Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зарубежка.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
113.15 Кб
Скачать

Государственные образования в Причерноморье (VII- IV)

  1. Возникновение и гос. Строй, общественная жизнь.

Со временем зона формирования государственных образований постепенно продвигается к северу. Она переваливает через Кавказский хребет и располагается вокруг Черного и Азовского морей, где жили многочисленные и этнически разнообразные народы.

Важное место в истории занимают скифы и их государственность. Скудость источников вызывает многочисленные споры, касающиеся истории этого народа или даже народов, по мнению некоторых авторов. Само место происхождения скифов не очень ясно. Имеется точка зрения, согласно которой они пришли в Европу с Алтая, на что указывает, в частности, и антропологический тип по крайней мере части скифов. Советские же авторы настаивали на том, что скифы — автохтонный, коренной народ Северного Причерноморья. В VIII в. до н.э. скифы по восточному берегу Черного моря двинулись на юг, наводя ужас на народы Передней Азии, что было зафиксировано даже в Библии1. Затем, однако, они вернулись к берегам Черного моря.

В науке вызывает споры этническая природа скифов. Некоторые авторы считали их монголами, другие — иранцами, а группа дореволюционных русских исследователей (В.В. Григорьев, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский) предполагала, что они должны быть славянского происхождения. Последняя точка зрения пользовалась одно время популярностью и у советских историков, которые хотели тем самым увести историю наших предков в более далекие времена. Этой теории обоснованно возражал основоположник науки истории государства и права СССР С.В. Юшков, отмечавший языковое несходство скифов со славянами. На связь со славянами указывает, правда, европеоидный тип части скифов, который отмечают некоторые исследователи. Г.В. Вернадский пытался примирить различные взгляды указанием на возможность того, что древние источники объединяли под именем скифов весьма различные народы.

Предшественниками скифов, образовавшими первые политические формирования между Черным и Каспийским морями, были киммерийцы (X-VIII вв. до н.э.). Они же первоначально и господствовали над скифами. В течение первой половины VII в. до н.э. скифы сломили сопротивление киммерийцев и распространили свое владычество от Волги до Днестра. Впрочем, взаимоотношения киммерийцев и скифов не вполне ясны.

Общественный строй скифов был рабовладельческим. Некоторые авторы полагают, что рабовладение скифы переняли в ходе их броска на юг, когда они оказались в гуще старейших рабовладельческих государств. Такое влияние возможно, однако следует заметить, что скифское общество находилось в состоянии, когда оно само было способно перенять рабовладение, подготовлено к нему своим собственным внутренним развитием. Во всяком случае, источники сообщают, что когда скифское войско ушло на юг, то женщины, оставшись без мужей, завели массу детей от рабов. Этот факт говорит и о другом: рабство в VII в. до н.э. еще не являлось преградой, которая помешала бы свободной женщине пойти на такую связь. Исследователи полагают, что в это время рабство было еще патриархальным. Однако позже оно в Скифии приобрело все черты, свойственные эпохе рабовладения на востоке.

Рабовладельческие порядки стали весьма жесткими. Раб не имел даже права на жизнь, приравниваясь к домашнему скоту. В скифских курганах, где были захоронены богатые и знатные люди, археологи встречают скелеты рабов вперемешку с костями домашних животных. Те и другие должны были сопровождать хозяина в потусторонний мир. Некоторые авторы считают, что зрелый рабовладельческий строй сложился у скифов только к IV в. до н.э. Впрочем, это не помешало им тогда же прибегнуть к боевым услугам рабов. Когда враги осадили Ольвию, скифы, которые жили в этом городе вместе с греками, отпустили всех рабов на волю, включили их в свое войско и таким образом отбились от нападавших. Рабство у скифов было двоякого рода: индивидуальное и коллективное, когда группа рабов принадлежала целой общине.

Вопрос о времени возникновения государственности у скифов в науке спорен. Разные авторы называют VII, VI, V и даже IV в. до н.э. Думается, ближе к истине стоят те, кто предлагает более раннюю дату, что подтверждается, например, наличием в это время отрядов вооруженных рабовладельцев, предназначенных, очевидно, для подавления сопротивления рабов. Еще более ярким фактом является существование уже в VII в. до н.э. наследственной царской власти. В более позднее время сложится даже идея о ее божественном происхождении.

Скифское государство не было централизованным, чему способствовал и его кочевой характер.

