Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зарубежка.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
113.15 Кб
Скачать
  1. Боспорское государство

Наивысшего расцвета Ольвия достигла в V-IV вв. до н.э. Однако затем она теряет свое влияние в силу конкуренции в здешних местах с более мощным Боспорским государством.

Боспорское государство возникло за счет объединения нескольких греческих колоний. Его географическим центром стал Керченский пролив, именовавшийся в то время Боспором Киммерийским, откуда и получило свое название государство. Главным его городом был Пантикапей (нынешняя Керчь), основанный в начале VI в. до н.э. Общность торговых интересов и необходимость обороны от соседей, прежде всего скифов, заставили города, расположенные на Крымском и восточном побережье Керченского пролива, объединиться в одно государство в начале V в. до н.э. под руководством династии Археанактидов. В 438 г. до н.э. государство возглавила новая династия — Спартокиды, которые были даже не греками, а «варварами», фракийцами. Они приняли титул архонтов, но сделали эту должность наследственной.

Спартокиды стремились к расширению государства. Они присоединили города Нимфей, Феодосию, создав основу государства на побережье Черного моря вплоть до нынешнего Новороссийска. Таким образом, Боспорское государство стало уже не греческим, а полиэтничным, где, однако, господствовала греческая культура. Определить его точную территорию невозможно, ибо она изменялась, но в IV в. до н.э. Боспорское государство простиралось примерно на 6 тыс. кв. км1.

Главной отраслью хозяйства в Боспорском государстве было земледелие, обеспечивавшее не только собственные нужды, но и широкий экспорт хлеба в Афины. О размахе этой торговли говорит тот факт, что в конце V в. до н.э. Спартокиды имели постоянных представителей в Афинах. Развивается виноделие, снабжавшее своей продукцией и соседние племена. Широко развернулись ремесла, в том числе производство железа, гончарных изделий. Важное место в жизни государства занимала торговля, включая транзитную, соединявшую Средиземноморье с варварскими соседями Боспора.

Боспорское общество было рабовладельческим, но своеобразным. В главной отрасли хозяйства — земледелии рабский труд применялся мало. Возможно, причиной этого являлось географическое положение боспорских земель: пашни находились прямо на границе с соседями. Поэтому рабам убежать за границу, может быть, к своим варварским соплеменникам было не трудно. Сказывалось, наверное, и то, что в присоединяемых варварских землях классообразование еще не завершилось и в процессе производства свободные общинники занимали важное место. Так или иначе, но исследователи отмечают, что рабов в Боспорском

государстве было неизмеримо меньше, чем свободных. Вместе с тем через Бос-пор шла активная транзитная торговля рабами: с материка их переправляли в далекую Грецию.

Что касается верхушки боспорского общества, то важное место в ней занимала вслед за правящей династией аристократия, связанная с производством и торговлей хлебом. Со временем с ней смешивается и аристократия присоединенных народов. В IV в. до н.э. заметной общественной силой становятся армия и

флот.

В качестве политической формы раннего Боспора выступала тирания. Однако под ней понималось не то, что мы имеем в виду в наше время. Тирания первой и второй династий состояла просто в том, что их основоположники захватили власть и что власть эта была достаточно крепкой.

По мнению почти всех исследователей, монархия в Боспоре имела специфический характер: она была коллегиальной, корпоративной. Дело в том, что во главе государства стоял не один правитель, а два или три, связанных родственными узами, — отец и старшие сыновья, два брата и т.п. Это не означало, что такие правители занимались одним и тем же делом. Обычно они разделяли между собой важнейшие функции. Впрочем, второй правитель выполнял иногда обязанности дублера, например, при главнокомандующем, в качестве которого выступал первый. Иногда младший правитель оставался как бы наместником в столице, когда старший уходил в поход.

Такая система позволяла плавно осуществлять правопреемство: старший сын, который на протяжении многих лет правил вместе с отцом, приобретал все необходимые знания и навыки. В источниках того времени такие монархи считались как будто бы равными, однако не совсем, старший рассматривался все-таки в качестве главенствующего. Тем не менее, почести им воздавались равные, и официальное обращение в сношениях с другими государствами делалось сразу к обоим.

