Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бунтовский С. (учебник).docx
Скачиваний:
123
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
7.23 Mб
Скачать

Олег Ляшко

Гірмизде*** У ВС Маріуполя поеюстю блоковано по периметру нашими а>ись«ами в технікою Терористи .забарикадувалися всередині ■ відстрілюються Наказ живими їх нікого не брати всіх сволочей замочимо, щоб іншим не повадно було

9 Мая. Депутат Ляшко хвастает, что отдал приказ не брать пленных в Мариуполе

Простые мариупольцы, узнав о происходящем, пытались остановить карателей, становясь живым щитом на пути боевых машин и строя баррикады из подручных средств. Однако это привело лишь к тому, что еще несколько десятков человек получили ранения. Причем пострадали не только протестующие, но и случайные прохожие. Например, каратели застрелили парня в кафе.

Бронетехника на полной скорости носилась по улицам города, тараня заграждения и автомобили, боевики атаковали всех, похожих на сторонников ДНР.

Вместе с карателями в Мариуполь прибыл депутат Верховной Рады Олег Ляшко с личной охраной из вооруженных боевиков. Известный до этого разве что своей нестандартной (и при этом пассивной) ориентацией, он по максимуму использовал сложившуюся ситуацию, чтобы сделать себе рекламу на крови.

Когда о происходящем стало известно в Донецке, из столицы Донбасса в Мариуполь срочно выехал недавно сформированный отряд ополчения «Восток». Принимать бой с ополченцами каратели не стали и покинули город, бросив вышедшую из строя БМП.

В результате этого нападения ранения получили более сотни жителей города, а количество погибших разными источникам указывается в диапазоне от восьми человек до сорока девяти. При этом нападавшие также понесли потери, хотя и неизмеримо меньшие. Так, оборонявшимися милиционерами был уничтожен заместитель командира батальона территориальной обороны Днепропетровской области (Днепр-1) Сергей Демиденко. Кроме того, погибли как минимум по одному солдату из «Азова» и «Днепра».

«Кавалерийский» налет украинских карателей на Мариуполь сыграл против них, так как они не только не смогли вернуть под свой контроль город, но и обозлили местное население, тем самым в разы увеличив число сторонников отделения Донбасса от Украины. В результате, когда спустя два дня состоялся референдум о будущем края, подавляющее число проголосовавших поддержали создание Донецкой республики.

Кроме Мариуполя, 9 мая кровь пролилась и в Дружковке, где киевскими карателями был застрелен протоиерей Павел (Жученко), настоятель храма во имя святого благоверного князя Димитрия Донского.

Зато в Донецке в этот день бойцы ополчения смогли бескровно разоружить отряд из 120 солдат нацгвардии, присланных в регион из Чернигова и Днепропетровска . Кроме того, в Донецке, несмотря на ожидавшиеся провокации, тысячи людей вышли на улицы, чтобы отпраздновать День Победы. С утра прошли мероприятия, организованные местной 223 224

властью, а в полдень начали свои акции общественные организации и партии. От здания Донецкой облгосадиминистрации, ставшего центром сопротивления неонацистам из киевского правительства, колонна дончан прошла до площади Ленина, где состоялся митинг-концерт. Разумеется, люди скандировали лозунги, и наряду с традиционными поздравлениями ветеранам звучало: «Славянск - герой» и «Одессу не простим!». Выступали представители партии «Русский Блок», «Народного ополчения Донбасса» и других патриотических сил. В охране правопорядка участвовали как работники милиции, так и местные ополченцы из числа сторонников Донецкой Народной Республики. Со сцены периодически зачитывались последние сводки из Мариуполя и Славянска, ставших линией фронта. Когда стало известно, что нацисты ворвались в Мариуполь и на улицах города идет бой, прямо с площади Ленина два КАМАЗа с ополченцами выехали на подмогу. Затем около десяти тысяч человек отправились к мемориалу «Твоим освободителям Донбасс», где торжественно возложили цветы к вечному огню.

***

Главным политическим событием в жизни Донбасса этого периода, несомненно, был референдум о статусе региона, назначено на 11 мая. Украинская власть заявила, что не признает его результаты, но в Луганской и Донецкой области шла подготовка к его проведению. Одновременно на Украине на 25 мая были объявлены выборы нового президента.

