Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Салливен..docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
2.17 Mб
Скачать

7 Периоды творчества Луиса

После гражданской войны в США произошел экономический бум. который требовал строительства большого количества офисов. Многие создатели проектов ломали голову над тем, как построить здание с наиболее рациональным использованием земли. Прекрасным решением стало строительство многоэтажных зданий. Но тут использовалась старая система, которая имела большие недостатки. Стены были шириной 2-3 метра, и это сказывалось на освещении.

Adler&Sullivan – фирма, созданная компаньонами Данкмаром Адлером и Луисом Салливеном. Они много лет работали вместе, и пик карьеры Салливена прошел в этой фирме. Данкмар Адлер ещё до начала их общей работы был неординарным архитектором. Фирма процветала, поскольку коллеги прекрасно дополняли один другого. Бизнес был за Адлером, а творческая сторона за Салливеном.

Фирма Adler&Sullivan подготовила проект "Борден блок" в которым использовались внешние опоры, что позволило уменьшить толщину стен и использовать большие окна. Благодаря этому проекту фирма закрепилась на новом уровне [7].

В 1893 году экономический бум сменился кризисом и стагнацией, строительство новых зданий затормозилось, и заказов стало меньше. Известность сыграла с фирмой Adler & Sullivan злую шутку: с престижными, а значит, и дорогими архитекторами никому не хотелось связываться. В 1895 году Адлер ушел из фирмы и последние пять лет своей жизни работал над собственными проектами.

Без хватки Адлера дела Салливена пошли значительно хуже, ведь он привык во всех бизнес-вопросах полагаться на старшего компаньона. Если за 15 лет существования совместного брэнда Салливен построил более сотни зданий, то с 1895 по 1924 год (год его смерти) он спроектировал лишь 20.

С 1895 по 1905 год Салливен работал с Дж. Элмсли, занимаясь жилищным и банковским строительством. Последнюю крупную возможность реализовать свою концепцию Салливен получил в 1899 году, проектируя на оживленном угловом участке универсальный магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь Карсон, Пири и Скотт).

Первое десятилетие ХХ века было для Салливена нелегким. Его последние произведения невелики по объему. Они более лиричны; их примечательная особенность – своеобразное сочетание богатого орнамента с крупной монументальной формой целого. Наиболее интересная из его поздних построек – Национальный фермерский банк в Оватоне, штат Миннесота (1908), где Салливен создал лучший из своих интерьеров.

Мало загруженный практической работой, Салливен в 1901-1902 годах создает большую часть своего литературного наследия. В это время была написана книга «Беседы в детском саду», текст которой в течение целого года публиковался еженедельником «Интерстэйт аркитект энд билдер». Для более живой передачи своих мыслей Салливен избрал здесь форму диалога между учителем и детьми. Название книги отражает мнение автора, что лишь простота общения в детском саду может считаться плодотворной - он противопоставляет ее традиционным методам академической школы.

Неудовлетворенность, болезненные ноты становятся все более отчетливы в работах, написанных Салливеном после 1900 года. Его критика становится все более ядовитой, стиль - все более эпиграммическим и в то же время все более сложным и насыщенным метафорами. Чаще всего Салливен адресуется к архитектурной молодежи.

Однако теоретические высказывания архитектора не менее значительны, чем его постройки. «Все в природе, - говорит Салливен, - имеет свой облик, другими словами, имеет форму, внешнее выражение, которые раскрывают нам их сущность и то, чем они отличаются друг от друга и от нас самих». Сравнение с природой приводит автора к выводу, что цель архитектурного решения должна заключаться в том, чтобы придать каждому сооружению ему одному свойственный неповторимый облик. «Будь то парящий орел или цветущая яблоня, везущая груз ломовая лошадь или ветвистый дуб, извилины реки или гонимые ветром облака, восходящее или заходящее солнце, - форма всегда отвечает функции - это закон».

В период с 1886 по 1923 гг. Луис Генри Салливен часто выступал с лекциями и много писал об искусстве, образовании и демократии. 

Деятельность Салливена, как практическая, так и теоретико-публицистическая, является выражением прогрессивных идей рубежа XIX-XX вв. Влияние Чикагской школы ослабло с наступлением волны эклектики в американской архитектуре. К 1900 году только Салливен оставался верен ее рационалистическим принципам и продолжал их теоретическую разработку. В отличие от других ее представителей он предпочел разориться, но остался верен своим убеждениям. В 1918 он лишился мастерской и права получать заказы.

Последней возможностью Салливена реализовать свои теоретические концепции было строительство в 1 универсального магазина в Чикаго (ныне - магазин Карсона, Пири и Скотта). По силе и чистоте линий это одна из лучших работ архитектора. На фасаде хорошо читается каркасная конструкция, подобно клетке замыкающая внутренний объем. В пропорциях выделены цокольная и завершающая карнизная часть здания, что характерно для всех работ архитектора.

Первое десятилетие ХХ века было для Салливена нелегким. Его последние произведения невелики по объему. Они более лиричны; их примечательная особенность - своеобразное сочетание богатого орнамента с крупной монументальной формой целого. Наиболее интересная из его поздних построек - Национальный фермерский банк в Оватоне, штат Миннесота (1908), где Салливен создал лучший из своих интерьеров, и павильона Транспорта на Колумбийской выставке 1893 г. 

В последние годы жизни Салливена крупных контрактов почти не стало. Последним, что он построил, был небольшой музыкальный магазин [6].

Творчество Салливена наложило отпечаток на молодое поколение архитекторов Среднего Запада, выдающимся представителем которого был Франк Ллойд Райт. Салливен сумел синтезировать в единую систему идеи, назревавшие в XIX веке и подготовившие решительный поворот развития архитектуры XX века. Недаром западноевропейские функционалисты 20-х годов объявили его своим предшественником. Большой заслугой Салливена было также создание концепции "органичной архитектуры", блестяще развитой его учеником Райтом, а затем продолженной финским архитектором А. Аалто.