Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
03-09-2014_15-22-46 / Лекция-3-4.doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
229.38 Кб
Скачать

Вопрос 6. Литература и фольклор.

Фольклор (англ.folklore— «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, предания, сказки, частушки, эпос.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, стало исторической основой всей мировой художественной культуры и литературы, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания.

Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.

Фольклор существует в устной форме.

Фольклор – предусматривает непосредственный контакт между тем, кто воспроизводит текст, и тем. кто его воспринимает.

Фольклор – имеет коллективного автора, и это обусловливает наличие различных вариантов одного и того же текста и использование традиционной установившейся поэтики данных жанров.

Литература – существует только в письменной форме.

Литература - в ней контакт между автором и читателем осуществляется через письменный текст, между писателем и читалем может быть большой временной промежуток времени.

Литература – в ней один автор является автором литературного произведения, со своей индивидуальной и неповторимой писательской манерой и стилем повествования.

Литература – использует художественный потенциал фольклора, все его образы и приемы.

Вопрос 7. Литературное произведение: художественное единство образной системы.

Литературное произведение - произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением.

Составляющие литературного произведения: тема, проблема, идея, сюжет, композиция, родовые и жанровые признаки, образная система, художественная речь, пафос произведения, творческий метод автора как способ художественного познания мира, стиль как способ художественного выражения мира.

Наукой о литературе в XX в. сделано очень многое для адекватного описания такого сложного эстетического объекта, каким является литературное произведение. Средоточием интересов ученых разных методологических ориентации (формализм и социологизм 1910—1920-х годов, структурно-семиотические студии, герменевтический, культурологический и другие подходы) выступает само произведение, его мир, его текст — «чарователь неустанный», «неслабеющий магнит» (В. Брюсов).

Ушло в прошлое обыкновение сначала разбирать «идейное содержание», а потом, если останется время и место, перечислять «художественные особенности».

Литературное произведение как целое.

Каждое литературное произведение представляет собой какую-либо целостную картину жизни (эпические и драматические произведения) или какое-либо целостное переживание (лирические произведения).

Поэтому Белинский и называл каждое творение литературы, равно как и других видов искусства, замкнутым в себе миром.

Об «отдельности» каждого произведения говорил Гегель в «Лекциях по эстетике» (применительно к опыту драматической поэзии): «В драматической области, например, содержанием является некое действие; драма должна изобразить, как совершается это действие. Но люди делают много вещей: разговаривают друг с другом, в промежутках — едят, спят, одеваются, произносят те или другие слова и т. д. Из этого должно быть исключено все, что не связано непосредственно с определенным действием, составляющим собственное содержание драмы, так что не должно оставаться ничего, не имеющего значения по отношению к этому действию. Точно так же в картину, охватывающую лишь один момент этого действия, можно было бы включить множество обстоятельств, лиц, положений и всяких других событий, которые составляют сложные перипетии внешнего мира, но которые в этот момент никак не связаны с данным определенным действием и не служат его характеристике. Согласно же требованию характерности в произведение искусства должно входить лишь то, что относится к проявлению и выражению именно данного определенного содержания, ибо ничто не должно быть лишним».

Здесь имеется в виду то внутреннее целостное единство художественного произведения, которое определяется единым авторским замыслом и выступает во всей сложности органически связанных между собой взаимодействующих событий, картин, ситуаций, лиц, переживаний, мыслей.

Без проникновения в это единство, без осмысления составляющих его элементов в их взаимосвязях по-настоящему глубоко и серьезно понять художественное творение невозможно.

Л. Н. Толстой в письме к Н. Н. Страхову от 23 апреля 1876 года, обобщая свой творческий опыт работы над романом «Анна Каренина», не только охарактеризовал целостное единство литературного произведения, но и указал на те требования к критикам, которые вытекают из понимания этого единства: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя, а можно только посредственно — словами описывая образы, действия, положения... Теперь... для критики искусства нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства».

В этом же письме к Страхову Толстой замечает: «Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала».

ать объявлениВопрос 8. Понятие формы и содержания в философии и литературе.

Форма и содержание как философские категории:

Во их взаимосвязи содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с другими предметами, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношения Ф. и С. характеризуются единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении Ф. и С. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма обнимает систему устойчивых связей предмета.

Категории Ф. и с. появляются в древнегреческой философии в связи с попытками ответить на вопрос, как возможно и возможно ли вообще постоянство и повторяемость явлений при одновременной их изменчивости.

Предположение: есть сохраняющаяся "материя", и это было первоначальным значением категории содержания.

У Платона понятие формы (эйдоса) обозначало реальную определенность тела как некоей целостности, не сводимой к пространственно-геометрическим соотношениям элементов, составляющих вещь; каждому классу чувственно воспринимаемых вещей соответствовала "своя" форма, или идея. В связи с тем, что форма у Платона получила самостоятельное, независимое от мира природных вещей существование, возникла и проблема отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей (к "материи"), в рамках которой долгое время разрабатывалась проблема соотношения Ф. и С.

Далее: наиболее развитую античную концепцию Ф. и С. построил Аристотель. Аристотель вместе с тем утверждает, что форма есть определенность самих материальных вещей. Телесная вещь есть единство формы и "материи", одновременно и форма, и материя, оформленная материя; различие между материей и формой относительно. Правда, такой трактовке проблемы сам Аристотель поставил предел: говоря о мире в целом, он допускает существование неоформленной "материи" и нематериальной формы, обладающей независимым от материи существованием и восходящей к "форме форм", т.е. к Богу.

Новое время: первый шаг к преодолению идеализма в понимании материи и формы сделал Дж. Бруно, подчеркнувший, что материя "...является той вещью, от которой происходят все естественные виды" ("О причине, начале и едином", М., 1934, с. 178). Эту линию продолжают Ф. Бэкон, Декарт, Р. Бойль, Гоббс и др.

Усиление идеализма: основание формы, по Лейбницу, заключено в нематериальном начале, в монаде, а фигура, величина и т.п. суть только способы выражения и описания внутренней определенности монады.

И. Кант выдвигает тезис, согласно которому форма, как и другие категории рассудка, есть принцип упорядочивания, синтезирования чувственно данного многообразия. Это относится и к материи: "...лишь отношение чего-то вообще к чувствам"

Гегель: тезис о взаимообусловленности материи и формы. По Гегелю, отношение между Ф. и С. есть сущностное отношение, типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей. Единство Ф. и С. предполагает их взаимопревращение.

К. Маркс показал, что в области социально-экономических отношений все собственно природные определения вещи имеют значение лишь как формы существования и проявления иного, социального содержания.

Понятия содержания и формы в литературе

Содержание – это познанная, осмысленная, отраженная и оцененная с определенной эстетической точки зрения действительность (события, явлении жизни).

- Содержание – должно быть общеинтересным.

- Содержание – сплав изображенного и выраженного.

- Содержание – должно быть оформленным, никакое содержание не может быть бесформенным.

- Не бывает «краткого содержания» - кратко можно изложить только сюжет или тему произведения.

Форма - «форма существенна» (Ленин).

- Форма – это все средства оформления содержания, раскрытия содержания. Познания содержания.

- Форма – это совокупность средств образного выражения содержания.

- Форма в литературе может быть «внешней» - это род, вид, жанр, изобразительно-выразительные средства – то есть основные пласты художественной речи

- Форма в литературе может быть «внутренней» - это образы, сюжет, композиция – структурно-содержательные элементы.

- Форма есть выражение содержания, он связана с ним так тесно. Что отделить ее от содержания – значит уничтожить самое содержание

Соседние файлы в папке 03-09-2014_15-22-46