Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Mill rassuzhdeniya_o_predstavitelnom_pravlenii

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Глава XII

добиваться вторичного избрания, часто побуждает их сообразоваться в вопросах, относительно которых их избиратели имеют определенное мнение, скорее с их мнением, чем с собственным. Не касаясь положи­ тельного законодательства и исторических традиций того или другого народа, мы спросим себя, который из этих двух взглядов на обязанности представителя правильнее?

Этот вопрос, в противоположность тем, которые мы до сих пор рассматривали, затрагивает не консти­ туционное законодательство, а то, что можно назвать конституционной нравственностью, этикой предста­ вительного правления. Он не столько касается уч­ реждений, сколько духа, какой избиратели должны вносить в исполнение своих обязанностей, идеи, ка­ кими определяются нравственные обязанности изби­ рателей, потому что какова бы ни была представи­ тельная система, избиратели могут, если им вздумает­ ся, превратить ее в систему простых полномочий. До тех пор, пока они имеют право голосовать или не го­ лосовать во своему усмотрению, им никто не может помешать согласовать свой голос с теми требования­ ми, которые покажутся им подходящими. Отказыва­ ясь избирать того, кто не желает сообразоваться с их мнениями и даже при случае советоваться с ними пе­ ред обсуждением важного непредвиденного вопроса, они могут низвести своего представителя до роли про­ стого истолкователя их желаний и обязать его чест­ ным словом отречься от полномочий, если он не за­ хочет впредь подчиняться их требованиям. А так как

235

Дж. Ст. Милль О представительном правлении

они имеют на это право, то конституционная теория должна допустить, что они захотят им воспользовать­ ся, потому что в силу основного принципа конститу­ ционного правления следует допустить, что облада­ тель политической власти всегда склонен злоупотреб­ лять ею в личных интересах. Это не всегда так бывает, но это в природе вещей, ибо задача свободных уч­ реждений заключается именно в том, чтобы сдержи­ вать всякое подобное стремление к злоупотреблениям. Как бы несправедливо и нелепо ни было со стороны избирателей обращать своего представителя в просто­ го уполномоченного, но это извращение избиратель­ ного принципа, естественно, возможно, и против него необходимо принимать такие же меры предосторож­ ности, как если бы оно действительно существовало. Мы можем надеяться, что избиратели не будут ру­ ководствоваться подобным взглядом на свое избира­ тельное право; но представительное правление должно быть так организовано, чтобы не давать им возмож­ ности создавать классового законодательства.

Этический характер этого вопроса нисколько не уменьшает его значения. Вопросы политической нравственности имеют не менее существенное прак­ тическое значение, чем вопросы, касающиеся самой конституции. Самое существование одних прави­ тельств и все, что делает сносным другие, основыва­ ется на практическом осуществлении правил консти­ туционной нравственности, на традиционных поняти­ ях о различных установлениях, которые заставляют соответственно видоизменять их и взгляды на свою

236

Глава XII

власть. При неуравновешенных формах правления в чистой монархии, чистой аристократии, чистой де­ мократии — подобные правила служат единственной преградой, сдерживающей правительство от край­ них увлечений в смысле преобладающего его стремле­ ния. В формах правления, не вполне уравновешенных, где введены некоторые конституционные установле­ ния в виде противовеса тенденциям сильнейшей влас­ ти, но где власть еще настолько сильна, что до поры до времени может безнаказанно их нарушать, только принципы конституционной нравственности, призна­ ваемые и поддерживаемые общественным мнением, могут заставить до некоторой степени уважать огра­ ничения, введенные конституцией. Форма правления вполне уравновешенная, где высшая власть разделе­ на и каждый участник в управлении обеспечен про­ тив посягательства на его власть тем, что вооружен таким же сильным оружием, какое может быть пуще­ но в ход против него, обладает устойчивостью толь­ ко тогда, когда все воздерживаются от применения своих исключительных полномочий до тех пор, пока кто­нибудь из них к тому не будет вынужден образом действия других носителей власти, и в таком случае мы можем наверно сказать, что конституция сохра­ няет свое существование только благодаря уважению к постановлениям конституционной нравственности. Вопрос об обязательствах, принятых на себя депута­ тами, не принадлежит к числу таких, от решения кото­ рых зависит самое существование представительного правления, но он имеет для него несомненное значение.

237

Дж. Ст. Милль О представительном правлении

Законы не могут предписывать избирателям — каки­ ми принципами они должны руководствоваться в сво­ ем выборе; но на практике весьма существенно знать, какие соображения руководят их выборами. И этот важный вопрос может быть решен во всей его полно­ те, только если мы уясним себе, должны ли избирате­ ли ставить условием, чтобы депутат придерживался известных мнений, навязанных ему его доверителями.