Боспорские правители выполняли также судейские функции и были верховными жрецами.

Боспорские правители были самыми богатыми людьми. Больше того, их личная казна не отграничивалась строго от государственной. Вообще осуществлялась идея, по которой и само государство есть частная собственность правящей династии. Спартокиды имели громадные земли, с которых получали большие доходы. Кроме того, они широко занимались хлебной торговлей. Для ее развития строились новые порты, с которых шли и таможенные пошлины в пользу правителей. Экономическая мощь позволяла Спартокидам обеспечивать крепкое политическое господство, в частности, подмять под себя полисную структуру городов, городское самоуправление. Вместе с тем экономическое положение Спартокидов создавало общность их интересов с запросами аристократической верхушки — крупнейших землевладельцев и торговцев хлебом. Из них формируется слой «друзей тирана» — один из важнейших институтов и атрибутов всех тиранических режимов.

Такой режим поддерживался

вооруженными силами, в качестве которых выступала наемная армия. Флот был тоже укомплектован афинскими моряками. Сведения о народном ополчении на Боспоре в источниках не просматриваются. Полагают, что Спартокиды не очень надеялись на свой народ: наемники набирались обычно из варваров.

Предполагают, что в Боспорском государстве сложилось определенное окружное управление, во всяком случае, подразделение на европейскую и азиатскую части (границей между Европой и Азией в то время считался Керченский пролив и дальше Дон). Во главе этих округов и стояли младшие Спартокиды.

Помимо личного участия в управлении государством, руководства политикой Спартокиды располагали и аппаратом чиновников. Первый уровень чиновников включал «друзей тирана». Низшей территориальной единицей были, видимо, комы, во главе которых стояли комархи. Кроме этого, Спартокиды располагали штатом фискальных чиновников и, может быть, финансовых агентов.

Хотя, как уже говорилось, Спартокиды подмяли под себя полисное устройство, тем не менее, по мнению исследователей, оно в той или иной мере сохранилось и в столице, и в других городах, существовали народные собрания и пр. (Пантикапей, Фанагория, Горгипий).

Сохранилось в определенной мере самостоятельное управление и у народов, включенных в состав Боспорского государства. Они имели своих царей, вождей, собственное войско.

В III-II вв. до н.э. для Боспорского государства наступили тяжелые времена. Усилился натиск воинственных соседей — скифов и сарматов. Внутри самой династии Спартокидов разгорелась борьба за власть. Население городов тоже хотело расширения своих прав. Но главной силой, погубившей Боспор, было мощное восстание рабов под руководством дворцового раба Савмака. Последний представитель династии Спартокидов Персиад был убит. Восстание удалось подавить с помощью Понтийского государства, расположенного на южном побережье Черного моря. Его царь Митридат вместе с тем включил Боспор в состав своих владений.

Таким образом, первым путем возникновения государственности на территории нашей страны был классический — через рабовладельческое государство.

В советской литературе выдвигалась концепция, по которой все коренные народы нашей страны миновали «позор рабства» и сразу перешли к феодализму (С.В. Юшков). Однако в науке она не прижилась, и не удивительно. Вряд ли можно считать позорной целую эпоху в истории человечества, это во-первых. А во-вторых, рабовладельческие государство и право знаменовали шаг вперед в развитии общества, будучи обусловлены соответствующим развитием производительных сил и производственных отношений. От голодной и нищей свободы и равенства люди переходили к несправедливому, но более благоустроенному обществу.

Со временем рабовладельческий строй исчерпал себя. Он уступил дорогу новому, более прогрессивному, феодальному строю, феодальной общественно-экономической формации. Соответственно складывается и новый тип государства и права.

Однако на большей части территории нашей страны и у крупнейших ее народов государственность возникает другим путем: она вырастает сразу как феодальная из первобытно-общинных отношений.