Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом К-ВЛАСТЬ ДОРАБОТКА 1.rtf
Скачиваний:
10
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
773.4 Кб
Скачать

2.2. Государство, право и церковь в период раннего средневековья

С падением Римской империи уходит в прошлое античная цивилизация вместе с государственно-правовыми институтами, господствовавшими в тот период. По справедливому замечанию исследователей «западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным конгломеративным «варварским» королевствам и в конечном счете к централизованным национальным государствам»60.

В политической жизни Европы стали наблюдаться неизвестные странам Востока и античности исторически более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни61.

Наряду с обычаями у франков, вестготов и остготов, а также у других германских народностей стали создаваться специальные кодексы, регламентирующие основные вопросы жизнедеятельности. Такие источники можно назвать «варваризованным» римским правом. В качестве примера стоит обратиться к Кодексу короля вестготов Аларика II, составленному еще в начале VI в. В его основу были положены взятые в усеченном виде статьи и параграфы Кодекса Феодосия, действовавшего в Восточной Римской империи с 15 февраля 438 г., а в Западной - с 1 января 439 г., а также законодательство других римских императоров, Институции Гая, Сентеции Павла и др.62

Для укрепления королевской власти использовались источники римского права, такие как Институции Ульпиана, Дигесты Юстиниана и др., в которых власть императора определялась в качестве высшего юридического авторитета, непререкаемой юридической силы и воли. «То, что угодно принцепсу, - написано в Дигестах Юстиниана, - имеет силу закона, именно с тех пор как царским законом, который был дан в отношении его империи, народ предоставил свою империю и власть ему и всему в нем»63.

Одной из особенностей развития правовых идей, явлений, учреждений и институтов Средневековья выступает формирование и развитие не только на своей собственной, порожденной на данном отрезке времени идейно-правовой основе, но и путем рецепции, приспособления, адаптации римского права к новым историческим условиям, к новым социальным потребностям. Это особенно отчетливо прослеживается в торговой, политической и духовной жизни европейского общества.

Основополагающие идеи римского права использовались для обоснования притязаний римских пап на мировое господство, а применительно к королевской власти призваны были централизовать государственную власть, а также юридизировать всю общественную и политическую жизнь каждой страны.

Споры вокруг рецепции римского права вызвали борьбу различных общественно-политических и научных школ, что в целом позволило дополнить идейные обоснования права. Так, представители исторической школы права считали, что «любое национальное право есть не что иное, как порождение народного духа, что это всегда ограниченное рамками «национальной идеи» и народного духа право»64.

Критикуя данную точку зрения, Р. Иеринг отметил следующее: «Жизнь народов не есть изолированное состояние друг подле друга. Она, как и жизнь отдельных личностей, есть общение, система взаимных соприкосновений и влияний. Она выступает как громадный обмен, охватывающий все стороны человеческого бытия. Тот же самый закон, который имеет силу для мира материального, существует и для духовного, ибо жизнь есть заимствование извне и внутренне присвоение... Прекратить заимствование извне и присудить организм к развитию изнутри - значит умертвить его, ибо развитие изнутри начинается только у трупа»65.

Применительно к праву автор отмечает, что живое, динамичное развитие любой национальной системы права возможно лишь во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами права, в том числе с широким использованием рецепированного права. Вступая в полемику со своими оппонентами, мыслитель пишет: «Римское право, так же как и христианство, греческая и римская литература и искусство, сделалось элементом нового мира, влияние которого отнюдь не ограничивается теми учреждениями, которые были заимствованы из римского права».66

В подтверждение слов Р. Иеринга можно заметить, что история развития идейно-правовых основ в Средние века и в последующие годы не сводилась лишь к рецепции духа и содержания римского права. В процессе развития общества, государства и права, в ходе расширения торговых и иных отношений между странами неизбежно возникала необходимость и потребность совершенствования различных институтов, принципов и норм не только римского права, но отдельных положений и институтов действующего права в различных государствах средневекового и более позднего периодов.

В начале Средних веков происходило множество внутренних и внешних споров, конфликтов, и нужна была некая согласительная процедура, которая позволила бы избежать конфликта, заменить разрушительные действия третейским или посредническим вмешательством, эффективность которого подтверждалась временем.

