимание всякого человека». Так была написана в 1761 году первая «сказка для театра»: «Любовь к трём апельсинам». Подобно Гоцци, который, призывая к комедии масок, высмеивал всё, что мешало её утверждению, Прокофьев иронизирует над всем, что препятствует развитию жанра оперы. Прокофьев создал своё либретто на основе текста переработанной сказки Мейерхольда.

Позитивная сторона «Апельсинов» – в искренней, трогательной лирике, связанной с образами влюблённых. Композитор прославляет в опере самоотверженное и чистое чувство: подлинная любовь выступает здесь «главной действующей силой».

Созданную, когда композитору ещё не было и 30 лет, оперу можно рассматривать и как творческую лабораторию, где шлифовалось мастерство Прокофьева в области выразительной декламации. Умение «набросать» несколькими меткими штрихами вокальной и оркестровой партии той или иной портрет – ярко проявилось в данной опере.

Композиционный план: 10 картин укладываются в 4 акта. В 1 и 3 действиях по 3 картины, во 2 и 4 – по 2 картины. Предваряется прологом.

I действие, 1 картина. Перед нами королевский дворец. Лейтмотив «королевского величия» вводит слушателей в атмосферу мрачной торжественности, царящей во дворце. Удручённые горем Король и Панталон собрали консилиум медиков. С неистовой добросовестностью и безнадёжностью перечисляют авторитетные медики многочисленные симптомы болезни Принца и «веско» (ремарка автора) объявляют диагноз: «непреодолимое ипохондрическое явление». Это единственный в опере развёрнутый хоровой эпизод. Мелодия медленно и угрожающе восходит к кульминационной заключительной фразе, которая для пущей убедительности произносится дважды. Словно выражая фатальную неотвратимость трагических событий, настойчиво повторяется достигнутая в ней мелодическая вершина, подчёркнутая усилением динамики и своеобразной гармонией (минорное трезвучие VI ступени).

Влияние текста на создание музыкальной формы произведения оказывает огромное влияние. Являясь важной тенденцией вокальной стороны оперы, декламационность проявляет себя во многих построениях. Хор медиков также выдержан в декламационной манере. Отсюда постоянное ощущение нагнетания, развитие мелодической линии, движение к кульминационному «вердикту», строфическая форма.

Во всей опере, и в хоре медиков в частности, чувствуется связь с мелодикой Мусоргского. От Мусоргского Прокофьев унаследовал способность к меткому воспроизведению человеческой речи. «Три апельсина» продолжают речитативно-декламационный принцип «Женитьбы», но в опере намечается поворот к слиянию ариозного и декламационного стиля. Мелодические линии хора медиков точно следуют речевым интонациям текста, выделяя ключевые слова фраз и предложений, что способствует ещё более точной передаче эмоционального состояния сценического действия. Например:

В хоре нет ярко выраженной тональности. Мелодия движется вне тональности. Лишь изредка определяются некие устои в отдельно взятых хоровых эпизодах: g-moll, as-moll, b-moll, но это скорее служит для ориентации исполнителей и для подчёркивания смысловых кульминационных моментов, а также для условного завершения разделов формы. Также изложение формы выбрано композитором не случайно. Всё в хоре медиков подчинено общему замыслу: нагнетание обстановки отчаяния в связи с «тяжелейшей» болезнью Принца. Следует заметить, что в хоре, начиная от декламационного способа изложения и заканчивая гармоническими созвучиями, композитор подчиняет основному замыслу: пародийное изображение придворной жизни сказочного королевства Треф. Казалось бы, нет ничего смертельного – просто лёгкая форма недомогания, но для сказочного королевства «непреодолимое ипохондрическое явление» – хуже любых заболеваний: именно этот комический момент и стремится передать средствами музыкальной выразительности Прокофьев.

Несколько определённей о наличии тональности можно сказать в кульминационном разделе, хотя какой-то одной превалирующей тональности нет. Здесь доминируют: e-moll, Es-dur, C-dur, d-moll, Des-dur, B-dur, но, как было сказано выше, что это лишь временные устои:

С точки зрения гармонии хор очень интересен. В первом разделе композитор использует в основном двузвучные и трёхзвучные созвучия с удвоением тонов. Этот эффект придаёт звучанию некую пустоту, сухость, чёткость, что по смыслу соответствует «тону доклада» – официальному и отстранённому. Обилие уменьшённых гармоний: неразрешённых и следующих друг за другом, тритонов, диссонирующих созвучий – всё это помогает Прокофьеву создать нужный характер звучания: обречённости, неотвратимости трагических событий. Но в то же время столь явная утрированность звучания – результат насмешки композитора над происходящим. Очень интересны некоторые созвучия:

Данный аккорд не имеет определённой тональной принадлежности. Он является одним из «звеньев» в цепи неразрешённых аккордов, но его характерное звучание сразу придаёт общему звучанию характер отстранённости, пустоты, чему способствует малая септима и увеличенная кварта в структуре аккорда. Цепь неразрешённых гармоний, сменяющих одна другую, способствует непрерывному, постоянному развитию мелодической линии, что в свою очередь оказывает влияние на форму – свободную и непрерывную. Лишь в «заключении медиков» гармония мягкая – развёрнутые минорные и мажорные трезвучия, как логическое завершение развития.

