Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия средневековья / 15. Франческо Патрици

.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
19.02.2016
Размер:
15.25 Кб
Скачать

15. Франческо Патрици

Он происходил из хорватского дворянства, его родовое имя – Петрис. Он был не только подданным Венеции, но по образованию, языку, творчеству полностью принадлежал итальянской культуре. Он был приучен к морским путешествиям и много лет провел в скитаниях. Он учился в Падуе и в Ингольштадте, побывал в Германии, Франции, Испании, изучал богословие и медицину, управлял поместьями на Кипре, занимался мелиорацией в долине По, книжной торговлей, издавал описания путешествий и вспоминал, как его самого “некая сила рока, с девятилетнего возраста и до нынешних лет, гнала в постоянные странствия по суше и по морям”. Он стал придворным философом Феррарского герцога и профессором специально для него учрежденной кафедры платонической философии – сперва в Ферраре, позднее – в Риме. Его ведь к тому времени уже признали главой итальянских платоников.

Критика аристотелизма. Как платоник он ставил перед собой задачу до основания уничтожить все наследия Аристотеля – философское, историческое, нравственное. Первый том его «Перипатетических дискуссий» посвящен биографии Аристотеля, разбору его сочинений, истории аристотелизма. Аристотеля он обвиняет в том, что он якобы отравил своего ученика и повелителя Александра Македонского, в неблагодарности (что он оспаривал сочинения своего учителя Платона) и в уничтожении творений своих предшественников – древних греческих философов. Стремясь установить подлинный свод сочинений Аристотеля, Патрици исходит из внутренней критики текстов и выдвигает шесть оснований для определения авторства Стагирита (Аристотеля): сходство стиля, тождество основных положений, совпадение часто встречающихся суждений, цитирование в несомненно принадлежащих Аристотелю произведениях, свидетельства учеников, суждение последователей перипатетической философии. Второй том книги посвящен согласию Аристотеля и Платона. Но тут он хочет разрушить «исключительность» аристотелизма и показать прямую зависимость Аристотеля от его предшественников. Третий том Патрици посвятил “расхождениям” Аристотеля с другими философами, доказывая, что аристотелизм не только не единственная, но и далеко не лучшая из существующих философских традиций. В четвертом томе Патрици выходит за рамки критики и нападает уже не на Аристотеля, а на тех, кто черпает премудрость из книг и не стремится познать сами вещи. Истинная философия должна основываться на опытном и чувственном познании. Нет смысла в знании, если ты его не прочувствовал. Тут же Патрици отвергает понятие «лишенности» как начала всех вещей у Аристотеля. Патрици говорил, что бессмысленно делать началом всего то, что даже не является сущим. Из всех атрибутов материи Патрици считает необходимым сохранить только 4: материя есть начало вещей, она есть стихия (элемент), но не всех, а лишь первичных, изначальных тел, она есть причина и сопричина вещей. По Патрици, материя важнее формы бытия. Ведь материя – причина формы бытия.

Начала вещей. Патрици предложил абсолютно новый подход к понятию начала вещей. Он писал, что все тела состоят из четырех внутренних начал – пространства, света, тепла и потока.