Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции сравнит.конст.рус.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
542.72 Кб
Скачать

Соотношение международного и внутригосударственного права

Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство (например, обеспечение прав человека).

Сама по себе норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, то есть прежде всего для государств. Официальные органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементацию международного права), осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила.

Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер назвается имплементация.

Имплементация международного права достигается различными способами.

В ряде конституций предусматривается, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством, подобная норма содержится и в Конституции Республики Казахстан. Конституция четко определяет место ратифицированных международных договоров в иерархии законодательных актов после Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики (статья 4 п. 2). Это значит, что если Казахстан подписал международный договор и ратифицировал его, то теперь он действует на нашей территории. И если он сталкивается с нашим законом, то имеет приоритет: применяется этот договор, а не местный закон.

Если конституция этого не предусматривает, государство предпринмает шаги для включения положений взятых на себя международных обязательств в уже существующие законы или принимает новые законы и правила. Такой метод именуется трансформацией.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. В теории международного права это называется примат международного права.

Субъекты международного права не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться.

В настоящее время мировое сообщество уделяет растущее внимание совершенствованию механизмов осуществления международного права - как международного, так и внутригосударственного.

Международные отношения являются главным непосредственным объектом регулирования международных договоров. Международное право не регламентирует порядок и способы восприятия национальным правом международно-правовых норм.

Согласно установленному статьей 26 Венской Конвенции принципу «pacta sunt servanda» каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

В ряде конституций предусматривается, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством, подобная норма содержится и в Конституции Республики Казахстан. Конституция четко определяет место ратифицированных международных договоров в иерархии законодательных актов после Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики (статья 4 п. 2). Это значит, что если Казахстан подписал международный договор и ратифицировал его, то теперь он действует на нашей территории. И если он сталкивается с нашим законом, то имеет приоритет: применяется этот договор, а не местный закон.

В литературе некоторых государств высказывается критическое мнение относительно включения в правовую систему страны всех общепризнанных принципов и норм международного права на том основании, что многие из них предназначены для регулирования только межгосударственных отношений. Действительно, эти принципы и нормы, как и международное право в целом, предназначены для регулирования межгосударственных отношений. Однако, будучи включенными в национальную правовую систему, они обретают новое юридическое качество.

Принятые во многих государствах конституционные формулировки отражают неоднозначные подходы к проблеме. Так, согласно ст. 25 Основного закона Федеративной Республики Германии 1949 года "общие нормы международного права являются составной частью права Федерации"; согласно п. 1 ст. 28 Конституции Греции 1975 года общепризнанные нормы международного права, а также международные договоры после их ратификации и вступления в силу "являются составной частью внутреннего греческого права"; согласно ч. 4 ст. 5 Конституции Республики Болгарии 1991 года ратифицированные, опубликованные и вступившие в силу международные договоры "являются частью внутреннего права страны". В Конституции Испании международные договоры квалифицируются как "часть ее внутреннего законодательства" (ч. 1 ст. 96).

Итальянская законодательная практика пошла по пути издания специального закона. Таким путем законодатель предвосхищает возможные коллизии договора с положениями внутреннего права.

Практике государств известно и непосредственное применение договорного права во внутригосударственной сфере. По голландскому конституционному праву договоры, которые по своему содержанию могут обязывать всех лиц,становятся обязательными во внутригосударственной сфере с момента их опубликования. Речь идет о приоритете договора, создающего права и обязанности непосредственно для субъектов национального права, перед национальным законом, хотя бы последний и был принят после вступления в действие договора.

Приоритет международного договора перед национальным законом установлен во французской правовой системе. Согласно статье 55 Конституции надлежащим образом ратифицированный международный договор превалирует перед национальными законами с момента опубликования, при условии, что договор применяет партнером по договору. Если договор конкурирует с положением позднее принятого закона, то применению подлежит договор. В случае же коллизии договора с ранее принятой нормой национального права применяется последняя, при условии невозможности такого ее толкования, которое бы элиминировало коллизи

Большинство конституций стран Содружества Независимых Государств также содержат упоминания международного права в той или иной форме. Так, часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В Конституции Киргизии (ч. 3 ст. 12) говорится: "Ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и иные нормы международного права являются составной и непосредственно действующей частью законодательства Кыргызской Республики". В Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, объявлены "частью национального законодательства Украины". В некоторых конституциях стран СНГ международное право не вводится ни в право, ни в правовую систему страны. Согласно ст. 6 Конституции Туркменистана просто признается приоритет общепризнанных норм международного права. В немного расширенном варианте почти такая же формулировка включена в ст. 8 Конституции Белоруссии: "Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства".

Однако многие страны такого приоритета до сих пор не признают; к их числу относятся страны Северной Европы. В этих странах общепризнанные принципы международного права, заключаемые договоры, пакты, к которым они присоединились, должны быть имплементированы в текущее законодательство.

Сказанное относится не только к такой стране, как Норвегия, где до сих пор действует Конституция 1814 года, хотя и со значительными изменениями и дополнениями, но и к странам, где конституции приняты в послевоенное время (Конституция Дании в 1953 года; «Форма правления Швеции» 1974 года; Основной закон Финляндской Республики 1999 года).

В конституциях Дании и Исландии указаний на приоритет национального законодательства перед нормами международного права не содержится. Но отдельные положения основных законов этих стран определяют, что те или иные вопросы могут регулироваться только законом.

Практика зарубежных стран показывает, что государства осуществляют следующие процедуры:

-предварительная проверка, особенно со стороны конституционных судов, конституционности положений договора с тем, чтобы в случае возникновения коллизий между договором и положениями конституции, в конституцию можно было бы внести поправки до принятия международного обязательства (Франция, Венгрия, Италия, Болгария, Испания, Румыния);

-включение в конкретные законодательные акты положения, предусматривающего, что эти акты будут лишь использоваться в том случае, если они не будут противоречить регулирующим этот же самый вопрос или вопросы международным конвенциям, участниками которых является соответствующее государство (Румыния, Чехословакия, Албания);

-толкование актов административными органами, и особенно судами таким образом, чтобы они согласовывались с положениями договора, что является свидетельством решимости государства уважать международные обязательства и обеспечить почетное место для этих обязательств во внутренней правовой системе

-государства оставляют за собой прерогативу определять объем трансформируемого обычного международного права. Именно внутреннее право определяет статус международных норм во внутригосударственной сфере;

-страны континентальной правовой системы признают приоритет обычного международного права перед национальным законом. Общепризнанные нормы международного права признаются универсальным ориентиром, неким идеологическим маяком для развития национальных правовых систем. Поэтому государства признают особый статус обычных норм.

Правопорядки англосаксонской правовой системы подчиняют обычное международное право внутреннему праву.

В большинстве случаев имплементация норм международного права - это прерогатива суверенных государств, использующих в этих целях свой внутренний организационно-правовой механизм. Под механизмом имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне мы понимаем совокупность национальных правовых и организационных средств, применяемых государством в целях всестороннего, своевременного и полного осуществления принятых в соответствии с международным правом обязательств.

Лекция 2. Основы учения о конституции