Всякий читавший наши исследования не может ни на одну минуту сомневаться относительно вывода, обуславливаемого изложенными в них общими при­ нципами. С самого начала мы установили и постоянно имели в виду одинаковую важность двух основ­ ных требований хорошего правления: ответственнос­ ти перед теми, для кого политическая власть предна­ значается и пользования теми умственными силами, которые путем долгих размышлений и практическо­ го опыта получили надлежащую подготовку для этой специальной задачи.

Если вторая цель стоит того, чтобы к ней стреми­ лись, то она стоит и того, чтобы за нее платили надле­ жащую цену. Высшие умственные способности и глу­ бокое изучение не приносят никакой пользы, если они не приводят иногда человека к иным выводам, чем те, к которым приходят дюжинные умы без всякого изучения. Если надо стремиться к тому, чтобы иметь представителей, превышающих в умственном отноше­ нии средний уровень избирателей, то нужно рассчи­ тывать, что представитель иногда будет расходиться во мнениях с большинством своих избирателей и что

238

Глава XII

в подобных случаях его мнение будет чаще всего бо­ лее верным. Отсюда следует, что избиратели не будут поступать разумно, настаивая на полном подчинении своим мнениям как на условии сохранения депутатом своего места в парламенте.

До сих пор принцип ясен; но применение его пред­ ставляет затруднения, и мы попытаемся на первый раз изложить их во всей силе. Если весьма существенно, чтобы избиратели выбирали представителя более про­ свещенного, чем они сами, то не менее необходимо, чтобы этот более просвещенный человек был ответст­ венен перед другими; другими словами, они должны быть судьями того, как он выполнил возложенную на него обязанность; но как же им судить, если не на ос­ новании собственных своих мнений? И могут ли они даже избирать его иначе, как не на основании своих же собственных мнений? Не станут же они при выбо­ ре депутата руководствоваться его блестящими внеш­ ними качествами или выдающимися способностями. Признаки, на основании которых обыкновенный че­ ловек может судить о пригодности кандидата, очень неопределенны; они почти исключительно сводятся к искусству красиво говорить и очень мало или вовсе не касаются сущности дела. Последнее не обусловли­ вается первым; и если избиратели должны отказать­ ся от своих мнений, то какой критерий остается у них для оценки способностей кандидата? Если бы даже они могли безошибочно выбрать наиболее способного человека, то все­таки они не должны были бы предо­ ставлять ему полной свободы действия и отказаться от

239

Дж. Ст. Милль О представительном правлении

собственных мнений. Наиболее способным кандида­ том может быть консерватор, а избирателями — ли­ бералы; или наоборот. Очередными делами могут быть церковные вопросы, и кандидат может быть сторон­ ником англиканской церкви, или рационалистом, а из­ биратели могут быть диссидентами или сторонника­ ми евангелической церкви, и наоборот. В таком случае умственные преимущества кандидата дадут ему воз­ можность лишь с большим успехом действовать в том направлении, какому его доверители по своим убеж­ дениям не могут сочувствовать, а они совершенно ис­ кренно будут убеждены, что для них гораздо важнее иметь своим представителем лицо, которое ограничи­ валось бы в этих вопросах так сказать велениями дол­ га, чем представитель с выдающимися способностями. Им может также представиться необходимость поза­ ботиться не только о наиболее способном представи­ теле, но и о том, как дать лучшее выражение своим нравственным чувствам и взглядам.

Те или другие взгляды, более или менее широко рас­ пространенные, должны найти себе отголосок в зако­ нодательном собрании; и так как предполагается, что конституция позаботилась о том, чтобы противопо­ ложные взгляды были также представлены, то для избирателей наиболее важно в данном случае обеспе­ чить по возможности лучшее представительство своих собственных взглядов. В других случаях может быть необходимо, чтобы представитель был связан и оста­ вался верен интересам своих доверителей, или, вер­ нее, общественному интересу, как они его понимают.

240

Глава XII

Это было бы излишне при политической системе, ко­ торая обеспечивала бы неограниченный выбор чест­ ных и непредубежденных кандидатов; но при сущес­ твующей системе, когда избиратели почти всегда вы­ нуждены значительными избирательными расходами и общими условиями избирать себе представителя из лиц, принадлежащих к совершенно другой обществен­ ной среде, чем они сами, и, следовательно, имеющих другие классовые интересы, можно ли утверждать, что они должны доверить ему свою судьбу? Можем ли мы порицать избирателя, принадлежащего к менее обес­ печенным классам, которому предоставляется только выбор между двумя или тремя богатыми людьми, за то, что он требует от лица, им избираемого, обязательства голосовать в пользу тех законов, которые он призна­ ет ручательством своей эмансипации от классовых ин­ тересов богатых людей. Кроме того, отдельные члены избирательного собрания всегда окажутся вынужден­ ными принять представителя, избранного большинст­ вом их собственной партии. Но хотя их собственный кандидат не имеет никаких шансов быть избранным, однако их голоса могут быть необходимыми для успе­ ха кандидата, избранного их представителем, и единст­ венное средство оказать долю влияния на его будущий образ действий может заключаться в том, чтобы ста­ вить свою поддержку в зависимость от его обязатель­ ства сообразоваться с их требованиями.

