Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2016 ИСТОРИЯ экзамен / УЧЕБНИК история.docx
Скачиваний:
370
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
879.2 Кб
Скачать

5. Большевики берут власть

Общенациональный  кризис

То и дело сменявшие друг друга министры Временного правительства  все больше утрачивали контроль над разрушавшейся экономикой России. К концу 1917 г. выпуск основных видов промышленной продукции упал почти наполовину по сравнению с предшествующим годом. Близким к полному параличу было железнодорожное сообщение. Невиданные масштабы принял финансовый кризис. Как заметил еще летом министр финансов Н.В. Некрасов, казенный «кошелек пуст, в нем лежат лишь неоплаченные векселя». Прямой государственный долг достиг астрономической суммы — до 500 млрд. рублей (или 250 млрд. долларов по курсу начала 1917 г.). И них 12 млрд. приходилось на внешний долг. Бушевала инфляция, снизившая покупательную способность рубля до 6-7 довоенных копеек. Рост цен, перебои в продовольственном снабжении, массовая спекуляция обостряли нужду населения. Эсеро-меньшевистские «Известия ЦИК Советов» в преддверии еще одной военной зимы мрачно констатировали: «Все расклеивается, все идет под гору. Падает снабжение, падает производство, ничего нельзя достать ни за какие деньги... Экономическая жизнь идет к явному краху».

От хозяйственной разрухи особенно страдало рабочее население городов. Рост зарплаты, достигнутый после Февраля, был быстро сведен на «нет» дороговизной и бесхлебьем. Лавинообразно множились забастовки. Предприниматели шли на локауты, закрывали заводы, фабрики и шахты. Рабочие от требований контроля над производством переходили к лозунгам передачи предприятий трудящимся, а власти — Советам. Крупным политическим событием явилась сентябрьская всероссийская забастовка железнодорожников.

В деревне осенью разгорался пожар крестьянских восстаний. Повсеместно происходил захват помещичьих земель. Воинские и казачьи команды не справлялись с «аграрными беспорядками»: число их за сентябрь-октябрь увеличилось в 6 раз по сравнению с мартом-июлем 1917 г. Карательные военные экспедиции вызывали ответное ожесточение деревни, где начались поджоги имений, расправы с их обитателями.

По существу, частью аграрного движения стали выступления за мир вчерашних крестьян — солдат, вконец измученных войной. Чем решительнее деревня поднималась против помещиков, тем настойчивее солдаты требовали «замирения» на фронте, чтобы поскорее вернуться домой, и принять участие в дележе земли крупных собственников. Армия все чаще «голосовала за мир ногами» — так называли массовое дезертирство. За 1917 г. воинские части самовольно покинули около 2 млн. человек. Обычными стали отказы от исполнения приказов, братание с противником. Офицеры, огульно взятые и властями, и армейскими низами под подозрение как корниловцы, теряли последние рычаги воздействия на деморализованную солдатскую массу. Их место занимали армейские комитеты, особенно ротного и полкового уровня, склонявшиеся в сторону большевизма.

Расстановка политических сил   

С конца августа 1917 г. руководство Советами (сначала Петроградским и  Московским, затем других крупных городов)  постепенно переходит  к большевикам. Сотни Советов принимают в качестве программных резолюции о власти, предложенные фракциями РСДРП(б). Они содержали категоричное осуждение политики «соглашательства», требовали отставки Временного правительства и создания власти из «представителей революционного пролетариата и крестьянства» с целью проведения коренных изменений в общественном устройстве страны. Большевики снова выдвинули лозунг «Вся власть Советам», не отказываясь в принципе от курса на вооруженное восстание.

Большевистская партия представляла собой к этому времени серьезную политическую силу. Если в апреле 1917 г. в ее рядах было около 70 тыс. человек, то к сентябрю того же года она насчитывала более 300 тыс. человек. Кроме разветвленной партийной структуры, РСДРП(б) располагала Военной организацией для прямой работы в армии, а также контролировала вооруженные отряды Красной гвардии. К октябрю в них насчитывалось свыше 100 тыс. человек.

