Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Модернизация Японии.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
49.93 Кб
Скачать

Основные положения Конституция

Была провозглашена конституция 1889 г. торжественной церемонии в императорском дворце в День основания империи 11 февраля 1889 г. Император Муцухито передал текст конституции в руки премьер-министра Курода Киётака. Это символизировало дарование императором конституции своим подданным. Во время церемонии император заявил:

«Мы в силу верховной власти, унаследованной Нами от Наших царственных предков, сим обнародуем настоящий неизменный основной закон для нынешних Наших подданных и их потомков... Права государственного верховенства Мы унаследовали от наших предков и завешаем их Нашим потомкам. И Мы, и они будем осуществлять их в согласии с положениями конституции, ныне Нами даруемой и жалуемой народу».

Таким образом в обращении императора выделялись три аспекта: во-первых, что прежние прерогативы династии не ограничивались введением конституции; во-вторых, что династия будет править в соответствии с конституцией; и, в-третьих, что конституция «дарована и жалована» народу императором.

Конституция 1889 г., написанная простым и четким языком, представляла собой сравнительно небольшой документ, состоявший из 76 статей, объединенных в 7 глав. Они посвящены правам и обязанностям императора и подданных, парламенту, кабинету министров и тайному совету, судебной власти, вопросам финансов и дополнительным установлениям, касавшимся, например, пересмотра конституции. По свидетельству японских юристов, только 3 из 76 статей можно считать оригинальными, остальные заимствованы: 46 из немецкой конституции, остальные — из основных законов других стран.

Первая глава конституции, состоявшая из 17 статей, касалась места и роли императора в системе государственной власти. Было зафиксировано, что власть императорской династии существует извечно, а «особа императора священна и неприкосновенна». Ему, как главе государства, принадлежало право утверждать законы и отдавать приказы об их исполнении, созывать парламент, объявлять войну и заключать мир, подписывать международные соглашения, определять принципы организации и численный состав армии и флота в мирное время, назначать и увольнять всех высших гражданских и военных должностных лиц, жаловать дворянские звания, чины, ордена и иные знаки отличия. Император являлся верховным главнокомандующим армии и флота. Согласно конституции престол наследовался по мужской линии и допуска¬лось регентство.

Одновременно конституция предусматривала определенные ограничения власти императора. Они были зафиксированы в 47 статьях и осуществлялись парламентом, министрами, судебными учреждениями, статьями конституции, гарантирующими права личности, и наличием самой конституции. Наиболее фундаментальные из них были сформулированы в ст.4 («Император — глава государства. Он обладает верховной властью и осуществляет ее согласно постановлениям данной конституции») и в ст. 5 («Император осуществляет законодательную власть в согласии с императорским парламентом»).

Согласно конституции, в стране учреждался двухпалатный императорский парламент (тэйкоку гикай). Он состоял из палаты пэров (кидзокуин), предшественницей которой был гэнроин, и палаты представителей (сюгиин), являвшейся абсолютно новым органом в системе японской государственности.

Отношения императора и парламента были конкретизированы в целом ряде статей. Например, необходимо было получить согласие парламента на введение законов в действие: «Ни один закон не может быть издан без одобрения парламента» (ст. 37). Согласно ст. 8, императорские указы считались недействительными без одобрения парламента. Однако эти ограничения императорской власти фактически не действовали. Ограниченная де-юре власть японского императора оставалась неограниченной де-факто.

Положение о палате пэров конкретизировал специальный указ. В ее состав входили члены императорской фамилии, представители титулованной знати и лица, назначаемые императором. К последней категории относились лица, имевшие особые заслуги перед государством, видные специалисты в той или иной области и крупнейшие налогоплательщики, т.е. богатейшие представители помещиков и буржуазии.

Члены императорской фамилии, принцы и маркизы считались членами палаты пэров пожизненно и по праву наследования; графы, виконты и бароны избирались на 7 лет; лица, назначаемые императором за особые заслуги, утверждались премьером и становились членами палаты пожизненно. Крупные налогоплательщики избирались в префектурах из числа тех, кто уплачивал 300 и более иен прямых налогов, сроком тоже на 7 лет. Каждая префектура представляла одного или двух кандидатов этой группы в зависимости от численности населения. Затем эти кандидатуры утверждались императором.

Палата представителей избиралась на основе закона о выборах, опубликованного одновременно с конституцией. Избирательное право предоставлялось мужчинам старше 25 лет, платившим свыше 15 иен прямого налога и проживавшим в своем избирательном округе не менее полутора лет. Кандидат в депутаты должен был быть не моложе 30 лет и внести высокий денежный залог. Депутатский мандат действовал 4 года.

Парламент имел право принимать или отвергать законопроекты, представленные правительством, входить с законодательной инициативой, утверждать бюджет и императорские указы, изданные в период между сессиями. Все решения в обеих палатах принимались большинством голосов. По конституции кабинет министров был ответственен не перед парламентом, а перед императором. Верхняя палата обладала правом вето на решения нижней.

Высшим консультативным органом при императоре стал, со¬гласно конституции, тайный совет (сумицуин), созданный еще в 1888 г. для обсуждения проекта основного закона. Теперь его состав был расширен до 27 чел. Он должен был давать рекомендации монарху по просьбе последнего. Совет был независим от правительства и парламента и подчинялся только императору. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение правительства или парламента должно было получить одобрение этого органа.

Гл. 2 о правах и обязанностях подданных гарантировала все основные права человека, но формулировка каждого из них сопровождалась стереотипным ограничением, вроде «за исключением случаев...» или «в пределах закона». Например, в ст. 28 говорилось: «Все японские подданные пользуются свободой вероисповедания в пределах, совместимых с общественным спокойствием и порядком, а также с их обязанностями, как подданных». Кроме того, действие статей этого раздела приостанавливалось в случае войны или национального бедствия.