Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Салливен..docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
2.17 Mб
Скачать

10 Новизна и актуальность архитектурного решения

В высотных зданиях, спроектированных Салливеном, чувствуется стремление синтезировать законы композиции, идущей от традиций парижской Школы изящных искусств, с выражением новой каркасной и ячеистой структуры конторского здания.

Интересно сравнить здания Вейнрайт в Сент-Луисе (1891) и Гаранта в Буффало (1893). Фасады обоих зданий декорированы богатым растительным орнаментом. В первом из них он покрывает горизонтальные подоконные вставки и верхний технический этаж с большим выносом карниза. Во втором, более высоком и стройном по пропорциям, орнамент находится на вертикальных элементах стен. Значение вертикальных элементов в работах Салливена постепенно усиливается. Он развивает пропорции здания строго вверх, наподобие готическим соборам [16].

Все пять принципов были использованы Салливеном при строительстве Уэйнрайт-билдинг. Кроме того, свое воплощение получил главный принцип всей новой архитектуры, который архитектор сформулировал так: "Форма соответствует предназначению". В приложении к другим постройкам Салливена этот принцип мог означать, что заводскому корпусу необязательно иметь коринфские колонны, а вокзалу — готические шпили. В случае же с небоскребом функциональность понималась особым образом. В понимании Салливена главная функция небоскреба в том, чтобы быть небоскребом, поскольку идеи силы и свободы, которые воплощены в этом типе зданий, самоценны и соответствуют американскому национальному духу. Поэтому, чтобы быть небоскребом, здание должно парить и рваться ввысь. Чтобы подчеркнуть "парение", Салливен отказался от горизонтального членения фасада, заменив его вертикальным. Опорные стойки, служащие внешним каркасом, были использованы, чтобы подчеркнуть устремленность здания в небо, а большие окна между опорами создавали ощущение воздушности. Облицовка была выдержана в черно-красных тонах с использованием миссурийского гранита и песчаника.

Внутри здания размещались 9 магазинов и более 200 офисов, но это было не главное. Впервые небоскреб был осознан как здание особого типа с собственной эстетикой, а в Америке появился собственный архитектурный стиль.

На рубеже XX века первым разработал концепцию высотного здания, стремясь «использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания» (БСЭ). Изложил свои взгляды в статье «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» (1896). Начиная с 1908 г. работал в тандеме с Джорджем Грантом Элмсли («дома прерий» и «алмазные шкатулки») [8].

11 Коллеги, соавторы, ученики, последователи Луиса

Салливен сумел развить идеи других архитекторов Чикагские архитекторы У. ле Барон Дженни, Д.Х. Бернхем и Дж.У. Рут сумели ясно и правдиво выразить новизну конструкции и внутренней организации построек. Салливен пошел дальше, стремясь соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды. Параллельно с экспериментами в строительстве небоскребов складывалась его архитектурная теория [6].

Работа в ателье Ф.Фарнесса привлекла Салливена своей приверженностью романтической неоготике.

В 1879 году Салливен поступил в ателье Данкмара Адлера и уже через два года стал его компаньоном. В этом содружестве были созданы наиболее значимые произведения архитектуры, ставшие историческими.

В 1895 году Салливен расходится с Адлером и по 1905 год работает с Дж. Элмсли. Они занимались жилищным и банковским строительством.

Наиболее влиятельным представителем концепции органической архитекторы, основоположником которой был Салливен, стал финн Аалто Албар.

Творчество Салливена наложило отпечаток на молодое поколение архитекторов Среднего Запада, выдающимся представителем которого был Франк Ллойд Райт, один из его учеников.

Салливен сумел синтезировать в единую систему идеи, назревавшие в XIX веке и подготовившие решительный  поворот развития архитектуры XX века. Недаром западноевропейские функционалисты 20-х годов объявили его своим предшественником.