Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
84
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
1.75 Mб
Скачать

48. Антиимпериалистическая освободительная идеология в странах Востока: суньятсенизм, гандизм, мархаэнизм, кемализм.

Суньятсенизм

Сунь Ятсен: 1866-1925 г. Основные труды:«Записки о китайской революции: программа строительства государства» (1918); «Три народных принципа»; (1924); «Основы национального возрождения») (1924).

Главные идеи: Три народных принципа: национализм, народовластие, народное благосостояние. Для установления народовластия необходимо равенство.

Равенство не означает, что все люди рождаются одинаковыми - главное, чтобы всем был предоставлен равный шанс на развитие своих способностей. В идеальном демократическом государстве пять ветвей власти: исполнительная, законодательная, судебная, селективная и контрольная. В Китае должна быть проведена экономическая реформа: перераспределение земельной собственности под лозунгом «Земля - крестьянам».

Хорошо знакомый с политическими реалиями Европы и США, Сунь Ятсен был убежден в том, что только демократия может спасти Китай. Он хорошо понимал, что благодаря воздействию тысячелетней традиции китайский менталитет легко мирится с тем, что в управлении государством принимает активное участие лишь избранное меньшинство и правительство нисколько не считается с мнением большей части общества. Поэтому Сунь Ятсен стремился активизировать деятельность масс, развивая свою теорию знания и действия. Сунь Ятсен определял политику как «публичное управление делами государства» и считал, что каждый гражданин имеет право на участие в делах государства. В этом и заключается, в частности, принцип равенства. Сунь Ятсен никогда не утверждал, что люди равны по физическим или интеллектуальным возможностям, не считая природное неравенство социальным злой. Злом можно считать только искусственное неравенство - неравенство, которое навязано людям императорами и правителями и которое является причиной социальной несправедливости и народного возмущения. Чтобы избавить государство от потрясений, нужно сделать его демократическим, устранить несправедливость.

Сунь Ятсен определял истинное равенство как возможность для всех людей реализовать свои способности, отсутствие в обществе препятствий для реализации каждой личности. Любой человек должен иметь возможность самореализации, а такая возможность обеспечивается только соответствующим образованием

Такое понимание равенства уже свидетельствует об оригинальности Сунь Ятсена как политического мыслителя. Его теория демократии не является копией западных образцов. Наиболее ясно его концепция изложена в статье «Пять ветвей власти при демократии». Она свидетельствует о том, что источником его вдохновения была, несомненно, Америка (с тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной, судебной). Однако американскую систему Сунь Ятсен обогащает традиционными китайскими требованиями, добавляя контрольную и селективную (отбор посредством экзаменационной системы) ветви власти.

Выделение контрольной ветви власти также имеет традиционные истоки - в Китае всегда существовали ревизоры, контролировавшие местных и центральных чиновников, выполнявшие функции глаз и ушей императора.

Гандизм

Выдающаяся роль в организации массо­вых ненасильственных кампаний сопротивления в 20—40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869—1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиколониальный фронт.

Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской куль­туры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этиче­ские и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н, Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описыва­ется в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла евро­пейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства — это кровное дело, поскольку это борьба за справед­ливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. Поэтому требования независимости страны и преобразования об­щества, облаченные в традиционные образы, становились понят­ными многим десяткам миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. Пониманием психологии кресть­янства был отмечен тактический метод гандизма в национально-освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества и т.д.). В этом методе весьма своеобразно сочетались терпение и протест, кон­серватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном миро­воззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с терпимостью к противнику. Именно в таком сочета­нии ненасилие у Ганди выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету. Ганди отрицал клас­совую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед лицом общей задачи — освобождения от иностран­ного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной н по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и заста­вил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной воору­женной борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромис­сам, но он как никто другой знал, когда именно массовое нена­сильственное движение нужно приостановить, чтобы оно не пре­вратилось в свою противоположность, то есть в кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до конца всех революционных возможностей массового ненасиль­ственного сопротивления.

Соседние файлы в папке ШПОРЫ