Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы языкознания. 2013 ч1 (1).docx
Скачиваний:
428
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
359.52 Кб
Скачать

- Переход от универсализма философских концепций языка к осмыслению языкового многообразия в сравнительно-историческом языкознании;

- системно-структурный подход с преимущественным вниманием к внутрисистемным свойствам языка;

- когнитивный подход к интерпретации коммуникативной ситуации и когниции человека.

4. СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

4.1. Гипотезы о происхождении языка

Как появился человеческий язык, как люди научились говорить – однозначного ответа на этот вопрос наука в настоящее время не дает, несмотря на то, что многие науки ищут ответ на него – антропологи, философы, биологи, этнографы, археологи, историки и др. Проблема происхождения языка – это пока переплетение возможных заблуждений с возможно верными идеями.

Происхождение языка как неотъемлемой принадлежности человека нельзя ни непосредственно наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте. Возникновение языка скрывается в глубинах предыстории человечества.

Изучение истоков языка осуществляется гипотетически. Существовали и существуют разные гипотезы относительно происхождения человека и его языка: божественная (креативная), или религиозные гипотезы, эволюционная, космическая.

С античности и практически до середины XVIII в. господствовала теория божественного происхождения языка. Она представляет собой возврат к мифологической версии возникновения речи, данной в Ветхом Завете [Донских 1998, с. 43 и далее].

Начиная с XVIII в. начинается сравнение слов с целью отыскания первообразных корней. Ученые полагали, что такие исследования способствуют выяснению истоков языка. Но, в действительности, речь могла идти не об истоках языка, а о наборе слов [Донских, 1998, с.50]. Результатом применения методики, основанной на представлении о языке как наборе слов, явились многочисленные сравнительные словари, каталоги. В качестве примера можно привести «Митридат, или Всеобщее языкознание, имеющее в качестве языкового примера «Отче наш» на почти 500 языках и диалектах» [В 4-х томах. Берлин 1806-1817]. Задумал и начал его И.Х.Аделунг, а продолжил и завершил издание И.С.Фатер. Название труд получил в честь понтийского царя Митридата VI, который говорил на 22 языках подвластных ему народов.

В России императрица Екатерина II увлекалась сравнением слов разных языков. Всем русским посланникам за границей было приказано присылать переводы определенных слов и отрывки текстов на экзотических языках. Собранные материалы составили материал сравнительного словаря (1787), под редакцией П.С.Палласа.

В XVIII в. ученых интересовали многие конкретные вопросы, связанные с происхождением языка: как развивались значения слов, мог ли человек создать язык в одиночестве, что было первой единицей языка – слово или предложение, какая часть речи возникла первой, что было вначале – один язык или множество языков, какое влияние на первый язык оказывали климат и образ жизни и др.

По словам И.Гердера, эдинбургский профессор Джеймс Барнет Монбоддо, написавший труд «О происхождении и прогрессе языка» был первым авторитетом в вопросах происхождении языка. С точки зрения Монбоддо, язык – это выражение идей с помощью артикулированных звуков. Появлению языка предшествовали достаточно развитые общественные отношения, сформировавшиеся органы произношения, возникновение комплекса устоявшихся идей, высокая развитость ума, сообразительности. Монбоддо отмечал, что общая хозяйственная деятельность заставляла использовать орудия труда. А использование орудий труда требовало абстрактного мышления и поэтому предшествовало языку. Использование орудий, согласно Монбоддо, – отличительный признак человеческого рода, так как любой орудийный акт не может быть инстинктивным.

Трудовая теория (которую называют «теорией Нуаре –Энгельса») постепенно завоевывала все большее число сторонников. Выделяя этапы усложнения трудовой деятельности, исследователи отмечают и этапы развития умственной деятельности, и этапы развития средств общения, в том числе и языка.

