Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия искусства.docx
Скачиваний:
106
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
54.77 Кб
Скачать

13.3.1. Новое время и проблема творчества

В Новое время к проблеме творчества обратились представители эстетики классицизма, стремясь понять соотношения между правилами творчества и свободной фантазией художника. В конечном счете, правила признаются определяющими, художественная фантазия должна сдерживаться рассудком (Буало Н. Поэтическое искусство. -М., 1957.).

В период Просвещения французский просветитель Ж.Б.Дюбо, автор знаменитых в свое время "Критических размышлений о поэзии и о живописи", одним их первых заинтересовался проблемой таланта и гения в искусстве. Его взгляды характеризуют его как типичного представителя Просвещения (Дюбо Ж.Б. Критические размышления о поэзии и о живописи. - М., 1976.).

Гениальность, по мнению Дюбо, предопределена физической организацией человека: "предрасположенность к искусствам основывается на особом устройстве каждого из мозговых органов и на их удачном соотношении между собой, а также на таких свойствах крови, которые, вызывая ее брожение, позволяют ей обильно питать мозг в процессе творчества".

Таким образом, подчеркивается естественное основание природы гения, которое связывается с наличием исключительной анатомо-физиологической организацией, развитой биологической основой.

Основное свойство, обусловливающее все другие качества гения, Ж.Б.Дюбо видит в чувствительности, которая по степени выражения и проявления намного сильнее у него, чем у обычных людей. "Из всех качеств, которые дарует одним людям власть над другими, самым могущественным является вовсе не величие духа и сила разума, а способность волновать других по своей воле. Способность эта принадлежит людям, умеющим проникнуться чувствами, которые они хотят внушить другим".

Эту идея о том, что в основе гения лежит "крайняя чувствительность" нашла своих последователей, как во Франции, так и в Германии. В дальнейшем ее будет развивать Д. Дидро, который так напишет о гении: "Его начало - крайняя чувствительность, делающая его восприимчивым к множеству впечатлений".

Острая чувствительность в теории Ж.Б.Дюбо дополняется воображением, или как он называет, "творческой фантазией". Это также врожденное качество, им обладают одаренные люди, как в области искусства, так и в риторике, военном деле, даже медицине. Во всех этих областях человеческой деятельности воображение, которое часто отождествляется с внутренним чутьем, интуитивным предвидением, проницательностью доминирует над накопленными знаниями, приобретенным опытом. Именно это и отличает гения в этих областях от гения в естественных науках, в которых невозможно создать что-либо нового не овладев предыдущим. В области же искусства, риторики, военном деле гений: "Может сам создать искусство и подобрать к нему метод".

Это очень глубокая мысль Ж.Б.Дюбо, предваряющая высказывание И. Канта о том, что гений дает правила искусству. Действительно, если в естественных науках движение вперед осуществляется благодаря непосредственному овладению предыдущим знанием, которое создает предпосылки открытий в науке, то в искусстве все гораздо сложнее. Специфика научного познания проявляется в коллективном опыте человечества, носящем абсолютный характер. Прогресс в естественных науках выступает как поступательное развитие, где появление последующих звеньев основывается на добытом прежнем знании. Искусство также представляет коллективный опыт человечества, но этот опыт уже не носит такого прямого, непосредственно детерминированного влияния.

Рассматривая процесс создания гением художественного произведения, французский просветитель уделяет особое внимание проблеме вдохновения. Загадочность этого процесса, как мы уже заметили, породила множество трактовок и недоразумений. Так в античности вдохновение - это "божественное наитие" (Платон), "одержимость", "сладостное безумие" (Гораций), у Буало - это "исступление". Вдохновение в основном понималось как внушение, или откровение свыше.

Характеризуя состояние вдохновения, Ж.Б.Дюбо выделяет некоторые черты, присущие этому процессу. Прежде всего, приход вдохновения отмечается у поэта состоянием самозабвения. В этот момент гений творит как бы помимо своей воли, бессознательно, создавая внезапно такие образы, о которых он, якобы, и не думал. Это происходит интуитивно, делается в состоянии "опьянения", даже неистовства.

Состояние вдохновения, считает автор трактата, - это высший этап творческого процесса, ему предшествует длительная, кропотливая работа над замыслом, сюжетом и планом произведения. Когда же гения посещает вдохновение, он творит легко, все трудности отступают, идеи легко выражаются. Однако, то, что создано в порыве вдохновения, должно быть "отшлифованно". Наивен тот художник, скептически замечает Ж.Б.Дюбо, который считает, что, созданное в процессе "безумия" не должно быть доработано.

Кроме Ж.Б.Дюбо во Франции проблемой гения занимался и Д.Дидро. Настоящим художником, по убеждению Дидро, можно стать лишь, будучи знатоком жизни, черпая из нее великие идеи, стремясь к "поиску истины, первоисточника". В этом стремлении художники должны следовать примеру философов, которые "привели философию из воображаемого мира в реальный". Дидро сожалеет о том, что прошло время, когда в одном лице соединялся философ, поэт, музыкант. Утрата мудрости пагубно сказалась на искусстве. Но не менее важным, чем знание, является для художника воспитание в себе гражданских добродетелей. Художник должен быть гражданином. "Пусть заглянет в самого себя и увидит там человеческую природу, пусть он глубоко изучит общественные сословия, их функции, значения, недостатки и преимущества". Обращаясь к живописцу Дидро, призывал: "На твоей обязанности лежит прославлять, увековечивать великие и благородные дела, воздавать почтение несчастной и оклеветанной добродетели, клеймить счастливый и всеми почитаемый порок, ужасать тиранов".

Таким образом, творческая личность, гений рассматривались французскими просветителями не только с позиций внутреннего мира художника, но и под углом зрения отношений творческой личности и общества. Просветители не противопоставляли гения обществу, но, напротив, видели и стремились определить его социальную миссию.