В источниках отмечается сильная военная организация скифов, основу которой составляла кавалерия, вооруженная луками, а также мечами и кинжалами. Во главе войска стояли цари, которые не только командовали воинами, но и сами участвовали в сражении. Так, скифский царь Атей в возрасте 90 лет погиб в бою с македонцами в 339 г. до н.э.

Скифы-кончевники подчинили себе оседлые земледельческие народы, производившие такое количество зерна, которого хватало даже на экспорт в Грецию.

Причерноморские скифы были неоднородными, распадаясь на несколько орд. Самыми могущественными из них являлись так называемые царские скифы, жившие в Северной Таврии. К западу от них располагались две другие группировки, занимавшиеся соответственно скотоводством и земледелием. Впрочем, по мнению исследователей, и скотоводы начинали осваивать земледелие. Центр Скифии менял свое положение. Одно время он сместился в Приднепровье, а в III в. до н.э. — в Крым. В это время, в IV-III вв. до н.э., происходит расцвет Скифского государства, связанный с развитием хозяйства. Возникает ремесло, появляются города.

В V-IV вв. до н.э. Скифское государство расширяется за счет соседних народов. Скифы совершают дальние походы, даже в Центральную Европу, где сталкиваются с кельтами. В IV же в. до н.э. скифы заходят за Дунай, в область, которую географы назовут Малой Скифией. Скифское государство, в это время руководимое Атеем, по мнению некоторых авторов, охватывает пространство от Малой Скифии до Азовского моря.

Но вскоре военное счастье изменяет скифам. В 331 г. до н.э. полководец Александра Македонского Зонирион проник в центральные районы Скифии. С этого времени Скифское государство пошло к упадку, и во II в. до н.э. его захватывают сарматы (по-гречески савроматы), пришедшие с востока. От Скифии останется маленькое государство в Крыму с центром в Неаполе Скифском (возле нынешнего Симферополя), вынужденное отбиваться со всех сторон от врагов и в конце концов поглощенное ими.

Почти на всем протяжении истории Скифского государства его соседями являются греческие колонии, цепочкой окаймлявшие Черное и Азовское моря. Скифы имели с ними и мирные контакты (экономические и культурные), и военные столкновения.

Греки пришли в Причерноморье из Эллады, когда там произошло перенаселение и понадобились новые земли. Кроме того, метрополии были нужны природные ресурсы Причерноморья — хлеб, металлы и прочее, а также торговые связи с северными народами. Здешние места были благодатным краем, создававшим хорошие условия для ведения сельского хозяйства. Вместе с тем колонистам приходилось отстаивать свои поселения от многочисленных кочевников и иных аборигенов, жить в постоянной боевой готовности, хотя они старались проникнуть на эти земли мирным путем. Средиземноморцам, избалованным климатом своей родины, казался, к тому же, суровым и климат северных районов. На это жаловались, например, Страбон — греческий географ и историк, состоявший на службе у римлян, и живший на грани новой эры римский поэт Овидий, сосланный в низовье Дуная за вольнодумство (I в. до н.э.). За несколько веков до них известный греческий историк Геродот, характеризуя природу Причерноморья, не мог найти слов для описания снегопада — удивительного для него явления.

Переселение греков в Причерноморье началось еще в VIII в. до н.э. и продолжалось несколько столетий. Было создано большое число поселений. В некоторых местах они располагались по побережью на расстоянии 5-10 км друг от друга.

Общественный и политический строй Причерноморских городов-государств по понятным причинам копировал строй метрополии, хотя, по мнению исследователей, и отличался от него.

Поскольку в греческих колониях, как и в метрополии, существовал рабовладельческий строй, то гражданами считались только свободные. Они-то и организовывали надлежащие органы власти и управления. При этом из числа избирателей исключались женщины и негреки.

Греческие колонии поддерживали определенные связи с метрополией, не отрывались от нее. Например, Ольвия была независима от своей метрополии — Милета, но на протяжении веков сохраняла с ним союзные отношения.

Верховным органом власти в городе была экклесия — народное собрание. Значительную роль в управлении городом играл также городской совет, подготовлявший решения народного собрания. Высшая исполнительная власть принадлежала коллегии выборных архонтов. Вопросами обороны ведала коллегия шести стратегов, финансовыми делами — специальные коллегии «семи» и «девяти», торговлей и рынком — тоже специальная коллегия и т.д.

Основу государственного бюджета Ольвии составляла система ввозных и вывозных пошлин на товары и различные виды налогов.