Многие активисты «Русской весны» считали, что если по крымскому образцу удастся провести референдум и затем обратиться в Кремль с просьбой о включении региона в состав Российской Федерации, то Москва ответит согласием. Однако 7 мая после встречи с председателем ОБСЕ президент России сделал заявление, ставшее холодным душем для дончан. Владимир Путин сказал: «Россия обращается с

настоятельным требованием к киевским властям незамедлительно прекратить все военные и карательные операции на юго-востоке Украины. Такой способ разрешения внутриполитического конфликта не является надёжным путём к решению всех внутриполитических споров - наоборот, только усугубляет раскол. Мы приветствуем освобождение в Киеве из тюрьмы господина Губарева, но ждём освобождения всех политических заключённых. Мы считаем, что самое главное - это наладить прямой диалог, прямой полноценный диалог между сегодняшними киевскими властями и представителями юго-востока Украины, в ходе которого представители юго-востока Украины могли бы убедиться в том, что их законные права в Украине будут гарантированы. И в этой связи просим представителей юго-востока Украины, сторонников федерализации страны перенести намеченный на 11 мая текущего года референдум, с тем чтобы создать необходимые условия для этого диалога225».

До сих пор большинство участников событий на юго-востоке Украины были полностью уверенны в поддержке России. Тем более, что украинские пресса и политики постоянно обвиняли Москву в организации акций протеста на Украине, а россияне активно поддержали возвращение Крыма в состав России. Патриотическая риторика, раздававшаяся в Москве в марте, выступления первых лиц государства в духе «мы своих не бросаем», демонстративная переброска армейских подразделений к границе и, как апофеоз, появление «вежливых людей» в Крыму с последующим возвращение полуострова в Россию давали дончанам уверенность, что и их регион скоро покинет украинский дурдом. Попробовал бы кто-то сказать митинговавшим в марте, что весь пафос о воссоединении разделенного русского народа касается только крымчан и не распространяется на Донецк и Луганск! Такого человека сразу бы объявили провокатором и агентом СБУ.

Однако на самом деле в Донбассе ситуация была совершенно отличной от крымской. Официальная Россия, вопреки украинской пропаганде, никак не участвовала в происходившем тут, хотя из Донбасса в первопрестольную летало немало активистов с просьбами о поддержке. Каждый раз им приходилось слышать одно и то же: это внутриукраинские проблемы, отстаивайте свои интересы сами, требуйте федерализации, но в Россию не надо проситься. Один из моих столичных собеседников тогда прямо рекомендовал убрать российскую символику с уличных акций и не вмешивать их в события. «Вы понимаете, что вы нас подставляете?», - спрашивал он, а после рекомендовал: «Требуйте федерализацию, возвращение Януковича, но не проситесь в Россию!».

Вернув Крым, Кремль решил остановиться, чтобы «не надорваться» от нагрузки и не идти на конфронтацию с Америкой, стоявшей за спиной Киева.

Правда, это не афишировалось, так что мало кто из простых людей знал об этом. Кремль не приветствовал на востоке Украины «сепаратизм» ни в каком виде, будь то образование независимого государства или прямое присоединение к России. Позиция Москвы заключалась в сохранении единой, но превращенной в федерацию Украины, в которой Юго-востоку была бы гарантирована защита его прав, а прорусские регионы должны были удерживать Киев от открытой русофобии и быть буфером между неонацистами и Российской Федерацией. Зато после начала «Русской весны» в Донбасс из России приезжали различные активисты общественных организаций, которые обещали всяческую поддержку и вдохновляли дончан на продолжение борьбы. Например, прибыл и Реакция украинской интеллигенции на

развил бурную деятельность некий господин, референдум. Фото из соцсетей

который рассказывал, что у него в кармане удостоверение российского МИДа, и ему выделено немеряно денег, так что он сейчас всем покажет, как надо делать революции. Впоследствии выяснилось, что этот человек, кстати уроженец Донбасса, никакого отношения к российским госструктурам не имеет. Да и все его остальные рассказы оказались пустыми фантазиями, так что на его прожекты и обещания не стоило обращать внимания. Однако это выяснилось не сразу...

Впрочем, простые россияне с самого начала относились к событиям в Донбассе с симпатией. Русские журналисты оказали неоценимую помощь в прорыве информационной блокады, граждане России поддерживали дончан морально и материально, но сами стали появляться в Донбассе и участвовать в сопротивлении нацистам лишь после одесской бойни и начала боевых действий под Славянском.

Слова Путина стали неприятным сюрпризом для Донбасса, однако от идеи референдума никто тут не собирался отказываться. Властями ДНР разъяснялось, что не стоит придавать большое значение заявлениям российских официальных лиц, связанных дипломатическим этикетом и поэтому обязанных соблюдать приличия. Так что правительство республики приняло решение вообще убрать из бюллетеней вопрос о федерализации Украины и спрашивать избирателей только об одном «Поддерживаете ли Вы акт о государственной самостоятельности Донецкой народной республики?».