Одной из главных забот лингвистов в XIX в. стал поиск первого языка, реконструкция праязыковых состояний. Лингвисты считали, что могут таким путем открыть древнейший язык человечества, сделать заключения о первобытном состоянии людей в эпоху сотворения и о происшедшем в их среде образовании языка. Чем больше языкознание занималось реконструкциями, тем больше выяснялось то, что установить самые древние состояния не удается. Становится ясным, что лингвистика не может собственными средствами решить вопрос о происхождении языка. В 1866 г. Парижское лингвистическое общество отказалось от рассмотрения работ о происхождении языка. Лондонское филологическое общество также пришло в мысли о том, что подобные вопросы не являются собственно филологическими. Постепенно проблема происхождения языка перестала быть актуальной для лингвистики.

Чарльзу Дарвину принадлежит учение о том, что человек – закономерный продукт биологической эволюции. Человек и его разум включены в общий процесс развития жизни на Земле. В работах Ч.Дарвина «Происхождение видов и естественный отбор» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871) была показана генетическая связь человек с высшими млекопитающими. Ч.Дарвин начал научное исследование проблемы языка животных. Он подчеркнул сходство эмоций у человека и животных. Именно выражение эмоций Дарвин считал первыми словами языка.

В ХХ в. изучая «языковое» поведение шимпанзе, ученые пришли к выводу, что языка, подобного человеческому, высшие обезьяны не имеют, хотя они и используют большое число разнообразных звуков, и их можно обучить ручному языку. В 1966 г. Аллен и Беатрис Гарднеры начали воспитывать шимпанзе Уошо. Они общались с ней на амслене – языке американских глухонемых (AMmerican Sign LANguage). Овладев несколькими знаками, Уошо начала их комбинировать. Всего Уошо усвоила около сотни знаков. Затем проводились опыты с другими обезьянами. Эти опыты показали, что многие способности, которые необходимы для языкового общения, есть и у приматов.

В человеческом обществе сформировался культурный механизм передачи звуковых образцов. Это качественно новый этап звукового общения. Язык человека отличается от «языка» приматов, птиц и других животных целым рядом таких этапов [Донских, 1988, с. 120].

Как отмечает Ю.С.Степанов, фундаментальным положением для вопроса о происхождении языка являются данные естественных наук о том, что человеческий организм не имеет какого-то «естественного органа речи», созданного самой природой для выполнения только этой функции. В системе органов речи каждая часть имеет основную, первичную физиологическую функцию. В связи с этим возникновение языка следует рассматривать не как единовременное, скачкообразное, а как этап эволюции, сначала биологической, а затем биологически-социальной.

Уже Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и в сферу социального.

В свете современных научных исследований (особенно открытия генов) теория Дарвина обнаруживает известную ограниченность. Он не смог оценить качественную разнородность «инстинктивного ума» животных и интеллекта человека, считая, что они различаются чисто количественно. Но идеи Дарвина об изменчивости, эволюции и естественном отборе дали толчок развитию научной мысли.

Однако предыстория человечества, проблема выделения человека из животного мира во многом остаются загадочными до сих пор. Ни речь, ни жестовый язык в силу своей невещественной природы археологически неуловимы. Точно установить время их появления, продатировать основные стадии эволюции невозможно. Можно дать приблизительные оценки на основе косвенных данных.

Строго говоря, только изобретение письма может служить прямым свидетельством наличия языка. Но никто не станет делать вывод, что люди бесписьменных эпох не имели языка.

Современные ученые склоняются к тому, что становление человека заняло длительный исторический период (примерно 3,5 миллиона лет), который завершился грандиозным скачком – выделением человека из животного мира. Важная особенность этого процесса заключается в том, что становление человека (антропогенез) было в то же время и становлением общества (социогенез). Они представляют две стороны одного единого процесса – антропосоциогенеза.

Согласно философским взглядам на проблему становления человека, важнейшими факторами превращения животных (гоминидов) в людей были: орудийная деятельность, развитие языка, регулирование брачных отношений, возникновение первобытно-родовой общины, формирование нравственных ценностей и норм, социокультурного объединения людей на базе материального производства.