Под влиянием зарождавшейся феодальной системы международное право раннего Средневековья переживало так называемую приватизацию, происходило смешение публично-правовых и частноправовых институтов, что обусловило его дальнейшее развитие в средневековый период. В частности, многие генетически международные согласительные процедуры активно внедрялись во внутренний, еще не окрепший правопорядок новых феодальных объединений.67

Исходя из особенностей средневекового международного права можно установить этапы формирования элементов международного правосудия, включавшего международные способы мирного разрешения споров или предотвращения войны (они, в свою очередь, подразделялись на судебные, в том числе арбитражи и органы третейского разбирательства, и посреднические; для данного исследования интересны только первые) и то, что условно можно назвать уголовным правосудием (наказание нарушителей международных обязательств).68История античности и европейского Средневековья показывает примеры институционной и нормативно-правовой базы такого правосудия: «В течение веков в старинной Германской империи, между швейцарскими кантонами и между городами-государствами Северной Италии, не говоря уже о других регионах, споры между государствами и правителями зачастую мирно разрешались методами, которые нельзя назвать полностью или в техническом смысле арбитражными; это в большей степени делалось на основе норм, которые носили общий и постоянный характер».69

В период раннего Средневековья перед европейскими государствами встала проблема преодоления «приватизации» международного права. Вследствие выхода на международную арену множества новых раннефеодальных образований - субъектов международных отношений, - природа ряда которых не являлась публично-правовой, в те времена часто сложно было отличить публично-правовой характер многих международных отношений, регулирующих их норм и принципов от частноправового. Публичное римское право постепенно вытеснялось обычным правом варварских «правд». Происходила своеобразная «приватизация» государства, публичная власть которого в условиях еще не стабильных, не устоявшихся правоотношений и внутриправовой структуры подменялась личной властью военных вождей, суверенов, правителей, обеспеченной их гвардией. На время «приватизировались» отдельные нормы международного права. Наиболее ярко это проявилось на примере института третейского суда, ставшего «пограничным» между публичным и частным правом: «Характер третейского разбирательства носил зачастую смешанный частно- и публично-правовой характер, одновременно внутригосударственный и международный. Это объяснялось тем, что во многих случаях в качестве третейских судей по спорам между вассалами выступали их сюзерены».70

Одним из наиболее активных противников такой ситуации уже с начала Средних веков стала церковь. Вследствие притязания на общеевропейское господство именно международно-правовые вопросы играли ключевую роль в деятельности пап; меньше всего их интересам отвечал частноправовой характер институтов этого права. 71

В числе основных способов утверждения международного господства папы можно назвать провозглашение его верховным арбитром: «Глава церкви является и высшим международным судьей. Он в лице папы считает себя единственно призванным судить монархов за их личные преступления, как убийства и прелюбодеяния, или выступать судьей в споре между сюзереном и вассалами, или между королем и народом, а иногда и освобождать своею властью подданных от присяги. Но наряду с этим он судит и монархов в их спорах между собой, и целый ряд пап, таких как Александр III, Гонорий III, Иоанн XXII, Григорий XI, Александр VI, Климент VIII, Григорий XV и Климент XI, выступали в качестве третейских судей»72.

Следовательно, в деятельности римских пап формировался прообраз института международного суда, персонифицированный главой церкви, ведь при этом «сам папа не связан ничем. Он может судить всех, не будучи судим никем»73. Последнее утверждение закреплялось в «Dictatus papae» (1075 г.) папы Григория VII, основной идеей которого стало притязание на всемирную судебную власть папского престола: «18. Его приговор не может быть никем упразднен; он один вправе упразднять свои приговоры. 19. Его никто не вправе судить»74. Позднее международная судебная юрисдикция папы обосновывалась в декрете папы Иннокентия IV (1243 г.), булле «Unam sanctam» папы Бонифация VII (1302 г.) и др.

Практические действия пап по арбитражному и третейскому разбирательству представляли собой разновидность первых средневековых институтов международного правосудия.

Ряд институтов международного правосудия был внедрен церковью (например, институты «Божьего суда» как решение исхода поединка, «Божьего мира» - поединка сторон как замены широкомасштабных военных действий). Папа Римский взял на себя функции международного арбитра и посредника, на церковных соборах был введен институт перемирия, сами вселенские соборы стали прообразом институционных органов международного правосудия. Посредническая функция религии как наиболее тесно связанная с международным правом отмечается некоторыми исследователями как одна из основных для религиозной системы вообще.75

Под влиянием тенденций раннего Средневековья многие нормы, регламентировавшие международные судебные, посреднические процедуры, проходили становление в торговой сфере. Институты международного правосудия можно разделить на судебные, посреднические процедуры разрешения международных споров и институт консулов, появившийся в международном праве того времени. С учетом наработок этого периода создавались впоследствии международные арбитражные и третейские органы.

Средневековье представляло собой своеобразный этап формирования системы международного правосудия. Объединение функций, а иногда и смешение институтов международного арбитража, посредничества, добрых услуг, дружеского урегулирования и т.п. свидетельствовало о еще низкой юридической технике и о том, что эти институты находились только на этапе становления.