Главные конкуренты большевиков в борьбе за влияние на народ, социалистические партии, напротив, переживали серьезный кризис. Падало их влияние в рабочих массах, сокращалась численность из-за оттока рядовых членов. Среди эсеров в октябре произошел раскол. Выделилось левое крыло, возглавляемое М.А.Спиридоновой. В конце ноября 1917 г. оно оформилось в самостоятельную партию левых эсеров. Участились случаи перехода меньшевиков и эсеров в большевистскую партию.

Колебания в большевистском ЦК

Между тем в отсутствие В.И.Ленина (он скрывался тогда в Финляндии) в большевистских верхах обнаружили  себя немалые колебания. Часть руководителей, памятуя об уроках июльских событий, не считалацелесообразным проведение вооруженного восстания в настоящий момент и предлагала более тщательно подготовиться к захвату власти. У другой части отчетливо проявлялись примиренческие настроения, стремление сохранить некое подобие единого фронта с социалистами, сложившегося в дни корниловщины. Свидетельством тому было участие делегации большевиков в Демократическом совещании и в Предпарламенте.

Г.Е.Зиновьев и Л.Б.Каменев утверждали, что только рост революции в Европе сделал бы для большевиков обязательным немедленное взятие власти. Лидеры умеренного крыла большевизма высказывали серьезные сомнения и в степени популярности партии в народе: «За нас большинство рабочих и значительная доля солдат. Но все остальное — под вопросом». При правильной тактике, подчеркивали Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев, большевики могут получить около трети мест в Учредительном собрании. Таким образом, умеренные большевики отстаивали не революционный, а парламентский, мирный путь дальнейшего развития страны. Причем вопрос о взятии власти целиком под контроль большевистской партии ими вообще не ставился.

В.И. Ленин из своего далека придерживался совершенно иной оценки ситуации и перспектив для партии. В регулярно отсылаемых в Петроград письмах и статьях («Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Удержат ли большевики государственную власть?» и др.) он требовал от ЦК немедленно перевести подготовку восстания в практическую плоскость. Самым весомым аргументом В.И. Ленина были слова: «Мы имеем тысячи вооруженных рабочих и солдат в Питере, кои могут сразу взять и Зимний дворец, и Генеральный Штаб, и станцию телефонов, и все крупные типографии... Если бы ударили сразу, внезапно, из трех пунктов, в Питере, в Москве, в Балтийском флоте, то девяносто девять сотых за то, что мы победим». В.И, Ленин без устали повторял: Временное правительство коварно готовит сдачу Петрограда и Балтфлота немцам для удушения революции в самом ее центре.

Колоссальный ленинский напор на колеблющиеся верхи партии принес свои плоды уже 7 октября, в день нелегального возвращения большевистского лидера в столицу. Тогда делегация РСДРП(б) демонстративно покинула первое заседание Предпарламента. На заседании ЦК 10 октября, несмотря на энергичные возражения Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева, была принята резолюция, в которой взятие власти ставилось «на очередь дня». Линия на «всестороннюю и усиленнейшую подготовку вооруженного восстания» была подтверждена в постановлении ЦК от 16 октября.

Штурм власти

12 октября Петроградский Совет, возглавляемый Л.Д. Троцким, избрал Военно-революционный комитет (ВРК), куда, помимо большевиков, вошли представители левого крыла эсеров и анархистов. 22 октября ВРК направил своих полномочных комиссаров во все воинские части Петроградского гарнизона, чем фактически лишил Временное правительство власти над ними. С 24 октября отряды ВРК в составе рабочих-красногвардейцев, революционных солдат и матросов Балтфлота стали занимать ключевые пункты столицы: вокзалы, мосты, телеграф, электростанции. В ночь на 26 октября восставшие захватили Зимний дворец. Временное правительство прекратило свое существование, а его министры были взяты под стражу.

Соседние файлы в папке 2016 ИСТОРИЯ экзамен