Несмотря на все сложности, референдум был подготовлен в кратчайшие сроки. Главой Центральной избирательной комиссии был назначен Роман Лягин, который до этого много лет работал на экс-секретаря горсовета Николая Левченко, который в свою очередь считался человеком Рината Ахметова. Ему удалось подключить к организации голосования большинство обычных сотрудников избирательных комиссий, и 11 мая в Донецкой области открылись 1527 избирательных участков. Так как Центральная избирательная комиссия Украины заблокировала электронные базы данных избирателей, то организаторам референдума пришлось взять за основу базу данных 2012 года, которая уточнялась по ходу дела. Из-за позиции Киева во время референдума в Донбассе не было официальных наблюдателей, хотя присутствовало немало журналистов из разных стран.

После последних кровавых событий на Украине жители Донбасса массово пришли на избирательные участки и поддержали независимость региона. Так решили 89 % проголосовавших в Донецкой области и 96 % в Луганской.

Не обошлось без крови и в этот день. Отряд украинских боевиков прибыл в Красноармейск, где из-за этого пришлось прекратить голосование досрочно. Не сумев захватить урны с бюллетенями, украинцы рядом с избирательным участком открыли огонь по мирным жителям, убив одного из них.

Несмотря на все спорные моменты,

исходе из того что в Гг,га»ооне имеем бунт ирепостны* ірЧЗкДКХфІГСИ за собственное рабство то необходимо ПОЛНОСТЬЮ менять стратегию вэенш* действий нет сыыспа атаковать Coemnoe И* необходимо сдерживать и не давап> распространяться фмелм Уюичтомать надо тбояр” и инфраструктуру *©оО»сщимо разрушить и v*Mwro*»*Tb к «о инфраструктуру предприятий И ■соииэпъюго Обеспечения Аіімегоеа нэвиисяого и прочиї местны» »лкт все это всё о »«о работает только на колоссальны»: дотация* из »армзнэе граждан /«раты Фиэицессм уничтожать имени: и« бгм*амшее офуженме и из сами» Если в Лутаодоне 90% населения поддерживают с обетвемюе рабство то м&ибюдимо после разрушения инфраструктуры "бояр* ‘темнее одновременно с jTlWJl плотно взять па контроль границ неконтролируемых территорий и не пускать беженцев в /файлу Кроме заранее ссктавпемтьа гпигюв поильных у і раине кому государству

Пусть живут tac хотят в разрушенной иихсму не нужном (дявв Путину і регионе или бегут в рассею

Жестоко? Это и» выбор После приведение региона в не*кзиеслособиоа состояние и его обешюдиваная Донбасс мзиш будет заселять и еосс’акэвгивать

а ООнсялвмме степса л л г

голосование 11 мая стало знаковым событием, так как дончане прямо и ясно выразили свое

факак-иипк* за собс тьенное рабство та необходимо

нежелание находиться в составе Украины, г , „ Игнорировать такое массовое волеизъявление

> ч’-. - г*.-2.-' 111Ы|Имгтг;..т.-. ЬйпЛ;ппнип

мог только слепой.

Зато активисты «Русской весны», захватившие в апреле ОГА и объявившие о создании новой республики, смогли получить поддержку подавляющего большинства земляков, и отныне никто не мог упрекнуть их в самоуправстве и узурпации власти. Виртуальная ДНР стала превращаться в реальность.

Реакция украинской интеллигенции на референдум. Фото из соцсетей

В качестве ассиметричного ответа на донбасский референдум 13 мая окружной административный суд города Киева вынес решение о запрете деятельности политической партии «Русский блок», сыгравшей заметную роль в весенних событиях в Крыму и Донбассе. В тот же день было совершено покушение на «народного губернатора» Луганска Валерия Болотова. Политик был ранен, но выжил и продолжил свою деятельность.

Вскоре после проведения референдума было сформировано первое правительство Донецкой Народной Республики. Премьер-министром был избран россиянин Александр Юрьевич Бородай, ранее бывший советником лидера «Русской весны» в Крыму Сергея Аксёнова. Кроме того, он был известен как журналист, но главным обстоятельством, определившим это назначение, было то, что Бородай был представлен депутатам как друг и давних товарищ Игоря Стрелкова. Сам Стрелков получил должность министра обороны, хотя и находился постоянно в Славянске, командуя там отрядом ополчения. Первым вице­премьером стал Андрей Пургин, а Службу безопасности республики возглавил Александр Ходаковский. Должность председателя президиума Верховного совета ДНР занял Денис Пушилин.

Впрочем, далеко не все в регионе сразу признали власть республики, так что довольно долго в Донбассе параллельно действовали и оставшиеся со времен Януковича чиновники, и новые, назначенные участниками «Русской весны».

Кроме того, возник вопрос о взаимоотношениях республиканской власти и бизнеса. По мнению чиновников ДНР, все налоги должны были теперь платиться исключительно в республиканскую казну. Прежде всего, это требование относилось к Ринату Ахметову , от решения которого зависело очень многое в Донбассе. Одновременно Киев требовал, чтобы все средства шли только в украинский бюджет.

