Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы языкознания. 2013 ч1 (1).docx
Скачиваний:
429
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
359.52 Кб
Скачать

Ч.Моррису (1901 – 1979) принадлежит идея о выделении в семиотике трех разделов («измерений»):

- семантики, изучающей отношение знаков к обозначаемым предметам и явлениям;

- синтактики, изучающей отношения знаков друг к другу;

- прагматики, изучающей отношение использующих знаки к знакам.

Немецкий логик и математик Г.Фреге (1848 – 1925), один из основателей математической логики и семиотики, пытался вскрыть единые логические и семиотические основания знаковых систем естественного и формальных языков, прежде всего, математики и логики. Фреге различал:

- имя (знак),

- значение (соответствует называемому именем предмету)

- и смысл знака. Под смыслом имени Фреге понимал способ представления обозначаемого данным знаком предмета. Например, Утренняя звездаиВечерняя звездаоба выражения имеют одно и то же значение, обозначают планету Венера, но эти два выражения имеют различные смыслы.

Согласно Фреге, знаку (имени) соответствует определенный смысл, смыслу соответствует определенное значение.

Обозначение вещи некоторым знаком не дает нам знания о самой этой вещи. Однако сложные имена, имеющие строение, отражающие наш подход и способ обозначения предмета, мотивирующие наименования, несут определенное действительное знание о предмете.

Теория смыслов Фреге позволяет объяснить природу «пустых имен», т.е. таких наименований, которые понятны, но не обозначают реально существующих предметов, например, наиболее удаленное от Земли небесное тело, ведьма и т.п. Такие имена имеют смысл, но лишены значения. К таким именам Фреге относит имена персонажей художественных произведений (ср.ДонКихот, Евгений Онегини т.п.) Подобные имена есть и в науке:флогистон, эфир и др.

Теория Фреге дает возможность подвергнуть семиотическому анализу такие названия, которые искажают действительное отношение смысла и значения, т.е. выражают заблуждение или намеренную ложь. Такие имена есть в политическом словаре любого языка. Авторы, вводящие такие имена, либо недостаточно представляют себе значение (предмет), либо имеют целью намеренно ограничить понимание обозначаемого предмета или лица уровнем вводимого данным именем смысла, т.е. представлять действительный предмет или лицо так, как они заданы в смысле имени (враг народа, великий зодчий коммунизма, полководец всех времен и народов, корифей науки, отец народови др.

Согласно Э.Бенвенисту (1902 - 1977). язык обладает свойством двойного означивания, сочетает в себе два разных способа означивания: семиотический и семантический.

Семиотический способ означивания придает знаку статус целостной единицы. Чтобы опознать знак, здесь достаточно решить вопрос о его существовании. Например, дерево – знак, а * мерево – не знак; песня - *пасня; мыть - *дыть; желтый _ *волтый; на - * са и др. Знак существует в том случае, если опознается как означивающее всеми членами данного языкового коллектива и если у каждого вызывает, в общем, одинаковые ассоциации и одинаковые противопоставления.

Под семантическим означиванием понимается означивание, порождаемое речью. Сообщение не сводится к простой последовательности единиц, которые допускали бы идентификацию каждая в отдельности. Смысл не появляется в результате сложения знаков. Смысл реализуется как целое и разделяется на отдельные «знаки», какими являются, например, слова.

Оба способа предъявляют к своим единицам различные критерии идентификации. В семиотическом способе означивания языковые единицы должны быть узнаны, а при семантическом означивании языковые произведения должны быть поняты.

Знаки первичного означивания – номинативные знаки. Знаки вторичного означивания – коммуникативные знаки. Первичное означивание – это старый опыт, а вторичное означивание – это новый опыт. Задача говорения заключается в том, чтобы согласовать новую реальность с известной. Новая реальность представляется с помощью фиксированных образов. Говорение есть сочетание языка с новой реальностью.

Специфика языковой знаковой системы по сравнению с другими знаковыми системами, функционирующими в человеческом обществе, заключается в следующем.

1. Знаковая система естественного языка не создана искусственно, а сформировалась объективно (независимо от воли людей) в результате длительной эволюции. Она возникла естественным путем. Языковая знаковая система является биологической и социальной необходимостью становления человека. Другие знаковые системы создаются в результате разового соглашения, имеют искусственный характер.

2. Языковая знаковая система – универсальное средство формирования (создания), хранения и передачи мыслительного содержания. Она применяется в различных сферах. У других знаковых систем сфера употребления ограничена, они предназначены для передачи ограниченной информации.

3. Знаковая система языка первична по отношению к другим знаковым системам. Как отмечает Э. Бенвенист, язык служит семиотической матрицей, на которой можно вторично построить неограниченное множество знаковых систем – субститутов.

4. Естественный язык есть интерпретант всех семиотических систем. Любой знак любой системы может быть «пересказан» средствами языка. Естественный язык – посредник между всеми семиотическими системами.

5. Языковая знаковая система используется творчески в речи. В речи постоянно возникает что-то новое. Знаковая система языка развивается в процессе функционирования, развивает вариативность форм и значений.

6. Языковая знаковая система обладает неограниченной семантической мощностью. Она экономна за счет членимости. Универсальное свойство языковой системы заключается в том, что для выражения каждой ситуации не требуется особый нечленимый знак. Семиотическая система, в которой каждому сообщению соответствует сигнал, является элементарной семиотической системой. В такой системе за каждым передаваемым сообщением закреплено одно неразложимое выражение. Так, междометие ах, нельзя разложить на составляющие элементы, в отличие, например, от высказыванияКак хорошо!Неразложимые знаки встречаются в нелингвистических системах. В системе языка междометия и другие неразложимые знаки составляют незначительную часть языкового материала и находятся на периферии языковой системы.

Язык устроен таким образом, чтобы с помощью конечного числа элементов передать бесконечное множество сообщений. Язык имеет в своем инвентаре в принципе конечное число воспроизводимых элементарных знаков типа морфем и слов и ограниченное число способов конструирования бесчисленного множества новых, неповторимых сложных знаковых образований типа словосочетаний, предложений, текстов.

7. Как конкретно-историческое явление и порождение ряда эпох и поколений, язык сохраняет избыточные черты, противоречивые образования. Язык не подчиняется сознательной регулировке. Другие знаковые системы создаются сознательным актом воли, имеют логический характер, в них можно вносить изменения.