Археологические исследования показывают, что изготовление древнейших элементарных орудий пралюдьми происходило на миллион лет раньше, чем появилась членораздельная речь и понятийное мышление. Первоначальная орудийная деятельность носила досознательный, инстинктивный характер. Лишь с появлением языка примитивная орудийная деятельность стала превращаться в осознанно целесообразный труд, получивший в философии название предметно-практической деятельности.

Лишь с выделением из животного мира и соблюдением простейших нравственных требований – в процессе трудовой деятельности начался переход к собственно человеческому существованию, формированию надбиологической, социальной сферы, историческому развитию культуры. Именно наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных.

Выдвигается гипотеза о том, что становление языка изначально носило полицентрический характер и совершалось независимо в нескольких географически изолированных регионах. В этом случае процесс мог протекать в очень различающихся между собой формах. Реконструировать эти формы естественно нет никакой возможности.

Еще в Древнем Египте люди задумывались над тем, какой язык самый древний. Египтяне считали себя древнейшим народом на свете. Геродот (IV в. до н.э.) в своей «Истории» описал «эксперимент», проведенный египетским царем Псамметихом (VI в.до н.э.) с целью установления того, какой язык является самым древним. Царь повелел отдать двух новорожденных младенцев на воспитание пастуху среди стада коз и запретил произносить при них какие-либо слова. В два года дети, якобы, произнесли первое слово бекос, что по-фригийски означало «хлеб». Был сделан вывод, что фригийский язык древнее египетского.

Такие «эксперименты» повторялись в истории не однажды. Если они проводились с соблюдением «всех требований», то они не могли привести ни к какому другому выводу, кроме того, что новорожденные дети, лишенные общения на человеческом языке, не заговорят ни на каком языке.

Выдвигалось много различных гипотез относительно того, какими были первые высказывания человека: звукоподражательная, междометная, трудовых выкриков, социального договора, жестов и др. Так, согласно звукоподражательной гипотезе язык возник из подражания звукам природы. Ироническое название этой гипотезы – «теория гав-гав». Согласно междометной гипотезе, к созданию языка привели эмоциональные выкрики от радости, страза, боли и др. («тьфу-тьфу теория»). Гипотеза трудовых выкриков выдвинута Людвигом Нуаре (XIX в.) и поддержана Ф.Энгельсом (1820-1895). Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков. По Энгельсу, труд с применением орудий труда создал человека, а одновременно с этим возник и язык.

Как справедливо замечает Олег Альбертович Донских, «когда говорят о возникновении языка, редко уточняют, что имеют в виду под словом «язык». А ведь значение это вовсе не очевидно. «Язык» в рамках данной проблемы может пониматься: (1) как языковая способность, не до конца понятый видовой признак человека, который позволил ему создать и поддерживать языковую систему), (2) как коммуникативная деятельность (способ общения, характерный именно для человеческого общества и (3) как система знаков (то, что составляет предмет языкознания)» [Донских 1988, с. 10]. Действительно, когда изучается образ жизни первобытного человека, то обсуждаются вопросы о средствах общения и способах их употребления, а никак не вопросы языковой способности первобытных людей или об используемой ими языковой системе. Антрополог пытается изучить вопросы языковой способности людей в разные исторические периоды, а лингвист ставит задачу восстановить языковую систему, которая существовала в тот или иной период.

Вслед за О.А.Донских, мы утверждаем, что «совершенно необходимо знать, какое значение придается слову «язык», когда имеется в виду его происхождение [там же, с. 11]. Более того, как мы уже отмечали в разделе 3, это необходимо знать и при изучении других вопросов, связанных с изучением человеческого языка. Справедливо и другое утверждение О.А.Донских относительно того, что проблема происхождения языка входит в предмет многих научных дисциплин, но подлинно универсальной теории до сих пор не создано. То же самое можно сказать и относительно теории языка в целом.

