Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kurs_lektsiy_gos_reg_ek.docx
Скачиваний:
123
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
117.3 Кб
Скачать

Содержание и сфера государственного регулирования экономики.

Со второй половины  19 века рациональное производство достигло невиданных ранее размеров. Конец 19 века связан с очень быстрым  развитием (со взрывом) научно-технических достижений, что коренным  образом перестроило производственный базис. Значительно усложнились связи, как внутри организации, так и между ними и государством. Все это породило необходимость антицикличного регулирования, так как последствия кризисов стали неизмеримо больше, чем это было в прежний период. Это привело к возникновению специальных разделов в законодательстве (в частности, возникло антимонопольное законодательство). Кроме того, усиление государственного вмешательства в экономику диктовалось целями подготовки к войнам. В разных государствах разрабатывались целые системы мер, например: принудительное картелирование в Германии, государственный протекционизм в Японии.

Начали формироваться военно-промышленные комплексы. Государственное регулирование оказалось необходимым для осуществления социальной политики и для реализации стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление ряда благ оказалось невозможным без использования государственных рычагов.

Государственное регулирование обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

Государственное регулирование (в широком смысле) – распространение макроэкономического  воздействия политических структур на национальное хозяйство.

Нужно учитывать особенности, как развития экономики, так и национальные особенности каждого государства, что включает в себя: национальные традиции, рациональность ожидания населения, степень доверия правительству (все это вместе называется менталитет).

Государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей, якобы, интересы большинства.

В лучшем случае государственное регулирование может более или менее эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их.

История  свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порождает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, угнетает их инициативу, порождает надежды на всемогущество власти. Однако это не говорит о том, что регулирующей роли следует избегать.

Например: нобелевский лауреат Бьюкенен определяет контуры необходимого государственного регулирования как некий гражданский договор по поводу управления товарами и услугами, потребляемыми совместно.

По мере совершенствования системы государственного регулирования вырисовываются два противоположных начала:

1 – давление фискальной директивной политики, которую олицетворяют чиновники, которые претендуют на монополию в области принуждения

2 – меры индикативного воздействия, осуществляемого в основном посредством кредитно-денежной политики

Эти меры направлены на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, который соответствует государственным интересам.

Общеизвестно, что всегда особенно большое возбуждение вызывает рост численности чиновников.

 

Традиционным объектом государственного регулирования являются:

1) объекты государственной собственности

В руках государства, как правило, находятся жизненно-важные отрасли, инфраструктуры, транспорт, связь, энергетика, основные финансово-кредитные системы, часть военной промышленности.

2) национальное достояние, которое не является предметом купли-продажи и не приносит прибыли (парки, леса, воды)

Источником формирования государственной собственности выступает национализация и государственное предпринимательство.

В собственности государства могут находится предприятия, а также пакеты акций предприятий, доли в уставном капитале предприятий.

Если предприятие находится в государственной собственности, то в соответствии с ГК РФ – это унитарное предприятие, а имущество, принадлежащее на правах собственности государству, может передаваться таким предприятиям в хозяйственное ведение, и могут быть казенные предприятия, когда имущество передается  в оперативное управление.

В независимости от того, что собой представляют предприятие, которому передано государственное имущество, оно все равно является субъектом рыночных отношений, то есть оно работает на коммерческих началах. Как показывает история, прямое государственное участие в процессе воспроизводства вряд ли можно представить в виде разрастающегося процесса. Даже в отраслях, которые составляют инфраструктуру государства, начинают появляться гос-ва частные и, как правило, это является следствием того, что утверждается, что эти отрасли государству невыгодны из-за низкой рентабельности, а значит, неизбежна их бюджетная поддержка.

Государственное предпринимательство, как правило, расширяется во время войн, во время подготовки к войнам, используется для повышения занятости – организация общественных работ.

Многое зависит от социально-политического климата в стране, позиций партии, которая находится у власти.

Государственное предпринимательство является сферой столкновения теоретических концепций по поводу участия государства в экономической жизни страны. В любой стране всегда сталкиваются силы, которые подталкиваются государственниками с теми силами, которые выражают интересы рыночные. Иногда делаются попытки симбиоза этих теоретических представлений (этим занимался Самуэльсон).

Соотношение между рынком и государственным вмешательством всегда измеряется применительно к ситуации. Причем поглощение одного из полюсов другим непродуктивно и даже опасно.

Например: курс на приватизацию проводили правительства Рейгана и М.Течер; его можно обнаружить в японской административной реформе. Эту же политику, которая началась в конце 70-х все признают достаточно успешной.

Любопытной с точки зрения роли государства является шведская модель. В Швеции, как правило, у власти стоят социал-демократы. Их политика исходит из того, что собственность не является определителем общественного строя, то есть при практически одинаковом типе собственности возможны различные формы распоряжения национального дохода. В руках государства находится не более 5% основных производственных фондов, но государство перераспределяет около 80% национального дохода, причем 40% направляется исключительно на социальные цели. Это явление называется шведский «социализм»

Шведский «социализм» можно представить в виде двухъярусной структуры. В фундаменте – производстве – господствует частная собственность и рыночная конкуренция, а в сфере распределения, в социальных делах и в инфраструктуре действует государство.

В США – 12% основных производственных фондов находится в руках государства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]