Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
120
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
83.46 Кб
Скачать

Обработка перешейка

До недавнего времени существование пе­решейка было известно только на теоретиче­ском уровне из анатомических и гистологи­ческих исследований (Hess, 1925 a, b; Meyer, 1955 а) и не предполагалось, что наличие пе­решейка может иметь клинические послед­ствия и что это следует принимать во внима­ние при проведении резекции верхушки корня.

В каналах с некротизированной пульпой микроорганизмы находятся не только в апикальной трети, но и в перешейке. Поэтому одна из основных задач микрохирургии -очистка и пломбирование этого участка. На­ши клинические исследования показали, что основной причиной неэффективности хи­рургического лечения в 80% случаев является неадекватная обработка перешейка (или во­обще отсутствие этой обработки).

Существует множество вариантов формы перешейка. Ультразвуковая обработка этого участка требует особой осторожности, поскольку перешеек расположен в тонкой, хрупкой части зуба. В противном случае лег­ко получить перфорацию.

Выбор ультразвуковой насадки зависит от формы верхушки корня. Если перешеек находится в тонкой части корня, его обра­ботку рекомендуется проводить насадкой СТ-1 с острым кончиком. Если же перешеек локализуется в более широкой части корня, используют насадку СТ-5.

Обычно перешеек проходит в направле­нии от вестибулярной к оральной поверхнос-ти корня. Его обработку вначале проводят прерывисто с охлаждением водой, чтобы сле­довать ходу перешейка. Под микроскопом при среднем увеличении (х12—16) проверя­ют, сохранен ли ход перешейка. Затем обра­ботку продолжают насадкой СТ-5 с обиль­ным орошением водой.

Ретроградную обработку канала проводят на всю активную рабочую длину трехмилли­метровой насадки. Качество обработки, фор­му и чистоту перешейка оценивают под большим увеличением (более х16).

Рис. 661. Рентгенограмма до операции.

На нижнем левом первом моля­ре ранее была проведена резек­ция верхушки корня с ретро­градным пломбированием амальгамой. Через 3 года после лечения появилась припухлость щеки. На рентгенограмме обна­ружен периапикальный очаг де­струкции кости в области ме­диального корня, образовав­шийся предположительно в ре­зультате повторного инфицирования.

Рис. 662. Отслаивание лос­кута.

После отслаивания лоскута об­наружены большой костный де­фект и грануляционная ткань, связанная с корнем моляра. Причиной деструкции костной ткани стал необработанный пе­решеек, содержащий инфици­рованную ткань.

Рис. 663. Ультразвуковая обработка.

Проведен тщательный кюретаж костной полости, из медиа­льных каналов удалена амальга­ма. После этого стало видно, что каналы были обработаны плохо, а перешеек - вовсе не обработан. Проведена ультра­звуковая обработка апикальной части каналов и перешейка па­раллельно длинной оси зуба.

Рис. 664. Ретроградное пломбирование.

Каналы и перешеек были за­пломбированы материалом Su­per ЕВА - упроченным цинкоксид-эвгенольным цементом. Лоскут пришит на место.

Рис. 665. Постоперацион­ная рентгенограмма. Цемент Super-EBA не такой рентгеноконтрастный, как амальгама. Пломбировочный материал соединяет два медиа­льных канала, показывая лока­лизацию перешейка. Это ти­пичное изображение запломби­рованного перешейка. Отдель­ные округлые ретропломбы (рис. 661) в микрохирургии мо­ляров будут встречаться все ре­же и реже.

Рис. 666. Наблюдение. Через 6 мес. четко видны при­знаки регенерации коечной тка­ни. Это подтверждает то, что причиной неэффективности предыдущего лечения было от­сутствие обработки перешейка.