Где тот момент в прошлом, когда, возник человеческмй язык, это «изумительное творение культуры» (О.А.Донских), проще говоря, как люди начали разговаривать? Проблема происхождения языка не получила и в настоящее время окончательного решения.

Эта проблема, по мнению Т.М.Николаевой, имеет несколько аспектов, которые предполагают ответы на следующие вопросы [Николаева 1996]:

- когда, в какую эпоху, и на какой стадии эволюции человека сформировалась языковая способность;

- возникает ли язык в связи с необходимостью совершенствования способов коммуникации, или как средство мышления;

- как и в какой форме возникли знаки;

- как появился синтаксис.

Спорным в настоящее время является вопрос о том, в какой мере биологический фундамент влияет на то, как мы усваиваем язык. Существуют две противоположные точки зрения:

- Согласно первой точке зрения, врожденной является лишь общая способность к научению языку, а какую форму он в результате примет, зависит исключительно от конкретных обстоятельств и среды, в которых эта способность реализуется. Становление языка рассматривается как постепенный эволюционный процесс.

- Согласно альтернативной точке зрения, люди обладают неким врожденным аппаратом для освоения языка, который не просто обеспечивает возможность научения, но и прямо влияет на характер нашей речи, организуя ее в соответствии с генетически детерминированной системой правил. Эту независящую от научения систему правил Н.Хомский (основоположник второго подхода) рассматривал как некую общую для всего нашего биологического вида «универсальную грамматику», коренящуюся в нейронной структуре мозга («языковой орган») и обеспечивающую быстроту и легкость усвоения языка и пользования им.

Одной из главных особенностей нашего языка является наличие синтаксиса. Некоторые исследователи считают, что только с появлением синтаксиса можно говорить о языке в собственном смысле слова. Бессинтаксические коммуникативные системы – это протоязык.

Существует целый ряд гипотез относительно возникновения синтаксиса. Одни авторы полагают, что это событие было подобно взрыву, т.е. произошло быстро и резко, за счет некоей макромутации, вызвавшей соответствующую реорганизацию мозга. Другие ученые считают появление синтаксиса результатом постепенного эволюционного процесса.

Отрицать ценность археологических данных для определения времени появления языка не следует. Есть виды деятельности, которые невозможно или очень трудно осуществить без общения или предварительного обсуждения. Зафиксировав отражение таких действий в археологическом материале, можно с большой вероятностью предполагать наличие того или иного явления в соответствующий период эволюции языковой способности. По мнению некоторых ученых, древнейшим свидетельством языка и символизма в целом является использование огня.

Биологическое в человеке существует не как рядоположенное с социальным, а в самой сфере социального. Под воздействием человеческой деятельности биологическое модифицировалось. В биологических структурах и в функции человеческого организма содержится существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности. Жизнедеятельность человека находится под контролем его воли и сознания.

Л.С.Выготский показал, что психика человека – это не просто функция человека как материального существа, но и социальная функция. Разгадку особенностей психики человека нужно искать не в биологии и не в туманных законах души, а в истории человечества, в истории общества.

В отличие от поведения животных, человеческая деятельность осуществляется с помощью системы орудий труда. Эта система вырабатывается и закрепляется в обществе. У людей складывается новый тип деятельности – интеллектуальная деятельность, которая опирается на употребление психологических орудий – знаков. Развитие интеллектуальной деятельности привело к перестройке биологического характера, т.е. к эволюции мозга человека. Деятельность с помощью психологических орудий общественно закреплена, как и деятельность с помощью материальных орудий. Особенность психологических орудий в том, что использование знака направлено внутрь человека. Психологические орудия, как и обычные орудия, складываются во внешней деятельности людей и лишь впоследствии могут перейти внутрь.

Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру. Биологическое и социальное – две подструктуры, составляющие структуру человека как целостной системы. С формированием мышления и языка началось становление производственных, социально-экономических отношений как особого уровня организации материи – социальной жизни. Своеобразие социального вида материальности заключается в том, что она, в отличие от природной материи, не может существовать без сознания.