Вскоре между олигархом и вождями ДНР состоялся обмен публичными, достаточно резкими, заявлениями. Ринат Леонидович отказался платить налоги ДНР и поддерживать республику, а днровцы в ответ пообещали национализировать собственность Ахметова. После сообщения о том, что бизнесмен улетел в Лондон, республиканцы в интернете уже поспешили объявить, что бывший «хозяин области» спасается бегством. Однако вскоре активисты ДНР пошли на попятный и отказались от идеи раскулачивать богатейшего человека страны.

Вообще же позиция Рината Ахметова во время зимних и весенних событий 2014 года была крайне осторожной. Если бы он хотел, то легко мог бы оседлать народное недовольство и создать собственное государство на месте Донецкой области. Однако олигарх не сделал ни одного резкого движения и ушел в тень, формально признав над собой украинскую юрисдикцию. Правда, при этом олигарх не избежал обвинений со стороны украинских СМИ и политиков в том, что тайно спонсировал создание ДНР. Сторонники независимости Донбасса, наоборот, упрекали его в том, что он не поддержал их, позволив Киеву начать карательную компанию.

Скорее всего, такая невнятная позиция Ахметова была вызвана тем, что его бизнес давно перерос не только региональные границы, но и вышел за пределы Украины. К началу Евромайдана активы Рината Леонидовича были по всей Украине, в России, Европе и Америке. Так что малейшая ошибка в его действиях привела бы к потерям того или иного сегмента бизнес-империи. Поэтому он с самого начала обострения маневрировал и призывал всех сесть за стол переговоров.

Игры, которые вел Ахметов, были многоплановы и многогранны, а главной задачей миллиардера было упрочнение позиций его бизнеса на мировом рынке. Посторонние, наблюдавшие и пытавшиеся понять действия олигарха, видели лишь вершину айсберга. Ринат Леонидович дергал за ниточки марионеток и создавал платформу для своего будущего при любом исходе войны. Однако нужно отдать должное этому человеку. Он единственный из бизнесменов такого уровня после начала украинско-донбасской войны взял на себя заботу о наиболее незащищенных жителях региона. Его Фонд много месяцев подряд раздавал продуктовые наборы пенсионерам, беременным и детям, а также снабжал медикаментами больницы региона.

Ополчение

Уже в начале марта сначала в Донецке, а потом и в других городах стали возникать отряды самообороны, которые должны были поддерживать порядок во время массовых мероприятий и, в случае необходимости, защищать Донбасс от отрядов украинских националистов, которые могли прибыть из Киева.

Первоначально это были немногочисленные и невооруженные группы идеалистов и активистов различных организаций, в том числе связанных с местной властью. Их значение было минимально, и их возможности были несопоставимы с милицией. Однако, по мере радикализации ситуации, все больше людей приходили к выводу о необходимости силового сопротивления киевскому режиму. В апреле-мае уже под эгидой провозглашенной ДНР началось форсированное создание силовых структур, которые на 226

первом этапе должны были защитить руководство и актив республики как от националистов, так и от государственных силовых структур, если бы те решились на штурм ОГА и силовое подавление «Русской весны». Впоследствии на основе этих групп развернулось создание отрядов ополчения, первыми и наиболее известными из которых были батальоны «Восток», «Оплот» и «Русская православная армия».

Ополченцы вооружены охотничьими ружьями Фото из соцсетей

В реальности таких вооруженных групп было достаточно много, и возникали они в инициативном порядке, так что вряд ли вожди ДНР просто знали обо всех отрядах, не говоря уже о том, чтобы командовать ими. Большая часть ополченцев была настроена на борьбу с нацистами, хотя появились и вооруженные группы, членам которых была безразлична политика. Например, в одном из районов Донецка несколько бизнесменов собрали умеющих обращаться с оружием ребят из своего окружения и создали группу быстрого реагирования, которая должна была пресекать случаи мародерства и криминала в окрестностях.

Потребность в этом была из-за того, что работа милиции была дезорганизована и сотрудники МВД массово самоустранились от выполнения своих прямых обязанностей. Сложившейся ситуацией поспешили воспользоваться представители преступного мира, оставшиеся без сдерживающего фактора в лице органов правопорядка. В итоге на некоторое время защита своей собственности стала исключительно личным делом каждого предпринимателя. Естественно, что наиболее решительные коммерсанты объединялись в неформальные, но вооруженные группы для оказания помощи друг другу в экстренной ситуации.

Тем более, криминогенная ситуация в регионе действительно сильно ухудшилась. Неразберихи и нервозности добавило то, что власть ДНР приняла решение мобилизовать автотранспорт юридических лиц для нужд обороны республики. В результате под

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]