Метроритм играет огромную роль, как средство выразительности. Яркой особенностью хора является частая смена размера при постоянном движении восьмыми, а также несимметричный размер – 5/8, неслучайно выбранный композитором. Постоянная «неровная» пульсация является одним из основных способов передачи речитативности, декламации и нарастающего беспокойства, волнения. Также в хоре использованы другие размеры, такие как: 6/8, 3/4, 2/4, 3/8 – с более ровным распределением длительностей, но за счёт расставленных композитором акцентов в тактах, совпадающих со смыслом ключевых слов, появляются синкопы, смещающие сильные доли тактов и способствующие состоянию непрерывного развития:

Лишь в кульминационном разделе композитор укрупняет длительности в такте для придания большей важности диагнозу и подчёркивая логической остановки общего движения. Ответ лекарей на вопрос Короля: «И что ж?» звучит печально и выделен композитором половинными длительностями, что выражает безысходность и полную завершённость.

Темп на протяжении всего хора, кроме кульминационного раздела, остаётся неизменным – Moderato (умеренно) – это темп доклада строгого, официального и безрадостного.

В кульминационном разделе объявления «диагноза», темп сдвигается – Poco piu mosso (более подвижно), «Веско, делая заключение» (ремарка автора) – ещё одно средство кульминации. В вердикте «безнадёжно» композитор использует ritenuto (замедляя), как уравновешивающий момент кульминационному сдвигу темпа:

Вся динамическая линия выстроена следующим образом: постепенное нарастание, нагнетание напряжения; несколько звуковых динамических волн – mf, с резким спадом после – p. Наибольшей яркости динамика достигает в кульминации – ff. Последняя фраза отчаяния звучит резким контрастом в нюансе pp к двум звуковым волнам кульминации, что создаёт психологический эффект полной безнадёжности, опустошения.

Вся партия оркестра, за исключением кульминационного раздела, выписана композитором в едином штрихе – остром staccato, что придаёт ей некий эффект «скрытости», так как, появляясь на мгновение, аккорд сразу исчезает, оставляя лишь «оттенок», настроение. Сопровождение полностью дублирует хор, оказывая поддержку хоровым голосам, но отдельно взятая мелодическая линия баса имеет свой собственный рисунок:

Октавное движение линии баса также способствует наилучшей официальности и «деловому» стилю изложения. Октава – интервал широкий и пустой, не имеющий характерного оттенка, что является подходящим эффектом для передачи психологического состояния пустоты, безнадёжности.

Тип хора – мужской, вид – двухголосный (тенора и басы) с эпизодическими divisi в партии басов.

Общий диапазон хора:

Диапазон партии теноров: Диапазон партии басов:

Прокофьев использует весь диапазон хоровых партий: начиная с низких регистров (самое начало произведения) и постепенно достигая вершины в кульминационном эпизоде.

Звуковедение – non legato, с акцентированием строго в местах, указанных автором. Характер певческого дыхания – общехоровое по фразам и цепное.

Интонационные трудности связаны с гармоническим языком сочинения. Отсутствие одной, основной тональности, цепь неразрешённых аккордов, сменяющая друг друга составляют особую трудность при интонировании хоровых партий. Следует начать работу над строем хора с медленного и точного пропевания каждой хоровой партии по небольшим фразам, не забывая при этом о главных «смысловых» акцентах, расставленных автором.

Хоровая партитура изобилует секундовыми соотношениями, тритонами, уменьшёнными гармониями, целотоновыми ходами, что также составляет определённую трудность и требует тщательной наработки.

При гармоническом складе изложения, каждая партия имеет свою чёткую мелодическую линию, движущуюся неровно и непредсказуемо. Основными мелодическими трудностями являются: движение по хроматизмам, множество альтерированных звуков, что способствует чередованию больших и малых секунд. Скачкообразное движение мелодии: множество скачков на увеличенные и уменьшённые интервалы, исполняемых в подвижном темпе – всё это требует большого внимания, следует не забывать о правилах интонирования интервалов.

Частая смена размера, акцентов и пульсации составляют основную трудность. Исполнителям следует очень внимательно следить за жестом дирижёра, так как существует опасность ускорения темпа.

Жест дирижёра должен быть предельно чётким и ясным, так как произведение насыщено неожиданными моментами смены размеров и акцентов. В соответствии с дирижёрским жестом должны исполняться все отклонения и агогические изменения. Важен показ смысловых фраз при помощи ауфтактов, определяющих их начало и конец, при этом, главная задача – не допустить «остановки» музыки, всё время двигаться к ключевым словам.

Соседние файлы в папке Аннотации