Эти соображения за и против — тесно связаны меж­ ду собой. Необходимо, чтобы избиратели выбирали своими представителями людей более просвещенных,

241

Дж. Ст. Милль О представительном правлении

чем они сами, и соглашались, чтобы ими управляли та­ кие деятели. Но, с другой стороны, трудно допустить, чтобы собственные убеждения избирателей, если у них есть таковые, не влияли в значительной степени на их оценку, кто этот просвещенный человек и на­ сколько он оправдывает своим образом действия это мнение о себе. Поэтому совершенно невозможно ус­ тановить определенных правил для обязанностей из­ бирателей. Результат будет гораздо менее зависеть от твердого правила или от какой­нибудь авторитетной доктрины политической нравственности, чем от обще­ го настроения умов в избирательном собрании в таком важном вопросе, как почет, которым пользуется умст­ венное превосходство.

Отдельные лица и целые народы, восприимчивые к знанию и талантам, признают их там, где они сущест­ вуют, несмотря на значительное различие во мнени­ ях. Когда же избиратели их признали, то они будут всеми силами стараться привлечь их к себе, и поэто­ му не станут навязывать свое собственное убеждение, как закон, лицам, которых сами считают просвещен­ нее себя.

С другой стороны, есть люди, которые ни к кому не питают уважения, и не в состоянии допустить, что­ бы чье­либо мнение могло быть лучше их собственно­ го. Там, где такое настроение господствует среди изби­ рателей, они не станут избирать того, кто не разделяет или, по крайней мере, не высказывает их собственных чувств, и лишать его своей поддержки тотчас же, как только эти чувства перестанут отражаться в его образе

242

Глава XII

действий. Все те, которые стремятся к политичес­ ким почестям, будут стараться, как говорит Платон в «Горгии», переделать себя по образцу демоса и как можно больше уподобиться ему. Нельзя отрицать, что настоящая демократия сообщает чувствам избирате­ лей этот отпечаток. Демократия не благоприятству­ ет духу почтительности. Если она уничтожает почте­ ние только к социальным привилегиям, то это не дур­ ная, а хорошая ее сторона. Однако поступая так, она лишает народ так сказать главной школы, в которой он учится почтительности (в сфере чисто человече­ ских отношений). Но так как демократия, по своей сущности, гораздо больше придает цены тому, в чем люди имеют право считаться равными, чем тому, что возвышает одного человека над другим, то уважение даже к личному превосходству вероятно будет не так велико, как бы следовало. Вот почему, между прочим, мне кажется столь существенным, чтобы учреждения страны давали перевес мнениям людей просвещенных над мнением людей менее просвещенных; я настаи­ ваю, даже совершенно независимо от непосредствен­ ных политических последствий, на предоставлении не­ скольких голосов людям с общепризнанным умствен­ ным превосходством, хотя бы ради того, чтобы давать тон настроению общества.

Когда избиратели имеют верное представление об истинных достоинствах кандидата, им уже нетруд­ но установить признаки, на основании которых можно выбрать наиболее пригодного. Само собой разумеет­ ся, что первым из этих признаков будут общественные

243

Дж. Ст. Милль О представительном правлении

заслуги, например, если человек, занимая высокий пост, обратил на себя внимание благими результатами своей мудрой деятельности, если он принимал мероп­ риятия, свидетельствовавшие об его уме; если он выка­ зывал соображения, часто подтверждавшиеся на опы­ те и редко оказывавшиеся ошибочными; если он давал советы, которые приводили к хорошим последствиям, когда им следовали. Несомненно, все эти признаки не совсем ясны и определенны, но нам нужны такие, которыми могли бы руководствоваться люди зауряд­ ные. Избиратели хорошо сделают, если не будут по­ лагаться на один из признаков, при полном отсутст­ вии других, и, оценивая целесообразность или значе­ ние практической деятельности данного лица, примут во внимание мнение незаинтересованных лиц, знако­ мых с данным вопросом. Признаки, о которых я го­ ворил, могут применяться только к людям опытным, к числу которых следует отнести и лиц, хотя и не до­ казавших своих способностей на практике, но успеш­ но изучивших данные вопросы теоретически и пуб­ лично или печатно обсуждавших общественные воп­ росы с несомненным знанием дела. Подобные люди могли в качестве политических мыслителей доказать, что они имеют такое же право на общественное дове­ рие, как и те, которые заявили себя искусными прак­ тическими деятелями.

Когда же приходится выбирать людей совершен­ но неопытных, то лучшим критерием может служить репутация, какой они пользуются среди своих зна­ комых и затем оказываемое им доверие со стороны

244

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]